|
«Советский тыл в Великой Отечественной войне. Вклад жителей Марийского края в Великую Победу»
Тема: «Советский тыл в Великой Отечественной войне. Вклад жителей Марийского края в Великую Победу».
Эпиграф к уроку:
Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья,
В тылу бурлило и кипело –
Трудилась Родина моя.
Сильнее стали женщин плечи,
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Все для Победы! Все для фронта!
А сами – в поле и к станку,
Чтобы отправить хлеб и танки
На фронт солдату-мужику.
Все отдавали: силы, средства…
Война тащила за собой
Детей, не ведающих детства,
И женщин с горькою судьбой.
Кто был в окопах, те – герои,
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньший выдал героизм.
Жива еще в потомках память
Тех героических времен –
Советским труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!
Б. Б. Поляков
Цель:
уяснить материал о подвиге тружеников тыла в годы ВОВ;
развивать умения и навыки анализировать материал, делать сообщения;
воспитание патриотизма;
дать представление о подвиге жителей Марийского края в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
расширить и углубить знания обучающихся о роли тыла в ходе войны о
чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу;
-
подчеркнуть массовый героизм и самоотверженность народа во имя спасения Родины и его вклад в победу;
сформировать представление о взаимоотношениях общества и власти, о некоторых изменениях тоталитарной системы под воздействием военного времени.
ознакомление обучающихся с вкладом жителей Марийского края в Победу над Германией;
формирование у обучающихся патриотической позиции;
воспитание у школьников чувства глубокого патриотизма, уважения к
труженикам тыла.
Оборудование: компьютер и проектор, презентация, документ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», аудиозапись и текст выступления И.В.Сталина 3 июля 1941 года, раздаточный информационный материал, видео «Великая Отечественная война», Видео «Поэма «Русской женщине», песня «Эй, шемер марий, йывырте».
План урока 1. Орг. момент.
2. Актуализация.
3. Сообщение темы урока.
4. Основная часть (работа над проектом «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад жителей Марийского края в Победу»: перевод народного хозяйства на военный лад. Героизм и самоотверженность народа; условия жизни, труда и быта в тылу, вывод.
5. Закрепление.
6. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент. Класс делится на 5 групп.
Приветствие.
2. Актуализация: Видео «Великая отечественная война».
Учитель истории: Нет в истории человечества войны более жестокой и страшной, чем Великая Отечественная. В этом году наша страна будет отмечать 68 годовщину Победы. Вероломное нападение Германии на Советский Союз заставило весь народ мобилизовать свои силы, чтобы после первых неудач Красной Армии дать достойный отпор врагу.
Среди множества военных операций, проведенных советскими войсками на территории нашей страны, можно выделить наиболее крупные сражения, повлиявшие на весь ход войны: Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение Великой Отечественной войны, но речь пойдет не о великих сражениях. Мы будем говорить о советском тыле во время Великой Отечественной войны, мы должны выяснить, какова была роль тыла в эти годы.
Видео «Поэма М. Исаковского «Русской женщине».
Учитель истории: Сегодня мы перелистаем страницы прошлого нашей страны для того, чтобы прикоснуться сердцем к подвигу советских людей, к подвигу жителей Марийского края, которые не подвергались налету бомбардировщиков, но совершали подвиги в тылу.
3. Сообщение темы урока:
Учитель истории: Тема нашего урока: Советский тыл в Великой Отечественной войне.
4. Основная часть.
Учитель истории: Я предлагаю, сегодня на уроке, провести небольшое исследование, составить проект о людях, трудившихся в тылу, в годы Великой Отечественной войны.
На доске название проекта: «Советский тыл в Великой Отечественной войне.
Цель нашего проекта: воспитание гражданственности и патриотизма. (цель на доске).
Задачи: (это то, что мы будем делать):
-
опрос среди обучающихся 9-х классов «что вы знаете о жизни ваших родных, трудившихся в тылу в годы Великой Отечественной войны»,
беседы с родственниками,
работа с ресурсами Интернет,
изучение литературы по теме «Советский тыл в годы войны».
(задачи на доске).
Актуальность, важность нашего исследования заключается в том, что подрастающее поколение не помнит подвигов своих предков, происходит утрачивание и обесценивание жизненных ценностей.
Гипотеза, мнение, которое нам необходимо доказать: «Их сражения в тылу, их подвиг – героический труд». (гипотеза на доске).
Провести исследование, я предлагаю на примере нашей местности, Марийского края.
(К теме проекта добавляется фраза «Вклад жителей Марийского края в Великую Победу».
Песня «Эй, шемер марий, йывырте».
Учитель ИКН: Летнее солнечное утро 22 июня 1941 года, мирный воскресный день. И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о вероломном вторжении фашистской Германии. Началась большая, жестокая война. Долгие четыре года советские люди отстаивали свою землю, своё право на жизнь. 27 миллионов погибших. Великая Отечественная война – это не просто 4 года из истории нашей Родины. Эти четыре года были очень длинными.
Песня «Эй, шемер марий, йывырте» была написана к юбилею создания Марийской автономной области, она считается гимном нашей республики того времени. 22 июня 1941 года республика отмечала юбилей создания Марийской автономии. На площадях и стадионах проходили соревнования и праздничные мероприятия.
