Главная страница

«Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи» Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи


Скачать 57.34 Kb.
Название «Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи» Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи
Дата 06.03.2016
Размер 57.34 Kb.
Тип Документы

«Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи»

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи
У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.

Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком, щеками.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно -мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность артикуляционных органов.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Специальные игры и упражнения направлены на совершенствование движений, снятие мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.

Развить речевые органы помогут два вида гимнастики: пассивная и активная.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивную артикуляционную гимнастику рекомендуют маленьким детям (до 2 лет) и дошкольникам старшего возраста, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из - за снижения подвижности губ и языка.

Пассивные движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3 - 4 раза. Делать пассивную гимнастику следует едедневно, желательно 2 раза в день.

Периодически проверяйте, увеличилась ли в результате пассивных упражнений подвижность губ и языка ребенка, и, когда это станет возможным, замените пассивную гимнастику комплексом активных упражнений.

Упражнения для губ

Трубочка

Указательными пальцами обеих рук соберите губы ребёнка в «трубочку».

Улыбка

Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребёнка.

Утиный клювик

Захватите большими указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы оттгивайте их вперед, как утиный клювик.

Поднимание верхней губы

Указательными и средними пальцами обеих рук приподнимите верхнюю губу ребёнка так, чтобы была видна верхняя десна.

Опускание нижней губы

Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребёнка так, чтобы была видна нижняя десна.

Упражнения для языка

Отведение языка в стороны

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребёнка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.

Поднимание языка

Приподнимите кончик языка ребёнка ручкой чайной ложки к верхней губе.
Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционная гимнастика - это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Её ребёнок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные движения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2 - 5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребёнком одного и того же движения).

Чтобы заранее подготовить артикуляционные органы ребёнка к произнесению всех звуков родной речи, необходимо проводить с ним специальную артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика для ребёнка не должна превратиться в серию утомительных упражнений. Она проводится в форме забавной игры. Ребёнок, увлекшись игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития речевой моторики будет проходить быстрее и успешнее.

Главное условие эффективности артикуляционной гимнастики - хорошее настроение ребенка. В этом случае можно быть уверенным, что ребёнок и в следующий раз с желанием будет заниматься артикуляционной гимнастикой.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть и Ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого. Каждое упражнение ребёнок повторяет от 2 до 4 раз, а взрослый следит, всё ли правильно ли он делает.

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Литература

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - Спб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

Косинова Е. М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.

Костыгина В. Н. Тру - ля - ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. - М.: Карапуз, 2006.

Новиковская О. А. 500 игр и упражнений для развития речи. - М.: АСТ; АСТ; Спб.: Сова; Владимир: ВКТ. 2008. - 318 с.

«Шпаргалка» для учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда - практика. - Спб.: КАРО, 2008.