Главная страница

Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости. Апрель 2011 года


Скачать 79.91 Kb.
Название Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости. Апрель 2011 года
Дата 09.03.2016
Размер 79.91 Kb.
Тип Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ. Апрель 2011 года.
В марте- апреле 2011 года в ДОУ №52 ВКУ им. А.Ф. Можайского проводилась индивидуальная и групповая диагностика школьной зрелости.

Целью диагностики являлось :

  1. определение уровня актуального психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

  2. разработка рекомендаций по коррекции и развитию уязвимых качеств для педагогов и родителей,

  3. определение целесообразности начала школьного обучения у детей 6 лет.

  4. выявление детей с уязвимым невротическим статусом с целью оказания им психологической помощи.

Контингент обследования: дети 6-7 лет на момент тестирования, всего 12 человек.

Задачи психодиагностики:

  1. Определение физиологической зрелости ребёнка.

  2. Определение уровня развития мыслительных процессов : анализа- синтеза, обобщения, классификации, сравнения, в том числе с предъявлением стимульного материала исключительно словесного характера (без картинок).

  3. Определение уровня общей осведомлённости ребёнка об явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.

  4. Определение устойчивости внимания, в том числе- слухового.

  5. Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.

  6. Определение объёма зрительной памяти.

  7. Определение уровня развития речевых характеристик, в том числе, словарного запаса, грамматического строя речи.

  8. Изучение преобладающей мотивации (учебная или игровая), наличия установок на школьное обучение.


Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, тест «Филиппок», тест школьной зрелости Кёрна- Йерасека, методики «Шифровка», «Графический диктант», «Домик», «Установление последовательности картинок», «Классификация» и другие. Не исследовалось умение детей писать, читать и считать.

Результаты психодиагностики:

  1. Рекомендовано начало школьного обучения в 2011- 2012 году - 10 человек; не рекомендовано - 2 человек. Рекомендовано повторное тестирование в конце апреля после проведения родителями развивающих занятий по материалам и дидактическим играм, рекомендованным психологом - 1 человек. Рекомендовано решение вопроса о начале школьного обучения после консультации врача- невролога (синдром дефицита внимания) – 1 человек. Выявлен один ребёнок с невротическими нарушениями при высоком уровне школьной зрелости.

  2. Все родители получили индивидуальные консультации по результатам диагностики, стратегии поведения родителей, индивидуальным особенностям ожидаемой учебной деятельности ребёнка. В соответствии с Законодательством РФ все родители имели возможность присутствовать на тестировании своего ребёнка, оценивать результаты прохождения методик, получать оперативную информацию от педагога- психолога. Индивидуальные результаты тестирования носят конфиденциальный характер, хранятся и предоставляются в вышестоящие организации в зашифрованном виде.

  3. Анализ общегрупповых результатов выявил следующие тенденции в подготовке детей к началу школьного обучения:

