|
Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства (из концепции художественного образования в Российской Федерации).
Интерес к детскому изобразительному творчеству проявляли многие исследователи: археологи, искусствоведы, художники, психологи, педагоги. Обращаясь к этой проблеме, они искали ответы на вопросы: почему дети рисуют, в какие периоды детства происходят эти процессы, как понимать творчество ребенка, надо ли его учить, и если да, то чему и какими методами?
Во времена античности занятия искусством, творчеством особо почитались философами Древней Греции (Аристотель, Платон, Сократ, Пифагор). Они подчеркивали значение этих занятий для полного, гармоничного развития человека, совершенствования духа и тела и считали важным начинать их с детства.
Общее творческое развитие ребенка оставалось главным предметом рассмотрения и в работах педагогов Ж-Ж. Руссо, Дж. Локка, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и т.д.
А.Коменский, И.Песталоцци придавали важное значение детскому рисованию в том смысле, что оно связано с подготовкой руки и глаза к письму, а в дальнейшем – к изображению объемной формы плоскости.
Высказывание Л.С.Выготского о том, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования человека, со временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот, стало еще более значимым. Современный человек живет в мире далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни; в геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменения социальная ситуация. Простого овладения некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы. Известна мысль Дидро о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях. Вряд ли великий энциклопедист имел в виду, что именно художественные способности человека лягут в основу расцвета культуры, науки и общества в целом. Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где – либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности.
Под креативностью в современной психологии понимают относительно устойчивую характеристику личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.
Развитие креативности может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой
Е.Яковлева доктор психологических наук говорит, что существует творческий потенциал – нереализованные возможности, которые есть у каждого человека, и, основная задача учителя не в выявлении, отборе, развитии, а в создании условий для развития творческого потенциала у всех учащихся без исключения.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на уроке такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться.
Главным помощником в творчестве является учитель. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников., помнить, что в каждом есть свое «зерно», долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть «зерно» таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелегкий и подчас неблагодарный, но необходимый. За то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, учащихся научить в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи и скульптуре, невозможно. А вот развитие творческих способностей – это основанная задача учителя изобразительного искусства и это осуществляется практически на каждом обыкновенном школьном уроке. И самое удивительное, что на каждом таком уроке происходит чудо. В ребячьих руках оживают рисунки с помощью волшебных карандашей и красок. С детским рисунком на наших глазах происходит удивительное перевоплощение.
Постепенно из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости.
Вот какой вывод сделали современные педагоги в Национальном педагогическом институте Франции: «Ребенок рождается художником. Задача любой школы – развивать этот дар. Детство, даже раннее детство, - наиболее благоприятная пора для усвоения искусства». Януш Корчак , размышляя о личности ребенка, писал так: «В области чувств он превосходит нас силой, так как не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равный нам, не достает лишь опыта…»
Творческая деятельность бывает продуктивна, тогда, когда на занятиях обеспечено органичное единство учения и творчества. Для этого требуется отличать то, чему можно и нужно учить детей, оттого, что прямому научению не поддается. Не разрушать сложившееся в дошкольном детстве отношение к художественной деятельности и не переучивать на «правильное» изображение, а подпитывать их творчество, вооружая его новыми средствами. Ребенок растет, и скоро «малышовские» рисунки, как их не хвали взрослые, перестанут его удовлетворять, и изобразительное творчество начнет разрушаться.
Учить можно не только приемам и операциям, которые принято называть «техническими», но и способам действия, опробовав которые, ребенок подготавливает себя к творчеству. Другое условие – это применение педагогических средств, пробуждение творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребенку должно стать интересно то, что ему предстоит сделать.
На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства художественной деятельности. Другие достигают этого позже. Опасно по результатам удачных и неудачных проб поспешно разделять учеников на способных, середняков и не способных. Склонности и интересы у детей еще не определены и еще не раз будут меняться. Способности же к какому-либо виду художественной деятельности есть у каждого, но они еще, возможно, не проявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.
Можно выделить основные компоненты, развитие которых влияет на развитие творческих способностей детей (тактические задачи учителя):
Развитие композиционно – образного мышления, воображения учащихся.
