Главная страница

1 Наблюдение за воробьями Цель


Название 1 Наблюдение за воробьями Цель
страница 4/4
Дата 17.02.2016
Размер 0.7 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.
Отметить состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившие участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды, льда. Объяснить слово «ледоход».

Вспомните, что вы видели в лесу, идя на речку? Какие признаки весны заметили на участке детского сада? Как «борются» зима с весной на речке?

В народе говорят: «Как третья хвоя падает, так через две недели и река пойдет — ледоход».
Пальчиковая гимнастика "Машины".



52

Наблюдение за сорокой
Цель пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который

она издает; обогащать словарный запас художественным

словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Беседа Всюду я летаю,

Все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «лесной газетой»?
Что это за птица, как она выглядит?

Вьет ли сорока гнезда, зачем?

Какие заботы у птицы весною?

Как они берегут свое потомство?

Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)


Пальчиковая гимнастика "Сорока–белобока".


53

Наблюдение за рябиной
Цель закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной.
Беседа Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?
По каким характерным признакам можно узнать рябину?

Расскажите стихотворение про рябину.

Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?

Когда зацветает рябина?

Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? По­чему?

В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, про­сыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зе­леные листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы ве­село гудят возле нее. Своим душистым ароматом она неволь­но привлекает внимание прохожих.
Пальчиковая гимнастика "Рябинка".


54

Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового.
Беседа На колесах четырех,

С окнами и дверями.

(Легковой автомобиль.)
Как выглядит легковой автомобиль?

Чем он отличается от грузового?

Какие виды легковых автомобилей вы знаете?

Человек, который управляет легковым автомобилем, на­зывается водителем или шофером?

Вспомнить стихотворения, загадки, рассказы о транспорте.
Пальчиковая гимнастика "Моя машина".


55

Птицы на участке детского сада
Цель учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Беседа Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!»

Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки

Их желторотые птенцы.
Какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы?

Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят весной? Как птицы заботятся о своем потомстве?

Каких птиц вы еще знаете?
Пальчиковая гимнастика "Птичка невеличка"

56

Наблюдение за сосульками
Цель знакомить со свойствами воды, различными ее состоя­ниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Беседа Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон

Кап-кап! Дон-дон!



Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на

солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похо­жа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: поче­му она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда

капелька стека­ет по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.) Что растет вершиной вниз? (Сосулька.) Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.

Пальчиковая гимнастика "Сосульки".

57

Наблюдение за легковым автомобилем
Цель продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта;

развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.
Беседа

Почему он так называется? Какие вы видите автомобили? Какие автомобили перевозят людей? Чем отличается автобус от легковой машины? Что у них общего? Кто водит машину?
Спешат автобусы,

Спешат машины легковые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы,

Машины выходят

С утра на работу.
Пальчиковая гимнастика "Папина машина".



58

Наблюдение за работой дворника
Цель активизировать познавательную деятельность;

развивать умение видеть целесообразность трудовых дей­ствий;

учить оценивать результаты труда.
Беседа Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!
Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему

он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника? Объяснить, зачем он это делает. Предложить детям помочь очистить участок от срезанных веточек. Кто обрезает деревья?

Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножни­цами — секатором.)

С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарни­ков?

(Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)

Почему профессия называется — дворник?
Пальчиковая гимнастика "Работа".

59

Наблюдение за воробьем
Цель продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Беседа В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У темной ольхи я встала,

Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл, как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Какие изменения произошли в жизни воробья с прихо­дом весны?

Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему? Кого боятся воробьи? Чем они питаются весной? Как люди должны заботиться о птицах?
Пальчиковая гимнастика "Воробышек".

60

Наблюдение за сезонными изменениями
Цель формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Беседа Улеглись в полях метели

В белоснежные постели.

Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят капели,

Воробьи повеселели,

Гонят зиму со двора!

Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимне­му, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки при­ближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и захо­дит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов. 21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи.

Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться. Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хо­чется уходить со двора. Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц? Что происходит со снегом весной? Как изменяется жизнь человека весной?
Пальчиковая гимнастика "Ветерок"


61

Кругом вода
Цель - показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.




Беседа Снова нет ручьям покоя —

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что в лужах отражаются небо, облака и т.д.

Исследовательская деятельность. Запустить бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки. Сделать запруды.
Пальчиковая гимнастика "Ручеек".


62

Солнышки на траве
Цель - познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением.
Беседа Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.
Показать детям, как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики — первые весенние цветы. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. С детьми старших групп

сравнить одуванчик с мать-и-мачехой. Обратить внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Листья с одной стороны гладкие, с другой — шершавые. Рассказать о целебных свойствах мать-и-мачехи и одуванчика.
Пальчиковая гимнастика "Цветок".


63

Зеленый ковер
Цель - повторить признаки весны, строение травянистых растений.
Беседа Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется —

Мне смеяться хочется!
Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: "Травушка-муравушка. Травка шелковая". Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. У детей спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Какая по размеру бывает трава: высокая и низкая, широкая и узкая.
Пальчиковая гимнастика "Травка".



64

Цветут деревья и кустарники
Цель - познакомить детей с цветением деревьев и кустарников.
Беседа

Сиянье, плеск и щебет во дворе...

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь — как нежны

Доверчивые первенцы весны!
Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным

признаком прихода весны. С детьми старших групп понаблюдать

за цветением тополя и березы: на деревьях нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Пальчиковая гимнастика "Кустик и деревце".





ВЕСЕННИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

В ПРИРОДЕ




1   2   3   4