|
Сохраним наше наследие
СОХРАНИМ НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Карпушова В.С.
МБОУ Дивеевская средняя общеобразовательная школа, Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Зовут к себе и города, и нивы, И шум лесов, и волны ковыля. Твои святыни вечно будут живы, Моя Нижегородская земля.
В.А. Шамшурин
Краеведение сегодня – составная часть исторического образования.
Педагоги-историки отчетливо понимают, что единственно реальный путь выхода из кризиса – обращение к богатому духовно-нравственному наследию России, к основам нашей национальной культуры. Неотделима история края от истории страны.
Курс исторического краеведения регионального базисного плана Нижегородской области приобрел за последние годы первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания будущих граждан на примерах жизни и подвигов сланных и великих земляков. Возрастает новизна и значение изучения исторического краеведения в Дивеевской средней школе. Курс помогает школьникам освоить возрождаемое культурно-духовное православное наследие родного края. В нашей школе особенный по сравнению с другими контингент учащихся и микроклимат: не прекращается поток прибывших на жительство семей в село, которое является IV уделом Богородицы, здесь покоятся мощи святого старца Серафима Саровского. [1], [2]
Своеобразие предмета требует специальной технологии изучения истории села, осознания его как духовного центра России. Разработана так же программа краеведческого кружка, которая получила лицензию в апреле 2011 года (№8532).
Главное – ориентация на усвоение и необходимого объема знаний по истории малой Родины, и духовно-нравственное воспитание. Мой девиз – каждый ученик знает историю родной школы и родного села, того уголка Земли, где он родился, где живет, где жили его предки.
Школьники участвуют в конкурсах, олимпиадах различного уровня, занимают призовые места; пишут социальные проекты; изучают историю семьи и свою родословную; выступают на районных научно-практических краеведческих конференциях; совершают экскурсии; проводят социологические опросы; готовят сообщения и презентации. Помогает ученикам литература по истории родного края, книги энтузиастов-краеведов В.И. Карпушова, супругов Шекуровых. [4];[5],[9]
Мы приглашаем ветеранов войны, тружеников тыла, сотрудников районной библиотеки, которые проводят увлекательные мероприятия по истории края, участников локальных войн В. Утина, А.Харитонова; собираем экспонаты для краеведческого уголка, для кабинета истории школы, созданного многолетними трудами Отличника народного просвещения В.А Малышевой.
Наши дети гордятся славной историей своей малой Родины – дивеевская земля дала России 5 Героев Советского Союза, 2 полных кавалера орденов Славы, военного советника Фиделя Кастро полковника В.В. Немировского, ученых, врачей, учителей, поэтов, писателей, летчиков, моряков; здесь начинал свой трудовой путь врач, академик Н.Н. Блохин, имя которого присвоено Центральной районной больнице; дивеевскую агитбригаду 60-х годов слышала Москва. Имя погибшего в бою десантника 6 роты Псковской дивизии, выпускника школы, 19-летнего Андрея Зайцева увековечено на памятной доске в школе.
Предлагаю вариативную разработку урока по краеведению в 7 классе (1-2 часа).
Тема урока: Дивеево – духовное наследие России.
Цель: раскрыть основные этапы истории Серафимо-Дивеевского женского монастыря и жития Серафима Саровского.
Задачи:
Формирование нравственных ценностей в личностных ценностях учащихся.
Воспитание любви к родному краю, гордости за свою малую Родину.
Привлечение внимания школьников к истории родного края, проблемам его развития.
Содержание урока
Звучит Колокольный звон. Начало урока. Оргмомент.
Эпиграфы к уроку:
-
«Повествовать о преподобном Серафиме и умолчать о дивном Дивееве так же невозможно, как нельзя сказать об отце и опустить о детях. Дивеево после собственной души его есть главное детище святого старца, плод духовного рождения его, полное чудес». С.А.Нилус, духовный писатель н. ХХвека.
