Кочарян Н.Б.,
Учитель технологии МОУ гимназии №7,г. Волгограда
Секция «Интерактивные мультимедийные технологии на уроках»
Тема: «Стимулирование мыслительной активности и развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ»
ИК – технологии на уроках образовательной области « Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы. Это обуславливается следующими факторами:
-
Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических навыков и умений, учащихся в рациональном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно большое количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.
Недостаточное количество дисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность. Они в большинстве своём не вписываются в канву конкретного урока. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, интерактивной доски.
. Презентация должна быть построена таким образом, чтобы оптимально решать поставленные на уроке задачи. Она должна позволить учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя детей актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Поиск и обработка информации могут рассматриваться, как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели (запрос и получение информации), т. е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает как партнёр по коммуникации. При работе с большими объёмами информации у детей формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объём предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, формулировать мысли ясно, кротко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию. Во время поиска формируются коммуникативные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке,книге,словаре,электронном справочнике, в компьютерной базе данных, в Интернете с использованием поисковых систем.
Эксперты уже давно заметили отчётливую сильную связь между методом, с помощью которого ученик осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти повышается до одной трери. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75 % .
Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей.(визуалов,аудиуалов,кинестетиков) .
Сформировывать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно, и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на уроках технологии было интересно. Тогда у многих первоначальная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание, и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность-внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по стимулированию мыслительной активности факт немаловажный. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к усвоению нового материала, повторить изученную тему.
Для учеников элементом занимательности может являться разгадывание кроссворда, чтение или прослушивание художественной литературы, фантастических рассказов. Например, в 5 кл по теме «Бутерброды и горячие напитки» элементом занимательности служат легегенды о происхождении этих напитков, реализованные на слайдах презентации в виде фото, текста. При изучении раздела «Машиноведение» - используется слайд-шоу о создании швейных машин. В 8 классе при изучении раздела «Гигиена девушки» используется игра « Салон красоты», где каждая ученица может примерить на себя какой-либо образ.
Эмоциональные переживания вызывают приёмы удивления. Необычность приводимого факта, пародоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр, показанная на экране,- неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у девочек. Например, слайд-шоу о том, как безрезультатно пытались сжечь колдунов в асбестовой одежде. Презентации дают возможность окрасить материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.
С помощью ИКТ можно отразить в презентации различные занимательные формы обучения на уроках:игры-упражнения,конкурсы,игры-путешествия,курьёзы,загадки,;это,в совокупности создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке, располагает к выполнению задач, которые считаются трудными ,и даже непреодолимыми.
Презентация позволяет реализовывать метод фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися .При этом на слайдах может находиться маршрутный лист работы, инструкционная карта, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент.
Использование презентаций на уроке является применением наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами. Иллюстрации необходимы тогда, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению, а слов учителя оказывается недостаточно, чтобы дать представление об изучаемом явлении. Информация, помещенная на слайдах, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
На уроках технологии учащиеся выполняют каждый год не менее одного творческого проекта. При выборе объекта труда ,пользуясь Интернетом и медиа продуктами, они экономят время и силы. Помимо поиска и обработки информации дети используют ИКТ для создания банка идей, рассчитывают себестоимость изделия, анализируют полученные результаты. Для защиты проекта учащиеся сами создают презентацию, которую затем можно использовать на уроках.
Компьютеризация-это ни хорошо, ни плохо, это-путь к другому образованию. Компьютеры служат хорошим подспорьем, позволяющем экономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, стимулируют мыслительную и творческую активность учащихся, качество усвоения материала., что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
|