    1. Хуже всего в группе обстоят дела с уровнем общей осведомленности. Только 25% детей смогли назвать дату своего рождения. Ни один ребёнок не смог назвать свой домашний адрес, как того требует методика, а именно: страна, город или область, населённый пункт, дом, квартиру. В лучшем случае называли страну и номер дома и квартиры (42%), а 58 % не смогли правильно назвать ничего. Многие дети не знают, кем работают их родители даже описательно. Фамилию, имя и отчество родителей смогли назвать только трое. Дети старшего дошкольного возраста отвечали, что их маму зовут «тётя Света». Только один ребёнок смог правильно определить время на механических часах. Ещё 6 детей могут определить на часах целые часы (9.00, 2.00). Остальные дети не умеют и этого. Только 4 человека хорошо знают дни недели, могут назвать их по порядку, сказать, какой день недели сегодня, какой был вчера, назвать будние и выходные дни. Ещё хуже обстоят дела с месяцами года. Их знает удовлетворительно только 2 человека. К сожалению, многие дети не смогли справиться с игровым заданием «Нахождение нелепиц в тексте». Им было предложено игровое задание исправить то, что неправильно сочинил в стихах автор. Например: «Поздней осенью медведь любит в речке посидеть». Дети отвечали, что медведь не любит купаться, либо затруднялись ответить. Это говорит о том, что ребёнок не знаком с поведением зверей в природе, он не знает, что поздней осенью медведь впадает в спячку. Возможно, ребёнок знает это, но в таком случае он не умеет применять имеющиеся у него сведения, сведения эти отрывочны и не носят системного характера. При анализе стихотворной строчки «Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу» дети говорили: «конь не может прыгать в снегу, он провалится». В то же время ответ очевиден - рогатых коней не бывает, так же как летом не бывает снега. Даже после наводящих вопросов некоторые дети не справились с этим несложным заданием, а безошибочно выполнили все 4 задания всего двое. При проведении словесно- логического субтеста, выявилась общая тенденция при ответах на вопросы- дети не знают названия домашних животных (щенок, поросёнок, жеребёнок, ягнёнок). Ни один ребёнок на вопрос «Зачем люди занимаются спортом?» не отметил, что физкультура и спорт укрепляют здоровье, а один ребёнок даже сказал, что спортом занимаются от нечего делать. В основном дети говорили, что занимаются спортом ради того, чтобы быть сильным, получать медали. Данный факт свидетельствует о том, что пропаганда здорового образа жизни занимала в системе дошкольного воспитания недостаточно места. Одна девочка сказала, что машина должна останавливаться на зелёный свет. При выполнении теста «Рисунок человека» многие дети забыли нарисовать рот, нос, уши, брови, волосы, одежду, пальцы рук.

    2. Очень плохо обстоят дела с классификацией. Причем для тестирования были предложены задания пониженной сложности, с опорой на картинки, а не просто на слова, как предлагается в стандартной методике. Задания на классификацию были также взяты простые. К примеру, не бралось задание «Природные объекты - рукотворные объекты», хотя работа над этими понятиями начинается в младшей группе. К сожалению, даже такие несложные задания у детей вызвали значительные затруднения. Только 50% детей справились с заданием хорошо. Многие дети исключая лишний предмет , делают это по случайному, несущественному признаку. Например, ребёнок исключая книгу из музыкальных инструментов, объясняет это тем, что она «не поёт». Птицу из насекомых - потому что она «прыгает по веткам», »потому что у неё длинный хвост», верблюда из рогатых животных- «потому что он плюётся», цветок из деревьев- «потому что он другого цвета», неверно исключают зелёное яблоко из карточки фрукты- овощи, «потому что оно незрелое», из этого же ряда вишню- «потому что в ней косточки» и так далее. В то же время, дети этого возраста должны на слух, без опоры на картинки выбирать из 4 слов лишнее. Подавляющее большинство детей не смогли сделать и обратное задание- назвать предметы одним словом. Например, Москва, Тверь, Калуга- что это? Плавание, футбол, прыжки в высоту – как назвать одним словом? Также надо заметить, что на вопрос «какие виды транспорта ты знаешь?» дети начинают перечислять названия (автобус, трамвай), не называя виды- наземный, воздушный, водный…Только один ребёнок в группе обладает высоким уровнем обобщённости мышления, при этом он способен самостоятельно творчески вычленять оригинальные классификационные единицы. Например, говоря о подземном транспорте, этот ребёнок причислил к нему тележки, которые движутся в шахтах, самостоятельно задумывался о том, можно ли считать лифт транспортом, выделил такой вид транспорта, как военный транспорт. Несомненно, это говорит о том, что базовый уровень знаний им освоен в полной мере.

    3. У детей группы недостаточный словарный запас. Дети не могут назвать по картинке тыкву, свёклу, мухомор, арфу, стрекозу, называют варежки перчатками, лук- чесноком, а несъедобные грибы- «неядными», понятие «пальцы» путают с понятием «лапы», в результате я узнала, что у птицы 3 лапы. Дети не знают слово « шлагбаум», не могут описать старого человека (морщины, седые волосы, сгорбленный). Многие затруднились в названиях «насекомые». Номер квартиры и дома дети также путают. Один ребёнок даже не смог назвать барана, персик, виноград, перья, что вызывает недоумение. В речи детей крайне мало прилагательных, глагольный состав также беден и однообразен. Описания последовательности картинок слушать скучно, даже если они правильные: «Он пошёл на улицу, потом пошёл домой, взял кораблик и стал его пускать в луже.»- вот пример такого рассказа. Рассказы не содержат объяснения мотивов поведения героя, его мыслей. Даже после наводящих вопросов дети затрудняются в описании. Только в отношении двух детей можно говорить о хорошем словарном запасе. В то же время, дети предшкольного возраста должны не только качественно описывать наглядный стимульный материал (картинки), но и объяснять смысл пословиц и поговорок в обобщённом виде. К сожалению, достигнутый уровень осведомлённости и развития речи не позволяет детям сделать этого. Пословицы дети понимают и объясняют буквально ( «Дяденька спешил куда-то, упал и все над ним смеялись» - пословица «Поспешишь- людей насмешишь»).

