Главная страница

Адаптация пятиклассников Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников


Скачать 86.84 Kb.
НазваниеАдаптация пятиклассников Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников
Дата29.02.2016
Размер86.84 Kb.
ТипАнализ

Адаптация пятиклассников

 Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников.                       

  Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейчас с нашими детьми, с какими проблемами они сталкиваются и какую реальную помощь мы можем им оказать.                              

 Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставил перед собой несколько задач:                

1) Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость  школьной жизнью, изучение учебной мотивации, а также отношение детей к классному руководителю.

 2) Выявить взгляды родителей на процесс адаптации детей к среднему звену школы.                                

Для получения объективных данных проводилось анонимное анкетирование учеников 5 «А» класса и их родителей.

                                                                                                                         

Анализ анкетирования учеников 5«А» класса

         Исследуя удовлетворённость школьной жизнью пятиклассников, мы пришли к выводу, что у 60% детей удовлетворённость школьной жизнью высокая. Они считают, что у них всё получается, они успевают справляться со всеми заданиями учителей без особых трудностей. 35% детей имеют среднюю удовлетворённость школьной жизнью, 10% - низкую.                                                    

         Изучая уровень учебной мотивации, мы выявили, что у 45% детей высокая заинтересованность учебными предметами, у 35% - средняя, у 20% - низкая.                                                                                                                 

         Какие предметы взывают наибольший интерес у детей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы составили рейтинг наиболее значимых для детей учебных предметов.                                                                                                              

1 место  - математика и технология.                                                        

2 место -  русский язык, история, ИЗО.                                                             

3 место — литература и физкультура.                                                              

4 место — окружающий мир и музыка.                                                              

5 место — английский язык.                                                                                

Таким же образом изучалось отношение пятиклассников к своему классному руководителю. 100% опрошенных считают, что их классный руководитель хорошо знает свой предмет, относится к детям с пониманием, у него интересно на уроках. 90% опрошенных считают, что классный руководитель считается с их возможностями, даёт работать самостоятельно.      

 

Анализ анкетирования родителей.

  С целью выявить взгляд родителей на процесс адаптации их детей к условиям средней школы, на родительском собрании было проведено анкетирование.        

         По мнению родителей, трудности в учёбе детей связаны со следующими факторами: с невнимательностью детей — считают 100% родителей; с переходом в средние классы — 33%; с недостатком времени на уроках для подробного объяснения — 8%; с тем, что учитель мало уделяет внимания детям — 0%.

         Родителям задавался следующий вопрос: какая  помощь нужна Вашему ребёнку со стороны учителей? Нужны дополнительные занятия — считают 30% опрошенных, больше объяснения — 42%, должно быть доскональное объяснение домашнего задания — считают 25%, помощь детям не нужна — 8%.       

         Какие советы учителям в организации общения с детьми дают родители?

42% считают, что необходимо доходчивей объяснять новую тему;

33% - чаще спрашивать ребёнка;

60% родителей желают нам терпения;

16% всё устраивает.

         Резюмируя мнение родителей на процесс адаптации детей, можно отметить, что родители видят неравнодушное отношение учителей к детям и большую ответственность возлагают на самих школьников.                               

 

                   Анализ качества обучения детей.

 Проанализируем успеваемость учеников, сравнивая качество обучения на окончание 4 класса и первой четверти 5 класса.

          На окончание четвёртого класса:

10% отличников (2 человека),

42% - хорошисты (8 человек),

5% - с одной и двумя тройками (1 человек),

42% - троечники (8 человек).

         На окончание первой четверти пятого класса:

5% отличников (1 человек),

25% - хорошисты,

40% - с одной и двумя тройками (8 человек),

30% - троечники (6 человек).                                                                             

Снижение уровня успеваемости учащихся в пятом классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы.

                            Подготовка классного руководителя к работе в 5 классе.

        

  1. 1.Изучение программы начальных классов по основным предметам.

  2. 2.Знакомство с методами и приёмами учителя начальных классов.

  3. 3.Посещение уроков в четвёртом классе.

 

Содержание работы классного руководителя, способствующее успешной адаптации пятиклассников.      

                                     

В урочной деятельности:                                                                          

1.Использовать разнообразные методы обучения (урок-диспут, урок-исследование). Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи, умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников, такому хрупкому и неустоявшемуся. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте.         

2. Стараюсь использовать на уроках элементы игры, соревнования.

3. Придерживаюсь индивидуального подхода к детям, учитывая их возможности.                                                                                       

4. Приучаю школьников работать с дополнительной литературой: справочниками, словарями, научно-публицистическими работами.  

5. Добиваюсь полных развёрнутых ответов учеников, чёткой грамотной речи.                                                                                                       

6. Постоянная работа над техникой чтения.                                          

7. Комментирование отметок.  Шкалу оценивания детей стараюсь сделать максимально прозрачной.