«Стяжи дух смирен и тысячи спасутся около тебя». Серафим Саровский.
«Любить Родину – вот истинный смысл жизни. Помни о своих корнях». Академик Д.С. Лихачёв.
На доске - рисунки учащихся по теме урока. Выставка книг.
Звучит запись песни Жанны Бичевской.
Учитель: почему наше родное село стало центром массового паломничества людей?
Как вы понимаете выражение: «вечные святыни»?
Сообщения учащихся, электронные презентации по вопросам:
История возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря.
Архитектурный комплекс монастыря.
Святые источники на святой земле.
Святая Канавка Богородицы.
Жизнь и духовные подвиги саровского чудотворца Серафима и его пророчества.
Посещение Сарова и Дивеева и императорской семьей в 1903 году.
Разгон и восстановление обители. Второе обретение святых мощей Преподобного Серафима.
Обсуждение анкетирования. Школьник опросили 200 человек разного возраста, пола, профессии. К проведению анкетирования были привлечены и учащиеся тех классов, где я работаю. Обсуждение итогов анкетирования прошло оживлено, социальная роль журналиста научила общению. Учащиеся выразили желание продолжить этот вид учебной работы, сделать его более технологичным (например, отпечатать вопросы с вариантами ответов для быстроты подсчета мнений).
Выразим данные опроса в таблице.
-
Вопросы
|
2008 (%)
|
2013 (%)
|
Связывают свою жизнь с Дивеевом
|
60
|
85
|
Считают себя верующими
|
55
|
85
|
Отрицательно относятся к паломникам, приехавшим на жительство
|
8
|
2
|
Мало знаю об истории монастыря
|
79
|
20
|
Будущее села связывают с развитием монастыря
|
45
|
100
|
Закрепление. Викторина. Тестирование.
Викторина по теме: «Дивеево как духовное наследие России».
Впиши (скажи) нужное:
Православные люди называют Дивеево…(Четвертый удел Богородицы на земле)
Основателем Серафимо-Дивеевского монастыря является…(помещица Агафья Мельгунова)
Серафима Саровского в детские годы звали…(Прохор)
Он родился в …году в городе…(1 августа 1754г., Курск)
Имя «Серафим» в переводе означает «пламенный».
Серафим получил это имя в …(Саровский мужской монастырь)
Дата строительства Троицкого храма монастыря (1845 – 1875гг.)
Архитектор Троицкого монастыря…(Константин Тон)
Старец умер в …году(1833, 15 января)
Когда Серафим Саровский был канонизирован – в …году(1903г.)
Кто и когда из российских императоров бывал в Сарове и Дивееве (Николай II с семьей в 1903 году)
Святые источники - …(Казанский, матушки Александры, батюшки Серафима)
Тестирование.
Вопросы на экране и на партах.
Основателем села Дивеева является царь: А) Иван III; Б) Иван IV Грозный; В) Серафим Саровский;
Дата основания с. Дивеево: А) 1459; Б) 1659; В) 1559;
Основателем Дивеевской обители является: А) о. Серафим; Б) Помещица А.С. Мельгунова; В) Царь Иван IV Грозный;
В 1775г. в дивеевской округе случился страшный голод. Как матушка Александра отнеслась к этому: А) Кормила дивеевцев; Б) Платила детям, которые приносили кирпичи строителям Казанской церкви; В) Равнодушно;
Соотнесите даты и события:
1760г. А) Устройство Дивеевской общины;
1767 – 1772 гг. Б) Прибытие в Дивеево А.С. Мельгуновой;
1789г. В) Строительство Казанского храма в Дивееве;
Виделась ли мать Александра с о. Серафимом?
А) Неоднократно; Б) За несколько дней до своей кончины; В) Нет;
При каком правителе России произошли данные события? Соотнесите события и имена.
1) Основание Саровской пустыни; А) Император Николай I;
2) Преобразование общины в монастырь; Б) Император Александр II;
3) Основание Мельничной девичьей общины в Дивееве; В) Император Петр I;
Мирское имя о. Серафима - …
Дивеево называют…
Дивеевская обитель преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. Когда? Кем? Выберите правильный ответ.
