Главная страница

1. Этап наблюдения


Скачать 125.91 Kb.
Название1. Этап наблюдения
Дата14.03.2016
Размер125.91 Kb.
ТипДокументы


Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как «трудному», так и благополучному, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.

Необходимость создания индивидуальных образовательных маршрутов

появилась в 90-х годах двадцатого века, когда в России стал меняться подход к образованию человека – оно становилось всё более персонифицировнным и вариативным.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

1. Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

2. Диагностический этап.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом

Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

3. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

5 этап завершающая диагностика

На этом этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш.Ю. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ю. Сухомлинский, в настоящее время занимаются В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Т.Н. Князева, А.П. Тряпицына и др.).

как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М.И. Башмаков), как интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени (М.Ю. Лукьянова).

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Нами было определено ключевое понятие нашей работы – программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.

5.Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Задача выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута актуальна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ:

- даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;

- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;

- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Он разрабатывается на основе следующих документов:

- диагностической карты трудностей, возникающих у детей при освоении ООП ДО;

- карты психолого-педагогического сопровождения детей, отражающей наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей (с использованием возможностей УМК «Предшкола нового поколения»).

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка

(с использованием возможностей УМК «Предшкола нового поколения»)



Виды

трудностей

(педагогическая симптоматика)

Причины

трудностей

(психологическая симптоматика)

Деятельность

воспитателя

Деятельность

педагога-психолога

Деятельность

учителя-логопеда

Трудности

в осуществлении действий

по образцу

и заданному

правилу

Не сформировано произвольное

внимание


Упражнение «Срисуй». Подвижные игры типа «Летает не летает», «Съедобное несъедобное». Упражнение «Если «да» - хлопай, если «нет» - топай»

Игра «Топ – хлоп».

Упражнение «Делай, что я говорю».

Игра «Зеваки».

Упражнение «Найди ошибку».

Упражнение «Запомни, повтори». Упражнение «Договори слово».

Игровое упражнение «Найди место звука в слове».

Примечание: игры и упражнения направленные на восприятие образца и сопоставление с образцом.

Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. Например: с.14 [Маша и Миша изучают окружающий мир], с.50 [В музее с Кронтильдой].


Слабо развита

способность

произвольно

управлять своим

поведением

Игра «По новым местам».

Игра «Поварята».



Игра «Передай мяч».

Упражнения «Запрещенные числа».

Игровое упражнение «Угадай-ка».

Упражнение «Назови ласково».

Игра «Кто больше назовет…».

Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О».

Рефлексивные техники эмоционального состояния: «Облака настроения», «Паровозик настроения», «Гусеница настроения», «Гора настроения», «Лестница настроения».


Примечание: вовлечение в игру, выполнение разных ролей – ведущего, второстепенных. Используются игры с правилами (подвижные, сюжетно-ролевые, режиссерские). Работа в паре. Беседы по правилам поведения в группе («Час можно, час нельзя»). Введение новых правил, поощрений; заполнение «Уголка достижения», «Дневника поощрения», «Линейки достижений» и т.д.

Неумение

организовать свою

деятельность

в соответствии

с целью

Слабо развита

способность

управлять своими психическими

процессами

(восприятием,

вниманием,

памятью и др.)

Игра «Снеговики» («Матрешки»).

«Я кладу в мешок…».

Игра «Разрезные картинки».

Упражнение «Что не дорисовано?».

Упражнение «Классификация». Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур». Игра «Исключение лишнего». Игровое упражнение «Кого испугался охотник?».

Игра Кто внимательный?».

Игра «Я – слово, вы – много слов».

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.

Примечание: игры и упражнения на развитие всех ВПФ

Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин, текстов. Например: с.31 [Кронтик осваивает звуки], с.17 [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать], с.17 [Кронтик учится рисовать фигуры], с.34 [В музее с Кронтильдой].

Не сформировано умение планировать свои действия



Игра «Из каких мы сказок?».

Игра «Времена года».

Игры со строительным материалом (по образцу, схеме).

Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку».

Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания.

Упражнение «Найди и обведи букву».

Игра «Укрась салфетку так, как я скажу».

Игра «Как их зовут?». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».

Примечание: задания направленные на воспроизведение деятельности, работу с планом, прорисовывание пана-схему, алгоритма

Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания

Работа по плану. Например: занятие 4 [В музее с Кронтильдой: 21]


Слабо развита

саморегуляция

умственной

деятельности

Игра «Выкладывание узора».

Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки».

Упражнение «Прямой и обратный счет». Упражнение «Пальцы». Игра-пиктограмма «Запиши сказку».

Упражнение «Хлопай в ладоши».

Игра «Собери бусы».

Рефлексивные техники эмоционального состояния.

Примечание: при выполнении задания использовать – смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д.

Неумение

адекватно

понимать

оценку взрослого

и сверстника

Слабо развиты навыки проявления волевых усилий

Игровое упражнение «Четыре стихии».

Игра «Слушай команду».

Упражнение «Кто внимательнее?».

Упражнение «Сосчитай глазами».

Упражнение «Точки.

Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О».

Игра «Зрительный диктант».

Упражнение «Чем отличаются две картинки?».

Примечание: используются приемы – «похвали соседа»; цветовая оценка; невербальные средства оценки ( улыбка на ладошке, прикосновения,). Организуются игры с правилами. Например, игра «Найди слово» [ТПО, Кронтик учится слушать и рассуждать №30,32,33,34: 22-24].

Кругозор

ограничен, знания об окружающем мире

бессистемны,

отрывочны

Снижен

познавательный

интерес,

слабо развита

познавательная

активность


Беседы об окружающем мире.

Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал…».

Игра «Люди и время».

Упражнение «Реши задачу».

Регулятивные УУД – приложение II Р 1.2)


Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?» (см. Регулятивные УУД

Игровое упражнение «Цепочка слов».

Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги. Например: с.7 [Кронтик учится слушать и рассуждать].



Отсутствие саморегуляции умственной деятельности

Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма.

«Говорящие рисунки» (см. Регулятивные УУД).


Упражнение «Прямой и обратный счёт».

Упражнение «Пальцы».

Игра-пиктограмма «Запиши сказку».

Рефлексивные техники эмоционального состояния.

Упражнение «Хлопай в ладоши».

Игра «Собери бусы».


Деятельность

хаотична,

непродуманна,

неконтролируема



Несформированность умения

осознавать

конкретные

познавательные

цели

Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино.

Упражнение «Чем похожи и непохожи?». «Пары картинок». «Пары слов».

Игровой приём «Вспомни и назови».

«Узнай, что мы загадали».

Неумение находить средства и способы для достижения

целей в процессе

деятельности

Игра «Из каких мы сказок?».

Игра «Времена года».

Игры со строительным материалом (по образцу, схеме).

Упражнение «Шифровки».

Игра «Запиши сказку».



Игровой приём «Поручение».

«Зеленый, красный, синий».

Неумение

осуществлять

контроль и

оценивать

результаты

деятельности

Игра «Квартет». Игра «Найди дорожку».

Игра «Лото». Игра с пальцами.



Игра «Собери пирамидку».

Игра «Выкладывание узора из мозаики».


Упражнение «найди и обведи букву».

Игра «Укрась салфетку так, как я скажу».

Игра «Как их зовут?». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».

Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринты»)