|
Часть 4. Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод?
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Часть 5. Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод.
Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоре-тические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.
Компетентности
|
Их характеристика
|
Способность принимать решения
|
Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.
|
Способность к обучению
|
Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации
|
Системное мышление
|
Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ
|
Самостоятельность и инициативность
|
Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности
|
Готовность к изменениям и гибкость
|
Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям
|
Способность работать с информацией
|
Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую
|
Упорство и целеустремлённость
|
Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров
|
Коммуникативные способности
|
Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт
|
Способность к межличностным контактам
|
Умение слушать и понимать собеседника
|
Проблемность мышления
|
Умение вырабатывать модели решения проблем
|
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:
Формирование и развитие информационной компетентности.
Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.
Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
10 основных правил для анализа кейса
Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах. Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.
Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.
Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.
Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.
Составление основательного анализа имеющейся ситуации.
Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.
Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».
-
Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы
Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.
Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.
Примеры уроков химии с использованием кейс – метода
Афанасьева М. Н. учитель химии
МБОУ СОШ №53 города Курска
Урок по химии по теме
ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
8 класс
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.
Цель урока: на основе имеющихся у обучающихся знаний об условиях, признаках протекания химических реакций обеспечить усвоение обучающимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.
Задачи:
Закрепить понятие «признаки химических реакций»;
Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при определении типа химической реакции;
Развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.
Воспитывать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитывать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.
ХОД УРОКА
Химия – наука древнейшая настолько, что невозможно установить, когда она возникла. К тому же это еще и божественная наука.
Теологи прошлого утверждали, что химией интересовался уже Адам, которого привлекала проблема искусственного получения золота.
В дальнейшем химическими экспериментами успешно занимался Иисус Христос, превращавший воду в вино.
А Моисей сумел перевести золотого тельца в жидкое состояние, растворив его в царской водке. Он также открыл ионообменники в процесс обессоливания воды. Первый ионообменный полимер Моисей с успехом применил, когда вел израильтян через пустыню. Он превратил горькую воду в пригодную для питья, погрузив в нее стволы старых гнилых деревьев. Действительно, в настоящее время наука подтвердила, что разлагающаяся целлюлоза является хорошим ионообменником для катионов магния. О химических превращениях свидетельствуют и другие библейские истории.
Если ко всему этому добавить, что первая химическая реакция, сознательно использовавшаяся человеком, - реакция горения – на самом деле пришла к нему с неба (в виде молнии), то вряд ли кто станет сомневаться, что химия имеет божественное происхождение и что именно она является наиболее древней наукой.
Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно меняется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох – и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего мира. Чтобы управлять превращениями веществ, необходимо как следует разобраться в природе подобных реакций. Для этого и нужна химия.
За то недолгое время, пока мы с вами изучаем химию, мы узнали о том, что существуют молекулы и атомы, химические реакции и физические явления, научились их различать, вычислять относительную атомную и молекулярную массы. И прежде чем, перейти к теме нашего урока, мы немного повторим то, что прошли.
Задание:
|
в верхней части листа записаны уравнения химических реакций, в нижней – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.
|
Ba + O2 → BaO
Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O
Na + S → Na2S
Fe + O2 → Fe3O4
|
|
|
C + O2 → CO2
CH4 → C2H2 + H2
Ca + HCl → CaCl2 + H2
K + S → K2S
|
|
|
HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O
Fe + O2 → Fe2O3
BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O
Fe + Cl2 → FeCl3
|
|
|
Проверка:
Ba + O2 → BaO
Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O
Na + S → Na2S
Fe + O2 → Fe3O4
|
5
8
4
6
|
|
C + O2 → CO2
CH4 → C2H2 + H2
Ca + HCl → CaCl2 + H2
K + S → K2S
|
3
6
5
4
|
|
HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O
Fe + O2 → Fe2O3
BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O
Fe + Cl2 → FeCl3
|
5
9
4
7
|
|
Ответ: N – азот, P – фосфор, О – кислород.
В 60-х годах XVII века гамбургский алхимик Г. Бранд искал «философский камень». В 1669 году он надеялся перегонкой мочи получить жидкость, с помощью которой серебро можно превратить в золото. При прокаливании образовалось вещество, светящееся в темноте. Это был фосфор.
Безжизненный, не поддерживающий дыхания и горения – в этом качестве видели химики основное свойство азота.
В истории открытия кислорода переплелось множество судеб, но об этом - на следующем уроке.
А вот один из способов получения кислорода мы сейчас увидим.
Получение кислорода
2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑
Итак, тема сегодняшнего урока:
«Типы химических реакций»
Работать мы с вами будем по группам.
Кейс
Юра заболел и его положили в больницу. Когда Юра выздоровел, оказалось, что он пропустил несколько тем уроков по химии и не может выполнить домашние задания. Используя дополнительный материал, помогите Юре выполнить домашнее упражнение: заполните таблицу
|
Типы химических реакций
|
соединения
|
разложения
|
замещения
|
обмена
|
определение
|
|
|
|
|
исходные вещества
|
|
|
|
|
продукты реакции
|
|
|
|
|
схема реакции
|
|
|
|
|
примеры уравнений реакций
|
|
|
|
|
Материал кейса
Типы химических реакций
В реакциях соединения из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество
2Mg + O2 = 2MgO
2Cu + O2 + H2O + CO2 = Cu2CO5H2
Реакции разложения приводят к распаду одного исходного сложного вещества на несколько продуктов.
CaCO3 = CaO + CO2
Cu2CO5H2 = 2CuO + H2O + CO2
Реакции замещения – это реакции между простым и сложным веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – простого и сложного.
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
Реакциями обмена называют взаимодействие между двумя сложными веществами, при котором они обмениваются атомами или группами атомов.
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S
Многие химические реакции нельзя отнести ни к одному из перечисленных четырех типов. Примером может служить реакция горения метана:
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O
Исходные вещества
|
Одно сложное вещество
|
Два сложных вещества
|
Два вещества: простое и сложное
|
Два или более простых или сложных вещества
|
Продукты реакции
|
Одно сложное вещество
|
Два сложных вещества
|
Два новых вещества: простое и сложное
|
Два или более простых или сложных вещества
|
Схемы реакций
|
А + В = С
|
С = А + В
|
А + ВС = АС + В
|
АВ + СД = АД + СВ
|
|
|
|