    4. Операции сравнения также вызывают значительное затруднение. Так, на вопрос, чем похожи собака и кошка, большинство детей ответило «хвостами» и «ушами». При выявлении отличий между курицей и собакой главное отличие- наличие у птиц крыльев появляется в мыслительной деятельности детей на 3-4 «ходу», и то с помощью педагога. Отнесение собаки и курицы к классификационным категориям ( собака- зверь, а курица- птица) не использовал для описания различий никто. Дети чаще всего называют клюв и рот с зубами.

    5. Детям предлагалось 3 различных на копирование образцов- это срисовывание группы точек, срисовывание группы слов и методика «Домик», в рисунке которого содержатся элементы букв. К сожалению, эти методики также не были выполнены детьми на должном уровне. Так, слова не привязаны к линеечкам, в группе точек не соблюдено расположение их друг относительно друга, нарисовано неправильное количество. Детали домика несимметричны, прямоугольники деформированы, детали заборчика (особенно справа) нарисованы неверно, нарушены пропорции в некоторых рисунках.

    6. Хорошие результаты получены по диагностике пространственной ориентации. Практически все дети хорошо ориентируются на листе бумаги.

    7. Уровень физиологической зрелости большинства детей достаточный, однако обращает на себя внимание быстрая утомляемость мышц руки при выполнении письменных заданий. Некоторые дети плохо владеют приёмами вырезания.

    8. Уровень мотивационной готовности по группе средне-высокий . Дети имеют достаточные представления о школе, общаются со школьниками, приглашаются в школу на мероприятия (например, выступали на Празднике Победы в школе). Дети хотят учиться, мотивы этого желания индивидуальны - «быть взрослым», «много знать», «общаться с друзьями- школьниками», «получать пятёрки»…

Рекомендации родителям:

  1. Психологически готовить детей к роли школьника. Формировать готовность к школьному обучению.

  2. Выучить с ребёнком адрес, дни недели, названия месяцев, названия профессий, ФИО родителей и других родственников. Формировать обобщающие понятия : транспорт, мебель, овощи, фрукты, профессии, бытовые приборы, игрушки, посуда, одежда, школьные принадлежности и т.д.

  3. Развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи в процессе повседневного общения. Учить сравнивать между собой два предмета (например, апельсин и лимон, поезд и трамвай), устанавливая их сходства и различия.

  4. Прививать нравственно- оценочное отношение к происходящему вокруг. Формировать личностную позицию у ребёнка на уровне «что такое хорошо и что такое плохо».

  5. Проводить закаливание и физическое укрепление детей в предшкольный период. Особое внимание обратить на укрепление статических мышц и мышц руки.

  6. Развивать способность детей к наблюдению путём привлечения внимания к явлениям окружающее жизни.

  7. Развивать речь детей - говорить в присутствии детей грамотно, обсуждать с ребёнком события жизни, фильмы, читать книги и т.д. Особое внимание обратить на пополнение словарного запаса за счёт прилагательных и глаголов.

Администрации ДОУ:

  1. Усилить контроль за планированием и осуществлением учебной деятельности в детском саду ( на всех уровнях, начиная с ясельной группы).

  2. Анализировать результаты педагогической диагностики по группам дважды год для получения выводов о результативности обучающей деятельности в детском саду.

  3. Начиная с младшей группы, включить в комплекс утренней зарядки упражнения на укрепление статических мышц туловища и мышц руки ( например, упражнения с утяжелителями, детскими гантелями).