|
Тема: Умный нос
Опытно- экспериментальная деятельность в старшей возрастной группе.
Тема: Умный нос.
Цель: познакомить с функцией носа, его строением.
Оборудование: рисунки (контурные) профилей , изображающие разную форму носа ( орлиный, пуговкой, курносый и др.) схематичное изображение носа.
Ход занятия – экспериментирования
Постановка исследовательской задачи:
Воспитатель загадывает детям загадку про нос.
Воспитатель: Задачу ты решишь свободно,
Я небольшая часть лица.
Умею я дышать и запахи ощущать.
Между двух светил
Я в середине один.
В. Борисов
Воспитатель и дети совместно обсуждают значение выражений: « нос задрал», « нос повесил», « нос картошкой», « нос пуговкой», « курносый», « орлиный». Рассматривают изображения различных форм носа. Глядя в зеркало, определяют форму носа.
Выполнение эксперимента.
Воспитатель: Для чего нужен нос? ( Для дыхания, он помогает чувствовать и различать запахи.)
Воспитатель предлагает определить, что лежит в коробочке. Не глядя , зажав нос рукой.
- Что лежит в коробочке? (Лимон.)
Дети под руководством воспитателя делают вывод о том , что при вдохе ртом запах не ощущается. Чтобы ощутить запах, надо сделать несколько вдохов носом. Дети зажав нос , рассказывают стихотворение. Воспитатель обращает внимание на то. Что вдох и выдох можно делать ртом , но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться. Дети выполняют несколько глубоких вдохов ртом, носом.
- Когда горло больше чувствует холод? ( При вдохе ртом.)
- Когда дышишь ртом, можно застудить горло. При прохождении через нос воздух согревается и в горло попадает уже теплым .
Дети под руководством воспитателя определяют , как нос выполняет свою работу . рассматривают схематичное изображение носа. Воспитатель объясняет его строение : внутри носа имеются два канала – носовая полость , которая переходит в носоглотку, соединяясь с горлом, ртом и ушами. Внутри носа есть также ворсинки и слизь, которые очищают поступающий воздух от пыли. При прохождении по носовым каналам воздух согревается. В верхней части носовой полости расположены обонятельные клетки. Когда нос ( на пример при насморке) забит слизью или оболочки носа опухли , запахи не ощущаются.
- Что для носа полезно ? ( Регулярно освобождать его от содержимого и т.д.)
- Что для носа вредно ? ( Нельзя засовывать в нос инородные предметы.)
Фиксирование результатов эксперимента.
Поместить в групповой комнате схематичное изображение носа и рисунки с изображением разных профилей носа.
Вывод : Нос нужен , чтобы дышать . Нельзя ничего засовывать в нос.
Воспитатель предлагает детям в своей семье , дома определить , «чей нос» у каждого ( «мамин», « папин», «бабушкин» и т.д.)
|
|
|