Главная страница

1. История дошкольного образования в России


Скачать 154.33 Kb.
Название 1. История дошкольного образования в России
Дата 12.03.2016
Размер 154.33 Kb.
Тип Документы


1.История дошкольного образования в России

В конце 19 века –первый бесплатный, «народный детский сад» и платный частный детский сад для детей интеллигенции(1866г.,г.Санкт-Петербург)

В 1871 году в г.Санкт-Петербурге создаётся общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста.

20.11.1917г.-выходит « Декларация по дошкольному воспитанию»-начало государственной системы дошкольного образования.

1918г. открыт второй Московский государственный педагогический факультет с дошкольным отделением.

В 1919г. в Москве проходит первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию.

1927-1928г.г.-ставится вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, привитие трудовых навыков ,укрепление здоровья детей, а также усвоение ими элементарных знаний. Эти требования были отражены в первой программе 1932г.

В 20-е годы прошлого века в СССР существовало три типа дошкольных учреждений –детские дома для детей-сирот, детские очаги, детские сады. Целью дошкольных учреждений провозглашалась подготовка ребёнка к усвоению материалистического мировоззрения, а также выработка коллективистских навыков. Большое внимание уделялось свободной детской игре при направляющей роли воспитателя.

В 1928году в СССР начинает выходить ежемесячный научно-методический журнал « Дошкольное воспитание».

В 1936 году после резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в «Программе воспитания в детском саду» (1962г.), получила основное развитие в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, 1985г.), в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже педагога. Стержнем процесса стала программа обучения, а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста.

1939 год- типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

В 1959 году предложен новый вид дошкольного образовательного учреждения –ясли-сад.

В начале 60-х годов 20 века комплексная программа воспитания в детском саду – это единый и обязательный документ в работе дошкольных учреждений страны.

В 1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова, В. Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы.

В 1990 году охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания Российской Федерации составил примерно 70%.

В 1996 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций дошкольного учреждения охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности. соответствии с Законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер, статья 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреж дение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов—участников мониторинга являются:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. К омаровой),

• «Истоки» (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),

• «Детство» (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),

• «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

• «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),

• «Из детства — в отрочество» (ред. Т.Н. Доронова),

• «Радуга» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),

• «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Д ьяченко и др.),

В последнее время отмечается тенденция увеличения количества ДОУ , которые работают по так называемым традиционным программам, таким, как «Программа воспитания и обучения в детском саду», подготовленная под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С. Комаровой.

Эта ситуация, обусловлена рядом причин:

-желание педагогов облегчить решение профессиональных задач.

-традиционные программы более соответствуют лицензионным и аккредитационным требованиям.
Постановление правительства РФ от 12.09.2008 №666 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Определены 8 видов ДОУ, из которых новые:

- детский сад для детей раннего возраста;

- детский сад для детей предшкольного возраста (старшего дошкольного) возраста.

Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.№655,вступил в силу с 10.03.2010г.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

22.0710г.№91Постановления Главного государственного санитарного врача Российской федерации - новые санитарные правила СанПин.

2011г.-законопроект « Об образовании в Российской Федерации».

2011-2015 г.г. Проект ФЦПРО. Предшкольный год может стать обязательным для посещения ребёнком дошкольного образования в различных его формах.

2.1ФГТ- требования нового времени.

Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.№655,вступил в силу с 10.03.2010г.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГТ устанавливают нормы и положения , обязательные при реализации ООП ДОУ в части

-определения структуры ООП ДОУ (соотношение частей , их объёма;

обязательной части ООП и части формируемой участниками образовательного процесса);

-учитывают особенности реализации ООП ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии оценки ООП:

требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему:

1)обязательная часть– 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%;

2) части программы – направления развития детей (социально-личностное, физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) или10 образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).

части Программы – разделы: «Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы».

