Главная страница

5 класс. 1 четверть «что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»


Скачать 192.15 Kb.
Название 5 класс. 1 четверть «что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Дата 27.02.2016
Размер 192.15 Kb.
Тип Документы

5 класс. 1 четверть

«ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ»




п/п

Тема / Тип урока

Основные понятия



Возможные виды деятельности


ИКТ, ТСО, оборудование, литература

Планируемые результаты деятельности

Дата

УУД

Вид, форма контроля

план.

факт

1.

Что я знаю о песне?

УОНМ

песня

Исполнение: В.Локтев «Песня о Родине»; «Первый раз в пятый класс».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.


Сформировать представление о песне, как истоке и вершине музыки.

Понять взаимосвязь музыки и речи.

08.09.




Л.




2.2


Как сложили песню?

УПЗУ

мелодия

Исполнение: «Первый раз в пятый класс». Р.Н.П. «Мы пойдём погулять».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.

Уяснить взаимосвязь слова и мелодии в народной песне.

15.09.




Л. К.




3.3


Песня без слов

УОНМ

жанр, вокализ

1.Слушание: С.Рахманинов: вокализ и концерт с оркестром; П.Чайковский. Грустная песенка.

Портрет, ноты, CD –диск, стихи.

Познакомиться с жанрами: вокализ; инструментальная песня.

Знать понятие «вокализ».

22.09




Л. К.

Текущий, творческое задание

4.4


Другая жизнь песни.

КУ

романс, инструментальная музыка

1.Слушание: М.Глинка «Жаворонок», М.Балакирев. Пьеса-фантазия «Жаворонок».

Портрет, ноты, CD –диск, стихи.

Понять, что песня может возрождаться в романсе, инструментальной музыке.

29.09.




Л. Р.




5.5


Жанр кантата.

УОНМ

кантата

1.Слушание: Г.Свиридов. «Поэма памяти С.Есенина, мелодия 2-й части «Поёт зима, аукает».

Портрет, ноты, CD –диск, стихи.

Познакомиться с жанром кантата, знать особенности строения, исполнения.

Уяснить связь литературы и музыки на примере кантаты.

06.10




Л. Р. П.




6.6


Опера.

УОНМ

опера

1.Слушание: Н. Римский – Корсаков, «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».

2.Исполнение: Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы».

Портрет, ноты, CD –диск, стихи.

Познакомиться с жанром оперы, историей рождения и создания жанра, с содержанием оперы «Садко» Н.Римского-Корсакого.

Понять, что если бы не было литературы, не появились бы оперы.

13.10.




Л. Р. П.

Текущий, творческое задание

7.7


Балет.

УОНМ

балет

1.Слушание: К.Хачатурян. Фрагменты балета «Чиполлино».

Портрет, ноты, CD –диск, стихи.

Познакомиться с жанром балет.

Понять, что музыка помогает увидеть героев балета и события, которые происходят на сцене.

20.10.




Л. Р. П.

Текущий, творческое задание

8.8


Превращение песен в симфонические мелодии

УЗИМ

жанр

1.Слушание: Н.Римский – Корсаков Симфоническая картина «Сеча при Керженце»

Портрет, ноты, CD –диск.

Уяснить роль литературы в появлении новых музыкальных жанров.

27.10




Л. Р. П.

Итоговый, анализ музыкальных произведений


5 класс. 2 четверть

«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»




п/п

Тема / Тип урока


Основные понятия

Возможные виды деятельности

ИКТ, ТСО, оборудование, литература

Планируемые результаты деятельности



Дата



УУД

Вид, форма контроля

план.

факт.

9.1



Музыка – главный герой сказки.

УОНМ

чонгури

1.Слушание: Н.А.Аладов. Мелодия для скрипки. Грузинская народная песня «Чела».

2. Исполнение: Д.Кабалевский. «У Лукоморья». Попевка. Норвежская народная песня «Волшебный смычок».

Портрет, ноты, CD –диск, стихи.


Понять, почему музыка помогает героям, побеждает зло, Возвеличивает добро.

Понять, что великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появлялись такие песни и сказки.

17.11






Л. П.




10.2


Музыка главный герой басни.

УОНМ

квартет

1.Слушание: А.Бородин. Квартет №2, фрагмент из 3-ей части.

2. Исполнение: Ж.Колмогорова «Мир – детям!».