Развитие зрительной памяти, способствующей созданию ярких зрительных образов.
Развитие эстетических чувств: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому предмету.
Развитие свойств мышления, необходимых для дальнейшей плодотворной работы.
Реализовать поставленные задачи можно в процессе изучения любого школьного курса. Преимущество преподавателей изобразительного искусства заключается в том, что в силу возрастных особенностей детей, они могут приступить к решению этих проблем значительно раньше.
Ученые выделяют следующие качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
определенный уровень интеллектуальных способностей;
аналитические способности;
быстрота реакции и легкость ассоциирования;
нестандартность мышления;
творческое воображение;
развитие интуиции.
Следовательно, в центре занятий по развитию творческих способностей должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств.
У.Джеймс отмечал, что «… гении отличаются от обыкновенных умов необыкновенным развитием способности к ассоциациям по сходству». Ассоциация – это связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного влечет за собой появление другого. Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоций человека, а это значит, что развивать ассоциативные способности, учить творчески мыслить, учить воображать можно лишь, актуализировав эмоционально-образную сферу психики ребенка. задания по развитию ассоциативного мышления должны быть обращены к внутреннему миру маленького человека, его чувствам и ощущениям.
Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей младшего школьного возраста не вызывает затруднений. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья или нежно звенит хрустальный колокольчик; изобразите горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра. Сама постановка вопроса вызовет у взрослого недоумение. А ему – младшему школьнику – подвластно все: вылепить легкомысленную польку и чопорный менуэт, нарисовать нежное касание бабочки к своей руке – он это может.
Задание: «Если бы я был птицей, то каким бы я был?» Передай свой характер, настроение через образ птицы. (Приложение № ).
На белых листах бумаги появляется удивительный портрет. Вот сидит
На этом рисунке отчаянно бросается в драку взъерошенный воробей
( ). У него действительно, боевой характер.
Здесь маленький художник внимательно всматривается в свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопрос «Кто я?» Это так важно, научиться слышать и слушать себя, ведь слушаем себя – слушаем другого человека.
Еще одним из главных путей активации ассоциативного мышления является использование на уроке приема сравнения. На основе метафорического образного сравнения и творческого воображения решается детьми задача передачи характера дерева через образ человека.
Задание: «Древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. деревья, как люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива у нас ассоциируется с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево, попробуй, подобно друидам, определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе.
(Приложение № ).
Вслушиваясь в мелодию названия, представляя внешний облик дерева, вспоминая поэтические строчки, в которых присутствует авторское отношение к тому или иному дереву. («Ангар» А.С.Пушкина, «Ивушка» Ф.Т.Тютчева и т.д.). Дети создают поразительнейшие графические образы. Каждый выбирает дерево с характером, который близок ему и отражает его через призму своего собственного «я», а это уже настоящий акт творчества.
Практикую так же и упражнения по передаче музыкальности слова.
Задание: «Нарисуйте с помощью цветовых пятен свое полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету, какие у него очертания: твердые или расплывчатые, жесткие или мягкие? А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка. Почувствуйте разницу, попробуйте передать ее в своей работе. (Приложение № ).
Изучая жанры живописи и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином, я использую игровую деятельность. Составляю, например, кроссворд, в котором слово для запоминания образуется из выделенных букв других слов, известных ребенку. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником. (Приложение №» ).
Пример игры-соревнования между двумя и тремя группами.
Детям предлагаю поочередно, выходя к доске, разложить (на заранее подготовленных столах) в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельно вырезанных элементов.
Во время проведения таких игр-соревнований использую различные жетоны, позволяющие контролировать дисциплину и правильность выполнения заданий. По итогам игры выявляем победителя.
Включение игровых моментов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы. Например, после завершения задания в классе появляется кукла, которая опоздала или пропустила урок. Детям предлагается объяснить ей, что она могла узнать нового, если бы во время пришла на занятие. Вопросы, задаваемые от лица куклы, создают у детей чувство сопереживания, стремление рассказать подробнее о том, что они сами узнали на уроке.
Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений. В игре ученики приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. В начальных классах провожу игру «Веселые кляксы». Предлагаю ребятам обмакнуть кисточку в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листе бумаги. Дальше дети должны плотно прижать ладонью и развернуть лист. Какие интересные рисунки, причудливые узоры получились! Дети радуются, они довольны, у них все получилось, чувствуют себя маленькими творцами. (Приложение ).
Здесь уместно провести соревнование «Кто больше диковинных животных и птиц изобразит», кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную историю. Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей.
Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.
Увлеченность работой порождает интерес, творческую свободу, удивление своими возможностями. В работе с детьми я исхожу уже из проявленных интересов и способностей учащихся и направляю их дарование в соответствующее русло. Стараюсь максимально использовать интерес: чем он сильнее, тем глубже осуществляется деятельность. Формирование интереса и увлеченности не может быть назидательным и идти сверху от учителя. Стараюсь поощрять свободу выбора детей, оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения.
Художественные дидактические игры можно разделить на несколько видов:
игры-путешествия или экскурсии;
игры-соревнования или эстафеты;
игры-загадки;
игры-лото;
композиционные игры.
Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся содержит в себе техника монотипии, рисование ладонью, эффект потрескавшегося воска, клеевые картины, рисунки с солью, процарапанные узоры, узоры из точек, выдувание рисунка и многое другое, что я использую на своих уроках (Приложение № ).
Использование различных форм и приемов работы на уроке позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс по созданию рисунка, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включенные в ход занятия, приемы работы в различной технике и с различными материалами создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Большое место на ряду с рассматриванием в натуре или по репродукциям пейзажей, деревьев, растений, цветов, животных ,предметов быта, архитектуры и всего того, что способствует развитию эстетической восприимчивости являются уроки-экскурсии или просто прогулки на природу. «Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова учителя о красоте окружающего мира. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка, если он увидит красоту своими глазами… Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами… Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» (В.А.Сухомлинский).
Огромное значение для творческого развития детей имеют коллективные формы работы: коллективные обсуждения, создание коллективных панно и др.
(Приложение «Урок «Древнерусские воины-защитники»).
Группа главных художников рисует панно - древнерусский город под моим руководством. Каждый ребенок рисовал своего воина-защитника. Готовые фигуры вырезались по контуру и наклеивались таким образом, чтобы работа делилась на планы. На первом плане – крупные фигуры, мелкие – на втором. А какие прекрасные возможности возникают при этом для тренировки композиционного размещения. И сколько восхищения, радости и счастья бывает на лицах детей после завершения работы. И каждый ребенок понимал, что один он пока не может создать такую красоту. То ли дело. когда ребята творят сообща! Действительно, работы, созданные группой учеников, получаются большими по размерам, яркими, впечатляющими. В самый раз украсить стены класса и школы! (Приложение. панно «Япония. Праздник Сакуры» 4 класс.).
Говоря о коллективном творчестве, нельзя не сказать об объемных работах, выполненных в технике бумагопластики. В этих работах дети чувствуют себя творцами, создают свои произведения искусств и выражают свое отношение к окружающему миру. Своими работами дети утверждаются в детском коллективе. Они создают продукты творчества, которые приносят радость им и окружающим.
Конструирование из бумаги имеет свои особенности и секреты. Этот материал легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддается теснению. Из доступного материала, с помощью не сложных инструментов, дети создают макеты древнерусских городов, детских игровых площадок, фантастических городов и др. (Приложение № ).
Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, фантазию, открывает пути к интересной и своеобразной творческой деятельности.
Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую, художественную ценность.
Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.
Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К.Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон…:
Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения.
На данных уроках учитель так же нуждается в репликах ребенка, как и ребенок в словах учителя.
Не только ребенок, но и взрослый не знает ответа на поставленный вопрос: «Как получить зеленую краску?». И учитель, и ученик ищут ответ на этот вопрос. Не только ученик, но и учитель заранее не знает, какие «сюрпризы» возникнут в ходе урока, и чем они закончатся. (Приложение № )
Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последователь6ость, сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.