Страшная весть о начале войны пришла в полдень. На Юбилейной площади начался митинг. Среди собравшихся появились первые добровольцы, изъявившие желание тотчас отправиться на фронт. Уже 24 июня с Йошкар-Олинского железнодорожного вокзала отправился первый эшелон на фронт. За четыре года войны марийская республика отправила на фронт 131340 сыновей и дочерей.
Видео «Вставай, страна огромная».
Учитель истории: Нападение Германии коренным образом изменило быт и жизнь советских людей. Если в начале люди верили, что агрессор будет разбит в короткие сроки, то очень быстро этот миф был развеян по мере быстрого продвижения врага по Советской земле и по мере того насколько этот враг был жесток. В результате народ очень быстро осознал, что решается судьба не только Советской власти, но и Отечества.
Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.
В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны началась коренная перестройка жизни страны на военный лад. Программой деятельности тружеников тыла стал лозунг «Все для фронта, все для победы!»
Война изменила прежний трудовой режим людей. Все трудности легли на плечи женщин, стариков и детей. По всей стране увеличился рабочий день, ввелись обязательные сверхурочные работы, отменили отпуска. Положение тружеников было крайне тяжелым. Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время».
Коллективная работа.
Работа с документом: (Приложение № 1). Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» В целях обеспечения выполнения, производственных заданий, связанных с нуждами военного времени. Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-хчасов в день.
2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.
3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью — в течение шести месяцев кормления.
4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.
5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР,
Председатель Президиума Верховного
Совета СССР М.Капинин
Секретарь Президиума Верховного
Совета СССР А.Горкин
Москва, Кремль. 26 июня, 1941 года
Вопросы к документу:
Какие задачи встали перед страной в начале войны?
Мобилизации всех ресурсов государства.
Какие предприятия, прежде всего, были задействованы?
Предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли.
Государство заботилось о своих гражданах в тот период?
Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью — в течение шести месяцев кормления, оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.
Какую роль в ходе войны сыграл этот Указ?
Мобилизации всех ресурсов государства.
Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?
Были отменены очередные и дополнительные отпуска, заменены денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях.
Чем, на Ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 г.?
В тыловых районах дети и подростки работали у станков и на полях, помогали в госпиталях.
Ответы обучающихся.
Учитель истории: 3 июля 1941 года И.В.Сталин обратился к советским гражданам с призывом.
Приложение № 2.
Текст и аудио запись «Речь Сталина 3 июля 1941 г.»
Коллективная работа.
Вопросы к обучающимся:
Почему в своем обращении он говорит «Братья и сестры»?
К чему призывал товарищ Сталин советских людей трудящихся в тылу?
Ответы обучающихся.
Учитель ИКН: Являясь глубоким тылом, Марийская республика, как и многие тыловые регионы, обеспечивала Красную Армию необходимым: оружием и боеприпасами, продуктами и одеждой, изделиями из древесины.
Ваша задача в ходе урока подготовить сообщения по теме «Вклад тыловиков в Победу на примере жителей Марийского края» по 5 направлениям.
Эвакуирован-ные
заводы
|
Сельское
хозяйство
|
Лесная
промышлен-ность
|
Культура
|
Дети и война
|
Каждая группа получает информационный материал, готовит ответ на свой вопрос и делает вывод.
Выступления обучающихся по темам:
Эвакуированные заводы – 1 группа.
Сельское хозяйство – 2 группа.
Лесная промышленность – 3 группа.
Культура – 4 группа.
Дети и война – 5 группа.
5. Закрепление:
Тест.
1. С необычным призывом: «Братья и сестры…» 3 июля 1941 г. выступил:
а) Калинин; б) Жуков; в) Молотов; г) Сталин.
2) Из скольких промышленных предприятий прибыло оборудование в
Марийский край во время войны:
а) 25; б) 27; в) 28.
3. Как изменился трудовой режим в годы войны (несколько вариантов ответов):
а) Были отменены очередные и дополнительные отпуска;
б) Был установлен 7 часовой рабочий день;
в) Директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа;
г) Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 часов в день.
4) Что поставляли на фронт предприятия лесной промышленности:
а) опилки; б) деловую древесину; в) оружие.
5) Что сдавали женщины в помощь фронту:
а) обувь; б) одежду; в) украшения.
6) На что собирали средства колхозники:
а) на постройку авиаэскадрильи; б) на постройку вертолетов;
в) на постройку таковой колонны.
7) Сколько концертов дали работники филармонии в военных частях:
а) более 1000; б) более 100; в) более 500.
8) Под руководством какого композитора прославилась фронтовая агитбригада:
а) Якова Эшпая; б) Павла Тойдемара; в) И. С. Ключникова-Палантая.
6. Рефлексия
Возвращение к проблемному вопросу: «Их сражения в тылу, их подвиг – героический труд».
Позиция (я считаю…)
Обоснование (потому, что…)
Примеры (например…)
Следствие (таким образом…)
Учитель истории: Какие выводы мы можем сделать по теме?
Ответы обучающиеся:
1) Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2) Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.
3) Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта.
4) Самоотверженный труд тружеников тыла - прекрасный пример для молодежи.
Учитель истории: Сегодня на уроке нам удалось доказать высказывание «Их сражения в тылу, их подвиг – героический труд».
Не зря говорят, что из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд.
Подведение итогов урока: выставление оценок.
|
|
|