Структура образовательной программы ( по К.Белой)

1. Краткая справка об учреждении, позволяющая определить его миссию (назначение)

2. Цели и задачи образовательного процесса

3. Планируемые результаты реализации Образовательной программы учреждения ,описание «модели»выпускника дошкольного учреждения

4. Ресурсы образовательного учреждения,«работающие» на достижение цели и поставленных задач

5. Особенности организации образовательного процесса и применяемых в нем педагогических технологий.

6. Учебный план и его обоснование (пояснительная записка)

7. Показатели (измерители) реализации образовательной программы

8. Программно-методическое обеспечениеобразовательной программы (полный перечень основных и дополнительных образовательных программ, комплексных и парциальных).

2.2.ООП ДОУ- модель организации педагогического процесса.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь- игра, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения... в других (Д.Б. Элъконин имеет в виду не учебной. ) видах деятельности». Методического обеспечения потребуют не только такая форма образовательной деятельности как « занятие» (в старшем дошкольном возрасте), но и другие формы по видам деятельности. Весь учебный блок в прежнем понимании не будет присутствовать в практике дошкольного образования.

Задача ДОУ - разработать не саму программу, а модель организации педагогического процесса.

Под каждую образовательную область необходимо выделить:
- Перечень технологий и пособий, которыми вы пользуетесь на переходный период из того, что есть.
- Формы организации той или иной образовательной области.

На разработку модели организации педагогического или образовательного процесса должны быть сейчас направлены усилия всех методических служб и конкретного детского сада. Модель организации педагогического процесса в конкретном детском саду предполагает, что ДОУ уже все написало или хочет написать новую образовательную программу как модель организации этого процесса. В ней должно быть отражено то, что есть в ДОУ необычного. Ведь даже если сто садов будут работать по программам «Детство», «Истоки» или «Радуга», все равно педагогический процесс у них разный, неповторимый. У каждого сада есть свои изюминки - вид детского сада, профессионализм педагогов, предметная среда, климатические, демографические и все другие условия

В 2007 году специалисты в области дошкольного образования проанализировали все варианты организации педагогического процесса и выделила три модели.

Это учебная модель, комплексно-тематическая модель, идущая от педагогической системы Жана Авидея Деклари, который ввел определение «проживание ребенком содержания через все виды детской деятельности», и предметно-средовая модель.

Классическая форма этой предметно-средовой модели - педагогика Марии Монтессори. Выделив в этих моделях плюсы и минусы, нужно сегодня «вытянуть» из каждой модели лучшее, не отказываясь ни от чего того, что уже на современном этапе достигнуто. Для чего нужно знать эти модели, их плюсы и минусы? Для того чтобы выстроить потом свою модель.

До принятия ФГТ были три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды и на которую вообще времени у воспитателя не хватало, потому что образовательные программы настолько были перенасыщены первым блоком, что даже самый великий воспитатель не смог бы выполнить ни одной из комплексных программ, ни одной из задач, которые там сформулированы, в полном объеме. Но главное не в этом, а в том, чтобы выстроить эту модель и интегрировать все эти образовательные области.
Принципы отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели

- на сегодняшний день не из трех, а из двух частей может состоять образовательный процесс: первое - это непосредственная образовательная деятельность и решение содержания еще в режимных моментах;

- второе - самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства.

Нужно уходить от жесткого регламентирования уголков, зон, которые часто не меняются в течение всего учебного года, жить под тему, под содержание, проживать через все виды детской деятельности, а значит, предметная среда должна гибко меняться.
Если раньше была позиция - игра и учебная деятельность, то сегодня мы говорим - игра и другие виды детской деятельности.

ФГТ нас сегодня к этому призывает, получается, что сегодня один из вариантов организации педпроцесса - комплексно-тематическое планирование и выбор тем, которые будут проживаться ребенком в каждой возрастной группе.

В образовательном процессе очень важно уделить огромное внимание режиму дня. Сегодня режим дня не должен повторять программу. Режим дня должен включать интересные моменты: и минутки здоровья, и творческие проекты, и чтение литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого какие-то минутки.

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ № 03-13 от 22.07.2010 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».