Богатейшие возможности представления нового материала дают компьютерные технологии. Компьютер позволит изменять и неограниченно обогащать содержание материала. С помощью компьютеров знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал. Компьютерные технологии позволяют оптимально сочетать индивидуальные и групповые формы работы.
Чтобы активизировать воображение, способствовать развитию творческих способностей и эмоциональную вовлеченность детей, максимально забочусь о введение музыки и поэтического слова на уроке. Слово на уроках изобразительного искусства играет важную роль. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока. Литературный ряд помогает выстраивать драматургию урока.
Многолетняя практика показала: все зависит от меня, как я готовлюсь к уроку, с каким умением, настроением, иллюстративным материалом я иду в класс. Критерием оценки моей деятельности может служить уровень мотивации, развитие эстетического вкуса, понимания и осознания общечеловеческих ценностей, индивидуальность восприятия искусства. Я не могла бы реализовать свой подход в создании условий для творческого развития учащегося без знания альтернативных программ, без собственных наработок, оригинальных методик, нестандартных методов. Мною постоянно производится отбор художественного материала, изменение содержания в зависимости от задач образования. Я ориентируюсь в передовых педагогических технологиях, активно использую их элементы.
Крайне важно, чтобы процесс общения с детьми носил живой и искрений характер. Известно, насколько улавливают они малейшую фальшь. Дети не должны чувствовать, что их воспитывают, в педагоге своем пусть видят они человека и друга. Надо, чтобы видели они, как он сам любуется цветком и не сломает весной зеленую ветку, что тактичен и внимателен к людям. Тогда добром на добро ответят ему дети. Ш.А.Амонашвили в своей замечательной книге «Здравствуйте, дети!» сказал так: «…Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».
Сформировать творческую личность школьника может только творчески работающий учитель, когда на уроке присутствует сотрудничество, сотворчество ученика и учителя. А ведь оно пришло к нам из народной педагогики, когда отец и сын, мать и дочь на равных решали насущные жизненные вопросы. Говоря об этом, перед глазами встает картина Е.Флеровой «Отец и сын». Отец и сын – мудрый крестьянин и мальчонка, идут нога в ногу, держа одну косу. Наверное, можно было отцу дать косу сыну и сказать: «Коси, как я». Но жизненный опыт подсказал более мудрое решение. Взяв в свои руки, огромные и натруженные, руки сыновьи, отец через ритмические взмахи косы, через мерную поступь и целесообразную пластику движений предает без лишних слов накопившуюся в нем концентрацию умений. Вот оно истинное сотрудничество, когда обе стороны глубоко заинтересованы в наилучшем результате.
Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума. Если мы хотим через искусство формировать нравственность, духовность, творческую активность в наших детях, необходимо об этом постоянно помнить и радоваться каждой маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица и т.д.
Что происходит в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу – труд души.
Учителю нужно уметь видеть в каждом ребенке индивидуальность, личность и очень бережно относиться к ней. Ведь, как утверждает психолог А.Н.Леонтьев «У человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию».
Опыт использования в педагогической практике заданий, направленных на развитие творческих способностей показывает, что дети активно реализующие себя в художественном творчестве, впоследствии успешно занимаются и другими видами творческой деятельности, а значит проблема развития творческих способностей не должна сужаться до задачи развития только художественных способностей, ибо лишь немногие найдут свое признание в художественном творчестве. Но получить свой первый полноценный творческий опыт могут и должны все.
Мои ученики посещают кружки, являются активными участниками окружных и городских выставок. Творчество ребят высоко оценивается. Неоднократно занимали призовые места, награждались ценными подарками, грамотами. Так же ведется ежегодная внеклассная работа по изобразительному искусству в школе: это наши школьные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и стенгазет. (Приложение № . Фотовыставки).
Показателем результативности моей педагогической концепции может служить высокий уровень мотивации у учащихся к урокам изобразительного искусства, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в системе дополнительного образования.
Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесчконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я - в восприятии детей. Впереди работа и творчество…
Литература
Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2006
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006
Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. – Москва, «Владос», 2000
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления. – Санкт - Петербург, «Речь», 2007
|
|
|