 

Во внеурочной деятельности:                                                        

1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками.                 

Классный час на тему «Толерантность» был организован библиотекарями школы и села.                                                                             

2. Проводятся внеклассные мероприятия по предметам, призванные развивать интерес детей к сложным учебным дисциплинам, разнообразить их внеурочные занятия. В рамках предметной недели был проведён «Турнир знатоков русского языка».                       

3. Организация поездок в театр, музей, кино. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке.           

4. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий.                                                                    

5. Организация самоуправления в классе. Развивает у детей самостоятельность и чувство ответственности.                                     

6. Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины. Ведётся в плотном взаимодействии с родителями.           

7. Родительские собрания по вопросам адаптации детей к среднему звену. С начала учебного года было проведено 3 родительских собрания.

 

Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, нужно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. На наш взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы, психологической службы и, конечно, родителей.                             

Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…»    

Хочу немного рассказать о моем классе. Классное руководство принял в 4 классе 16 ноября 2013 года. В этом классе появились новые учителя по предметам. Учащиеся стали привыкать к тому, что к ним на уроки приходили разные учителя. С этого момента в классе начался новый период. Дети привыкали к разным учителям, к новым условиям школьной жизни.

В 5 «а» классе на начало учебного года 28 учащихся: 15 мальчиков, 13 девочек. В начале 1четверти выбыл Алиев Сулейман в МБОУ СОШ 27. На конец полугодия учеников стало 27: 14 мальчиков и 13девочек. Качество обученности класса за 1четверть 80,1%, за 2 четверть 77,63% , что соответствует 78,87% в прошлом году. Все дети учатся в меру своих возможностей. По результатам 1 четверти в классе 2 отличника: Такакева Илона, Шапиева Лолита. Хорошистов 7: Гаглоев Олег, Джидзалов Аслан, Дзугкоев Стас, Мулукаев Саша, Родина Маргарита, Тян Андрей, Хугаев Ян. С одной ″3″ - 8 учащихся. А вот во 2 четверти отличников нет зато хорошистов 10 учащихся. Это – Гаглоев Олег, Джидзалов Аслан, Дзугкоев Стас, Мулукаев Саша, Плиева Милана, Родина Маргарита, Тян Андрей, Хугаев Ян. Причём у Мулукаева Саши одна «4» по математике. Остальные имеют хорошие и удовлетворительные оценки. С одной″3″ уже 5 учащихся. Неуспевающих учащихся в классе нет. Посещаемость учащихся класса хорошая, без уважительных причин не пропускают. Пропуски учащихся связаны с болезнями и по семейным обстоятельствам. Все справки и заявления родителей имеются. В классе нет учащихся из группы «риска» и «проблемных семей».

Коллектив существует пятый год. В настоящее время это уже группа детей с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Ребята чувствуют себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе. Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. В среде своих одноклассников дети чувствуют себя комфортно. В работе с детским коллективом вверенного мне класса я знаю и учитываю индивидуальные особенности учеников. Как классный руководитель и учитель-предметник, испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учениками и их родителями. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддерживать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам..

Учащиеся класса в свободное время заняты дополнительным образованием, посещают кружки, спортивные секции. Мальчики в основном занимаются в спортивной секции по футболу.4 девочки посещают школу искусств. Посещают кружок по художественной гимнастике и танцам.

Четвертый класс закончили с такими результатами:

2 отличника (7,69%)

13 хорошистов (50,00%)

С одной″3″ - 3 (11,54%)

Неуспевающих нет (0%)

Какие предметы вызывали наибольший интерес?

1 место – математика и технология

2 место – ИЗО, физкультура, музыка

3 место – окружающий мир и основы светской этики

4 место – русский язык, литературное чтение

5 место – осетинский язык и осетинская литература

В  1-ю четверть пятого класса получили снижение хорошистов до 7 учащихся, а с одной ″3″ увеличился до 8 учащихся. Далее пошло снижение успеваемости учащихся во 2-ой четверти. Отличников потеряли. Число хорошистов увеличилось до 10. Произошло снижение учащихся с одной ″тройкой″ до 5. Появились учащиеся с одной ″4″ - 3 человека.

Какие предметы вызывали наибольший интерес в 5 классе?

1 место – музыка и технология

2 место – математика, ИЗО, физкультура

3 место – окружающий мир, история

4 место – английский язык, русская литература, осетинская литература

5 место – осетинский язык, русский язык
Дисциплина в классе хорошая, так как создана благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера.

Контроль за успеваемостью ведёт классный руководитель, организована постоянная взаимосвязь с родителями обучающихся по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются отметки.