Главная страница

2013 г Мастер – класс «Приемы формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» Цель мастер-класса


Скачать 163.73 Kb.
Название 2013 г Мастер – класс «Приемы формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» Цель мастер-класса
Дата 27.02.2016
Размер 163.73 Kb.
Тип Документы


Мастер – класс

«Приемы формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»

учитель начальных классов

Чечко Марина Борисовна

2013 г

Мастер – класс

«Приемы формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий в 1 классе.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в 1 классе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов

План проведения мастер- класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом - мастером;

  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о приемах формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I . Постановка проблемы

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,способность личности к саморазвитию и самосовершенствованиюпутем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

  1. Презентация педагогического опыта

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями.

Но как?

Первым шагом в моей работе было детальное ознакомление с универсальными учебными действиями и выбор тех УУД, которые должны быть сформированы у учащихся к концу первого года обучения. Все УУД я распределила по таблицам, которые находятся в портфолио учащихся:


Уровень сформированностикоммуникативных УУД учени 1 класса

Диагностируемый

период

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.


Читать и пересказывать текст

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


январь
















март
















май

















Диагностируемый

период

Ориентироваться в своей

системе знаний: отличать

новое от уже известного с

помощью учителя.


Делать предварительный отбор

источников информации:

ориентироваться в учебнике

(на развороте, в оглавлении, в словаре).


Добывать новые знания: находитьответы

на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Перерабатывать полученную информацию:

делать выводы в результате совместной

работы всего класса.


Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать объекты

Преобразовывать информацию из одной

формы в другую

январь



















март



















май




















Уровень сформированностипознавательных УУД учени 1 класса

Уровень сформированностирегулятивных УУД учени 1 класса

Диагностируемый

период

Определять и формулировать

цель деятельности на уроке

с помощью учителя.


Проговаривать

Последовательность

действий на уроке.


Высказывать своё

предположение (версию) на

основе работы с

иллюстрацией учебника.


Работать по предложенному

учителем плану.


Отличатьверно выполненное

задание от неверного.


Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

(совместно с учителем)

январь



















март



















май




















Уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся 1 класса




ФИО

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.


Читать и пересказывать текст

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


01

03

05

01

03

05

01

03

05

01

03

05

01

03

05

1

















































2







































































































ФИО

Ориентироваться в своей

системе знаний: отличать

новое от уже известного с

помощью учителя.


Делать предварительный отбор

источников информации:

ориентироваться в учебнике

(на развороте, в оглавлении, в словаре).


Добывать новые знания: находитьответы

на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Перерабатывать полученную информацию:

делать выводы в результате совместной

работы всего класса.


Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать объекты

Преобразовывать информацию из одной

формы в другую

01

03

05

01

03

05

01

03

05

01

03

05

01

03

05

01

03

05

1


























































2




























































Уровень сформированности познавательных УУД учащихся 1 класса

Уровень сформированности регулятивных УУД учащихся 1 класса




ФИО

Определять и формулировать

цель деятельности на уроке

с помощью учителя.


Проговаривать

Последовательность

действий на уроке.


Высказывать своё

предположение (версию) на

основе работы с

иллюстрацией учебника.


Работать по предложенному

учителем плану.


Отличатьверно выполненное

задание от неверного.


Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

(совместно с учителем)

10

03

05

01

03

05

01

03

05

01

03

05

01

03

05

01

03

05

1


























































2



























































Уровни сформированности УУД:

  • Высокий (В)– наблюдается постоянно

  • Средний (С) – наблюдается периодически

  • Низкий (Н) – не наблюдается


Затем я составила примерный шаблон урока открытия новых знаний, в котором прописала на каком этапе урока какие УУД чаще всего можно формировать

Этапы урока

Формируемые УУД

личностные

коммуникативные

познавательные

регулятивные

Актуализация имеющихся знаний

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


формирование умения выделять и формулировать познавательную цель

формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умения планировать свою деятельность.

Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

формирование умения работать в паре, группе;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

слушать и понимать речь других.


ориентироваться в своей

системе знаний: отличать

новое от уже известного с

помощью учителя;

находитьответы

на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

формирование умение представлять информацию в виде схемы;

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

формирование умения выявлять сущность, особенности объектов

формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;

высказывать своё

предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией учебника.