Портрет, ноты, CD –диск, стихи.

Понять, что без музыки не было бы басни о музыке.

24.11.




Л. П. Р.

Текущий, творческое задание

11.3


Чудо музыки в повестях К.Паустовского.

УПЗУ

симфония

1.Слушание: В.А.Моцарт. Фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»

2. Исполнение: Ж.Колмогорова «Мир – детям!».

Портрет, ноты, CD –диск, стихи.

Понять значение музыки в прозе.

На примере рассказа К.Паустовского понять, как музыка может принести человеку «опору и утешение».

01.12.




Л. П. Р.




12.4


«Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант» (Э.Григ)

КУ

концерт

1.Слушание: Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (мелодия из первой части).

2. Исполнение: Ж.Колмогорова «Мир – детям!».

Портрет, ноты, CD –диск, стихи.

Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.

08.12




Л. П. Р. К.

Устный, анализ музыкальных произведений

13.5


Музыка в жизни А.Гайдара

КУ




1.Слушание: А.Варламов. «Горные вершины»; А.Рубинштейн. «Горные вершины».

2. Исполнение: А.Ермолов. «Новый год».

Портрет, ноты, CD –диск, проза.

Дать ответ, что было бы с героями А.Гайдара, если бы не было музыки.

15.12




Л. Р.




14.6


Музыка в кинофильмах.

УОСЗ




1.Слушание: Г.Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель», Р.Роджерс «Звуки музыки». 2.Исполнение: Е. А.Ермолов. «Новый год».

Портрет, ноты, CD –диск.

Понять, как музыка в кинофильмах воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональных отклик.

22.12




Л. К.

Итоговый, музыкальная викторина


5 класс. 3 четверть

«МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»



п/п

Тема / Тип урока

Основные понятия

Возможные виды деятельности

ИКТ, ТСО, оборудование, литература

Планируемые результаты деятельности


Дата

УУД

Вид, форма контроля

план.

Факт.

15.1


Можем ли мы увидеть музыку?

УОНМ

Симфоническая картина, рондо

1.Слушание: Н.А Римский-Корсаков. Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане», «Три чуда». М, Глинка рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила».

Исполнение: В.Белый «Орлёнок».

Ноты, CD –диск, проза, стихи.

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.


12.01



Л. П.

Текущий, творческое задание

16.2


Музыка передаёт движение.

КУ

ритм

1.Слушание: К.Листов. «Песня о тачанке».

2. Исполнение: В. Белый «Орлёнок».

Ноты, CD –диск, проза, стихи.

Понять, как разные виды искусства - поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление об эпохе гражданской войны.

19.01



Л. П. К.




17.3


Богатырские образы в искусстве

УОНМ

ритм, тембр, темп

1.Слушание: А.Бородин. «Богатырская симфония». Фрагмент; Романс «Спящая княжна».

2. Исполнение: Шведская народная песня «Три парня».

Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.

На примере «Богатырской симфонии» А.Бородина понять, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

26.01



Л. П. Р.

Текущий, творческое задание

18.4


Героические образы в искусстве

УОНМ

увертюра

1.Слушание: Л.Бетховен. Увертюра «Кориолан» (фрагмент). С.Прокофьев «Вставайте, люди русские».

2. Исполнение: С.Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.

Знать, что музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героических образов.

02.02



Л. П. Р.

Текущий, творческое задание

19.5


Музыкальный портрет.

УЗИМ

«Могучая кучка»

1.Слушание: М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»

2. Исполнение: С.Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.

Понять, становится ли человек богатырём-героем, или находит более достойное применение своей силе, творит добро, несёт людям счастье.

Знать о содружестве могучей кучки.

09.02



Л. П. К.

Устный, анализ музыкальных произведений

20.6


Музыкальный портрет. УПЗУ




1.Слушание: М.Мусоргский «Сиротка»; «Баба-яга» из «картинок с выставки».

2. Исполнение: А.Ермолов «Будет!».

Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.

Понять, что музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о Чём нам рассказывает композитор.

16.02.



Л. П. К.

Текущий, творческое задание

21.7


Музыкальный портрет.

УПЗУ


ария

1.Слушание: С.Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир». Вальс из оперы «Война и мир». Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент). 2. Исполнение: А.Ермолов «Будет!».


.

Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.

Углубить восприятие учащимися музыкальных портретных характеристик; показать, как музыка изображает душевный мир, переживание героев. Понять, что И.Сусанин и М.Кутузов были богатырями Русской земли.

