|
Урока русского языка в 5 классе «Падеж имён существительных»
Конспект
урока русского языка в 5 классе
«Падеж имён существительных»
Цели:
З н а т ь – падежи имён существительных, историю происхождения
термина, секрет названия падежей, падежные вопросы
У м е т ь – определять падежи, различать именительный и винительный
падежи имён существительных
Оборудование: мультимедийная презентация; плакаты с образным
названием падежей, рожок, два кубика,
записи на доске, ОК «Как различить И.п. и В.п.»,
листы контроля, карточки для индивидуальной работы,
задания – упражнения с выборочным ответом,
словарь иностранных слов.
Ход урока.
1). Словарная работа. Слайд №
Терраса
- С каким известным вам латинским корнем связано слово?
- В каких словах ещё есть такой латинский элемент?
- Посмотрите внимательно на внешний облик слова и догадайтесь, в каком
словаре можно найти разъяснение его значения? Почему?
- Зачитывание значения слова «терраса» по «Словарю иностранных слов».
- Какая это часть речи? Докажите.
- Назовите этот предмет ласково. Запишите рядом.
- Выполните морфемный разбор обоих слов, учитывая, что современный
корень – террас- Слайд №
- А теперь – «Подскажи словечко!»
Взял художник краски, рисует на … (терраске)
2). Зрительный диктант. Слайд №
- Внимательно рассмотрите запись на доске:
Взял художник краски, рисует на терраске.
- Объясните постановку запятой и орфограммы в этом предложении.
- Запомните всё предложение и «ошибкоопасные» места в нём.
- Орфографическое проговаривание предложения.
- Письмо по памяти.
3). Самопроверка (по доске), самооценка (в лист контроля), рефлексия.
Образец листа контроля
Зр.д. / вз.к./ карт./ И.-В. / общ. оц.
4). Слово учителя.
- Итак, с каким латинским корнем связано наше новое слово? (терра)
Латиняне дали нашему языку много слов. А греки подарили нам вообще гениальное изобретение. Чтобы узнать, какое, перенесёмся мысленно на несколько мгновений в Элладу. Слайды №
Любили древние греки играть на досуге в «кости». Только их «кости» были в виде кубиков, на сторонах которых располагались «очки» – от 1 до 6. Во время игры их бросали из рожка, и они «падали». Такое выпадение по-гречески звалось «птозис». А как его перевели на русский язык, вы узнаете, если вставите (где надо!) буквы и составите из них слово. Кто быстрее? Слайд №
Шля(п,б)ка, к.сательная, точ(?)ный, хо(т,д)ьба,
решает(?)ся, соб.ру, ключ(?), варе(ж,ш)ки.
- Падеж – именно так переводится греческое слово «птозис». Так какое же отношение к языку имеет игра в «кости»?
Греческим грамматистам казалось, что слова меняют свои формы так же случайно, как и «косточки», выпадающие при каждом «птозисе». Потому изменяющиеся формы имён называли «птозисами». А сотни лет спустя русские грамматисты перенесли это значение в виде слова «падеж» к нам, и оно прижилось.
5). Тема урока. Постановка целей.
- Итак, тема урока – «Падеж имён существительных».
- Сформулируйте цели нашего урока сами: что надо знать? Что нужно
уметь? (Ответы детей кратко записываются на доске)
6). Беседа.
- Сколько в русском языке падежей? В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15, в коми языке – 16. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
- Почему их так зовут-величают? (Ответы детей учитель дополняет
сведениями из дополнительной литературы. Слайд №
«Именительный» падеж действительно служит для «именования»
существ и предметов.
«Творительный» падеж очень часто используется, когда говорят о
том орудии, которым что-то делают, творят. Недаром в других
языках сходный падеж так и зовут: «инструментальный,
орудийный».
«Дательный» падеж не зря отвечает на вопрос: кому? Это,
образно говоря, самый «добрый» падеж.
А теперь подумайте и «родительном» падеже. Ветка (чего?)
сосны порождена сосною. Стихи (кого?) Пушкина порождены
Пушкиным. Сын твоего отца тоже есть порождение: родительный
падеж тут как тут!
«Предложный» - падеж «на костылях»: никогда он не рискует
появиться без своих «костылей» - предлогов.
«Винительный» падеж. Его в древнелатинском языке называли
«аккузативом» - «обвиняющим». А там его так назвали по ошибке,
потому что перевели с древнегреческого неточно).