Применение нового знания. Развитие умений.

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

читать и пересказывать текст

перерабатывать полученную информацию:

делать выводы в результате совместной

работы всего класса;

делать предварительный отбор

источников информации:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).


формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;

умения планировать свою деятельность;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

отличатьверно выполненное задание от неверного.


Итог урока. Рефлексия.

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

донести свою позицию до других

ориентироваться в своей

системе знаний: отличать

новое от уже известного с

помощью учителя.


давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (совместно с учителем)


Следующий шаг – это выбор средств, с помощью которых УУД будут сформированы. И такими средствами являются задания УМК «Гармония». На уроках обучения грамоте (уроки проводятся интегрировано чтение и письмо) в ходе актуализации имеющихся знаний, ребята учатся строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К):

На какие группы делятся все речевые звуки?

Что вы можете рассказать о согласных звуках.

Как мы можем изобразить это схематически?

Как вы думаете, зачем мы все это вспоминали? (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л))
Далее мы составляем план работы на уроке, т. е. формируется умение планировать свою деятельность (Р):

- Откройте учебник на развороте стр 140-141.

- Попробуйте определить тему урока. (формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника(Р))

- Давайте составим план нашей работы на урок. (На доске записываю предложения детей, но не нумерую.)

- Чего не хватает в нашем плане?

- Над чем мы будем работать в первую очередь? (Так все вместе выстраиваем последовательность действий.)

Примерный план урока по теме: : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф», выглядит так:

  1. Знакомство с новой буквой и звук(ом) или (ами).

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Характеристика звуков

  4. Знакомство с написанием буквы ф.

  5. Чтение слогов и слов.

  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений

  7. Работа с текстом.


Буква ф изучается во втором полугодии, к этому времени все дети знают все буквы, поэтому знакомство с буквой для них не является познавательной целью, поэтому я перехожу ко второй части первого пункта плана и обращаю внимание детей на то, что на доске слово звук.. не дописано.ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Ребята, как я должна была написать: звуком или звуками? (Так как дети знают о том, что есть буквы, которые обозначают один звук, а есть, буквы, обозначающие два звука, то предположения звучат разные)

- Мнения у вас разделились. Как же нам быть? (Нужно провести звуковой анализ различных слов, где встречается этот звук или звуки.) формирование умения выделять и формулировать познавательную цель (П)

- Я предлагаю эту работу провести в парах.формирование умения работать в паре (К), формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу (Р)

Каждой паре предлагается карточка с изображением, в названии которого есть звуки [ф] или [ф`] и схематичным изображением звука в виде человечка.












Перед началом работы дети озвучивают алгоритм действий для характеристики звуков и изображением звука в виде схемы:

  1. Произношу слово

  2. Определяю место нового звука в слове

  3. Произношу звук,

  1. Согласный звук произношу еще раз, закрыв уши ладошками

  • если в ушах звенит, значит звук звонкий. На схеме рисую шляпу-желтый колокольчик.

  • если звона в ушах нет, то звук глухой и на схеме нарисую черную шляпу-цилиндр.

  1. Произношу слог-слияние с этим согласным, определяю твердый он или мягкий,

  • если твердый, то на схеме башмак будет синий

  • если мягкий, то – зеленый.

  1. Глядя на схему даю характеристику нового звука, который есть в данном слове.

В процессе такой работы дети не только учатся совместно договариваться о правилах общения и следовать им, слушать и понимать речь других (Р), но формируются такие познавательные УУД как умение выявлять сущность, особенности объектов и умение представлять информацию в виде схемы.

После того как все пары дадут характеристику своего звука, дети делают вывод: буква ф обозначает два звука [ф] и [ф`].формирование умения на основе анализа объектов делать выводы (П)

После каждого этапа работы проводится рефлексия:

- Что у вас получалось в работе лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше следующий раз?

На этапе чтения слов у ребят формируется умение добывать информацию из различных источников (П), так как в Букваре даются слова, значение которых детям не понятно. Дети учатся работать с толковым словарем.

III. Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе.

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось?

Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?