Музыка – искусство прежде всего выразительное. Лучше всего она передаёт душевное состояние героя.

01.03.



Л. П. Р.

Текущий, творческое задание

22.8


Картины природы в музыке.

УОСЗ

«Музыкальный пейзаж»

1.Слушание: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; Э Григ «Утро». 2.Исполнение: В.Баснер «С чего начинается Родина».



Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.

Композитор и художник, независимо друг от друга, средствами, присущими их искусству, изобразили рассвет

в жизни Русского государства, описали исторические события.

15.03.



Л. П. К.

Итоговый, музыкальная викторина

5 класс. 4четверть

«МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»



п/п

Тема / Тип урока

Основные понятия


Возможные виды деятельности

ИТК, ТСО, оборудование, литература

Планируемые результаты деятельности



Дата

УУД

Вид, форма контроля

план.

факт.

23.1


Можем ли мы услышать живопись

УПЗУ


прелюдия

1.Слушание: С.Рахманинов. «Прелюдия соль минор», «Прелюдия соль мажор». 2. Исполнение: В.Баснер «С чего начинается Родина».

Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.

Понять, что оба художника: поэт и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы.

29.03






Входной, проектная деятельность

24.2


Музыкальные краски.

УОНМ

тембр, образ

1.Слушание: Д.Покрасс «Марш Будёного; М.Равель «Хабанера». 2. Исполнение: Я.Френкель «Погоня».

Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.

Показать, что музыка потому и может изображать разные картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Понять, что используя музыкальные краски (тембровые), композиторы создают музыкальные образы и картины.

05.04.








Текущий, проектная деятельность

25.3


Музыкальная живопись и живописная музыка.

КУ

импрессионизм

1.Слушание: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет». 2. Исполнение: Я.Френкель «Погоня».

Ноты, CD –диск, проза, репродукция.

Знать понятие «импрессионизм», историю создания струнных инструментов.

12.04








Текущий, проектная деятельность

26.4


Музыкальная живопись и живописная музыка.

УПЗУ

музыкальная палитра

1.Слушание: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет». 2. Исполнение: «Привет, лето!»

Ноты, CD –диск, проза, репродукция.

Понять, что используя музыкальную палитру, композиторы-импрессионисты передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сияние водяных струй и чистую прозрачность голубого неба.

19.04.






Текущий, проектная деятельность

27.5


Настроение картины и музыки.

УПЗУ

песенность, пейзажность

1.Слушание: «Вечерний звон» Р.Н.П. 2. Исполнение: «Привет, лето!».

Ноты, CD –диск, проза, репродукция, стихи.

Уяснить взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни.

26.04.






Итоговый, проектная деятельность

28.6


Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.

УОМН

шарманщик, музыкальная картина

1.Слушание: И.Стравинский. Фрагменты балета «Петрушка»: тема гулянья, «Танцовщица», «Шарманщик играет на трубе», «Танец оживших кукол». 2. Исполнение: «Привет, лето!».

Ноты, CD –диск, проза, репродукция, стихи.

Увидеть и услышать, что в музыке И.Стравинского, также как в картине Б.Кустодиева, множество самых разнообразных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину

03.05.









29.7


Вечная тема искусства

УОНМ

.

1.Слушание: Ф.Шуберт. Ave Maria. С.Рахманинов «Всенощное бдение»; «Богородице Дево, радуйся». 2. Исполнение: «Привет, лето!»

Ноты, CD –диск, проза, репродукция, стихи.

Увидеть взаимосвязь иконописи и музыки, воплощение образа матери в светском и духовном искусстве. Понять, что икону называют «умозрением в красках», а песнопение – «богословием в звуках»

10.05.






Текущий, музыкальная викторина

30.8

31.9


Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.

УОСЗ




1.Исполнение:

«Гимн РФ» А. Александров, «Пусть всегда будет солнце» А. Островский, «Мама моя», «Новый день» А.Ермолов, «Мир, который нужен мне!», «Мир – детям!» Ж.Колмогорова.

Ноты, CD –диск, проза, репродукция, стихи.

Обобщить представление учащихся о взаимосвязи искусств. Понять, что такое взаимосвязь искусств.


17.05

24.05.








Итоговый, творческий отчёт

32.

33.

34.

35.


резерв.