- Давайте вспомним, чем же падежи отличаются друг от друга. Прочитайте стихи о падежах и на их основании максимально охарактеризуйте каждый падеж.
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют:
Я Именительный падеж, Слайд №
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы …? и …?
Ни с чем не спутает никто.
А я падеж Родительный Слайд №
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Я называюсь Дательным, Слайд №
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
А я Винительный падеж, Слайд №
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
А я творительный падеж Слайд №
Исполнен всяких я надежд.
Творите! –Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
А я падеж предложный, Слайд №
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги:
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
- Посмотрите на картинку-подсказку. Что эта подсказка помогает запомнить? Слайд №
- Итак, назовите все падежи по порядку с падежными вопросами.
- Как называются все падежи, кроме именительного?
7). Игра «Собери падежи, или Полный комплект». Слайд №
В разных местах класса на стенах прикреплены таблички со
словами: «оним»(греч.), «костыль», «орудие», «добряк», «ошибка».
- Поищите «спрятавшиеся» слова. Какое отношение имеют эти слова
к падежам? (Кстати, какие это части речи?) Почему?
- Полный ли комплект? Чего не хватает?
- Запишите падежи в столбик в нужном порядке и измените наше новое
слово. Какое? (терраса)
- Какую морфему надо обозначить? Почему?
- А теперь проверьте себя. Слайд №
В это же время один учащийся выполняет индивидуальное задание (устно): пользуясь карточкой-информатором, включить новое слово в разных падежах в предложения.
Карточка-информатор
(Отрывок из книги Александры Бруштейн
«Дорога уходит вдаль»)
…Новая учительница велит мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК.
Я отвечаю ей так, как меня раньше учили…
И. – Около тропинки рос подорожник. Р. – Мы увидели в траве
листья подорожника. Д. – Мы подошли к подорожнику. В. – Мы
сорвали подорожник. Т. – Мы вернулись домой с подорожником.
П. – Ведь мы знаем о подорожнике, что он целебная трава…
(Классная дама слушает меня с каменным лицом.
- А звательный падеж где?
Я на секунду задумываюсь, потом отвечаю:
- Зв. – Спасибо, подорожник, что ты лечишь людей…)
8). Проверка выполнения заданий.
- Ученик, выполнявший индивидуальное задание, называет составленные
предложения по образцу: И.- Терраса – прекрасное дополнение к дому.
И т. д. до Зв.п.
9). Повторение обращения. Слайд №
- Звательный падеж – это что за падеж такой? Откуда пришло его название?
- Почему теперь исчез? (И.= Зв.)
- Что осталось от него в русской грамматике? (Зв. интонация при обращении)
- Вспомните, что такое обращение, как оно выделяется на письме и
оформляется интонационно.
- Запишите предложение, объясните орфограммы и постановку знаков
препинания: Вы полейте, облака, все растенья сада (Овсей Дриз)
- Итак, ещё раз повторите все падежи с падежными вопросами.
- Как же определить падеж существительного?
10). Самостоятельная работа с учебником. Слайд №
- Чтение в «Теории» текста «Как определить падеж»
- Объяснение алгоритма определения падежа
- Хоровое проговаривание
- Взаимоопрос в паре, взаимооценка (заносится в лист контроля), рефлексия.
11). Закрепление.
- Определите падеж существительных в предложении с обращением
(рассуждения вслух по цепочке)
- Упражнение «Угадай, какое слово пропущено» (запись на доске): Слайд №
определить падеж этого слова, действуя по алгоритму (устно)
Доброе … само себя хвалит.
От слова до … целая верста.
Кончил … - гуляй смело.
Велик телом, да мал … .
Конец – всему … венец.
И умён, и пригож, и в … гож.
- Определите падеж существительных в зрительном диктанте, мысленно
проговаривая алгоритм (один человек – на доске, остальные – в тетради)
- Объясните (выборочно!) значение пословиц.
12). Индивидуальная самостоятельная работа. Слайд №
- Вам даны карточки (1-2 варианты). Необходимо прямо в карточке вставить
пропущенную букву в словах и надписать падеж существительного одной
заглавной буквой.
Образцы карточек:
1 в. 2 в.
Дар з.мли, радоваться д.ждю, Улыбка в.сны, дов.рять людям,
повт.рил ошибку, встр.чаться под.рил фиалку, пахнет гр.бами,
с другом, спрятался в тр.ве. зацвёл в с.ду.