На сегодняшний день авторские научные коллективы с введением в действие ФГТ приступили или уже обновили и дополнили новым содержанием свои программы, однако только после их экспертизы практики могут использовать их в образовательном процессе.

В соответствии с ФГТ разработана программа Н.Вераксы « От рождения до школы»,основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех». (Н.Федина).

2.3.Методическое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.
В соответствии с действующим законодательством Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ) определяют вероятные изменения в методическом обеспечении образовательной деятельности:

1 Методически обеспечиваться должны будут как обязательная часть, так и часть формируемой участниками образовательного процесса основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии объемами;
2.Методически обеспечены должны будут компоненты представленные в обязательной части программы в виде образовательных областей..

3.Соблюдение комплексно-тематического принципа в методическом обеспечении

4 .Изменяется обеспечение планирующего компонента образовательной деятельности.
Принципиальные отличия новой структуры плана от старой

• Замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.

• Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

• Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков.

• Изменение понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Весь учебный блок в прежнем понимании не будет присутствовать в практике дошкольного образования. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь- игра, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения... в других (Д.Б. Элъконин имеет в виду не учебной. ) видах деятельности». Методического обеспечения потребуют не только такая форма образовательной деятельности как « занятие» (в старшем дошкольном возрасте), но и другие формы по видам деятельности).


Все вышеуказанные отличия взаимосвязаны, более того, каждое предыдущее из них обусловливает последующие.

 

В действующую структуру планирования, описанную выше, ФГТ вносят существенные изменения. Схематично их можно представить следующим образом.


Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

 


Примерный макет для планирование воспитательно-образовательной работы

Группа ___________________________________________________________

Тема проекта ______________________________________________________

Цель проекта_______________________________________________________

Название итогового мероприятия (события, праздника и др.) ______________

Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция и др.)________________________________________________________________

Дата проведения итогового мероприятия ________________________________

Ф.И.О. воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие

___________________________________________________________________

День недели/ дата

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными и художествен­ными школами общеобразовательными учреждениями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных

моментах

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная



Интеграция образовательных областей

Интеграция –это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития .

Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ –интегрированные занятия .Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми. Специфика интегрированных занятий заложена во многих современных программах для ДОУ , содержание которых в большинстве случаев построено на интегративной основе.
Актуальность проведения интегрированных занятий
1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях

в его многообразии и единстве.

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности.

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности.

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

Преимущества интегрированных занятий заключается в том

1.Способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.

2.В большей степени, чем обычные занятия , способствуют развитию речи,

снимают перенапряжение, перегрузку.

3.Расширяют кругозор ,способствуют формированию разносторонне гармонически и интеллектуально развитой личности.

4.Эмоционально развивают детей ,так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы. и т.п.

Алгоритм подготовки итегрированного занятия

1.Выбор объекта интеграции.

2.Отбор компонентов интеграции.

3.Отбор материала.

4.Выбор структуры занятия.

5.Отбор методов интегрирования.

Карточка анализа конспекта занятия

Вопросы анализа:

1.Тема занятия и его основная цель.

2.Компоненты интеграции ( образовательные области, виды деятельности)

3.Указать ключевое понятие содержания интеграции

4.Влияние интегративных связей на развитие целостного представления об изучаемом объекте и на усиление воспитательного эффекта занятия

5.Использование методов и приемов, взаимосвязи структурных частей занятия.

6.Целесообразность интеграции

3. Становление новой системы дошкольного образования.

Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания», превратившуюся в рыхлую совокупность ДОУ с множеством не менее рыхлых форм образовательной деятельности, в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего

образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается

не только в уходе и опеке, но и в воспитании, и обучении, и развитии.

Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Главная задача и, соответственно, основной предмет обсуждения на страницах журнала на современном этапе развития российского дошкольного образования — региональный опыт в области управления дошкольными образовательными учреждениями с позиций качества и общедоступности.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию Федеральных государственных требований. Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, обсуждений.