- Взаимопроверка работы по «ключу» (запись на доске: И.Р.Д.В.Т.П.)
- Взаимооценка, рефлексия. Клик
- «Полётное повторение»: над какой орфограммой работали? Подберите
проверочные слова к проверяемым гласным корня.
13). Различение И.п. и В.п.
- Как вы думаете, какие падежи различить труднее? Почему? (И.-В.)
- Составление и запись опорного конспекта
И. В.
? ?
- Что дописать вместо вопросительных знаков, чтобы эта опорная запись
помогла различить И.п. и В. п.? (вопросы)
- Послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза «Зерно доброты».
Добрую сказку Слайд №
Помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтоб сказка подкралась
К самому сердцу
И заронила
Зерно доброты.
- Какова основная мысль текста? Почему? (Сказки учат добру)
- Оба выделенных слова стоят в винительном падеже. Но определить
падеж слова СКАЗКУ легче. Почему? (Это сущ. женского рода, в В.п.
у него меняется окончание)
- Вот оно-то, это тёплое, доброе слово и будет нашей опорой при
различении И.- В.п. Допишите его в опорный конспект: Слайд №
ОК
И. В.
Кто? Что? Кого? Что?
Сказка!
14). Тренировочные упражнения. Слайд №
- В предложениях, взятых из стихов Овсея Дриза, найдите сущ. И.п. и В.п.
Бабушка вяжет на спицах чулок. Журавль на соломенной крыше
упрятал свой клюв под крылом. Одуванчик видит сон. Славный
мастер ёжик зонтик мастерит.
- В каких предложениях есть олицетворение? метафора?
- Запишите только ту часть каждого предложения, которая соответствует
схеме: «подл. – сказ. – доп. в В.п.»
- Как же различить И. – В. п.?
15). Контроль усвоения.
- Это упражнение с выборочным ответом (1-2 варианты). Листы
с 6 предложениями у каждого. Запись в тетради по образцу:
И. п. - ……
В.п. - …….
Задание: в соответствующую строку вписать только номера
предложений, в которых выделенное слово стоит в И. или В.п.
Образцы упражнений:
1 в. В каком падеже стоит выделенное слово?
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. ОСЕНЬ рощи подожгла.
3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.
4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.
5. МЯТА луговая уронила цвет.
6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.
2 в. В каком падеже стоит выделенное слово?
1. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.
2. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.
3. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.
4. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.
5. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.
6. Метнула туча огненные КОРНИ.
16). Самопроверка, самооценка (в лист контроля), рефлексия. Слайд №
«Ключ»: 1в. 2в.
И. – 2, 3, 5 И. – 1, 3, 4
В. - 1, 4, 6 В. - 2, 5, 6
17). Обобщение.
- Итак, вернёмся к целям нашего урока. Что мы должны были знать?
- Проверим! Викторина о падежах. В ответе указать не только название
падежей, но и падежные вопросы.
Викторина о падежах.
Назовите «добрый» падеж.
Какой падеж всегда употребляется без предлогов?
Какой падеж называли в Древнем Риме «инструментальным», а в древнерусском языке – «орудийным»?
4. Укажите падеж «на костылях». Почему его так образно
называют?
У какого падежа «ошибочное» название?
Какого падежа недостаёт для «полного комплекта»?
- Ещё раз перечислите все падежи по порядку с падежными вопросами.
- Что мы должны уметь? (определять и различать падежи)
- Как правильно определить падеж имени существительного?
- Что поможет различить именительный и винительный падежи?
18). Подача домашнего задания. Слайд №
- Домашнее задание нужно отгадать:
Предсказать ( приставка )
Положил ( корень)
Объединение ( суффикс )
Лекция ( окончание )
6
- Придумать самим или выписать из художественных текстов
6 предложений с существительными, стоящими в различных падежах,
указать падеж существительных. Кому это задание показалось трудным,
можно выполнить упражнение из учебника (списать и определить падеж
существительных).
19). Рефлексия, выведение общей оценки за урок и выставление её в лист
контроля. Слайд №
Рефлексия.
1. Я знаю падежи (+ ? -)
2. Я знаю алгоритм определения падежей (+ ? -)
имён существительных
Я умею выполнять тест на компьютере (+ ? -)
Я умею определять падежи существительных (+ ? -)
-Что у вас сегодня хорошо получалось?
- Над чем нужно больше поработать?
|
|
|