Игумения М. Ушакова; А) 1760г.;
о. Серафим; Б) 1861г.;
Матушка Александра; В) 1826г.
Поставить в хронологическом порядке этапы жизни преподобного Серафима.
Иночество в Саровской пустыни (жизнь послушника, инока, иеродиакона и иеромонаха);
Старчество – деятельное служение на душевную пользу ближним;
Детство, отрочество и юность;
Затворничество: 15 лет, 6 месяцев, 16 дней;
Отшельничество, столпничество и молчальничество: 15 лет ,5 месяцев, 19 дней.
Соотнесите имя архитектора и название здания.
1) А.Никитин А) Троицкий собор
2)К. Тон Б) Колокольня
3) А.Антонов В) Преображенский собор
Ответы:
1 – Б; 2 – В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – 1Б, 2В, 3А; 6 – Б; 7 - 1В, 2Б, 3А; 8 - Прохор Исидорович Мошнин; 9 – Четвертым и последним уделом Богородицы на земле после Иерусалима, Афона и Киева;10 – 1Б; 11 - 3, 1, 5, 4, 2; 12 – 1Б, 2А, 3В.
Выводы учащихся и учителя.
Благодарю учащихся за большую кропотливую работу. Вы многому научились, многое осознали. Дивеево становится центром всемирного покаяния. Будущее Дивеева – это будущее России. Что спасет Россию? Что в основе нашей национальной культуры?
Ответ – возрождение духовных народных традиций тысячелетней православной России. Приведу слова В.И. Лопаткина, главы Земского собрания района: «Я никогда не противопоставлял Дивеево монастырю. Считаю, что они должны быть едины, дополнять друг друга. Я верую, и всё буду делать для того, чтобы Дивеево стало федеральным центром - Центром православного паломничества и светского туризма.
В заключение прочитаю стихотворение нашей выпускницы Анастасии Шохиной о Серафиме Саровском, которое она мне подарила.
В молчании его свершалось слово,
В молении он тайну прозревал.
И бор сосновый чутко укрывал его
От взгляда праздного людского.
Но разве скрыться на верху горы
Светильнику, горящему так ярко?
И кротко зверь выходит из норы,
Чтоб хлеб его из рук отведать сладкий.
Бежит толпа крестьянской ребятни,
Среди колосьев в поле кличет старца,
Он им навстречу: радости мои,
Ну как же мог я вам не отозваться?
…Да, времени прошло тех дивных пор,
Должно быть, много.
Вера стал чудом и по-монашески суров
Саровский бор – хранит святыню памяти под спудом.
Но в храм войдя, умойся, отряхнись от сна житейского,
Ищи его как дети. средь колосков
Молитвою прорвись.
И он тебе таинственно ответит.
Всё будет просто, вера ведь проста.
И в темноте потрескивая
Свечка вдруг осветит лучистые глаза.
Святой помолится – и сразу станет легче.
Напишите эссе на тему:
«Дивеево, Серафим Саровский в судьбе России, в истории моей семьи».
Запишите 3-4 интервью с близкими, соседями, знакомыми, товарищами по теме урока (социологический опрос).
Литература
Источники
1.Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) 1903 г. – Издательство Братства св. Александра Невского. – Н.Новгород, 2004.
Литература
2. Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. (серия «Нижегородские были»). – Нижний Новгород, И.: «Книги», 2003.
3. Институт этнологии и антропологии РАН, и др. Наследие Серафима Саровского и судьбы России. Материалы конференции. Москва – Саров 2004 год. – Н.Новгород, 2005.
4. Карпушов В.И. Православное Дивеево. Документальное издание. – Арзамас, АГПИ, 2003.
5. Карпушова В.С. Дивеево – центр православия России. – Историческое краеведение в школе. Материалы областной научно-практической конференции 14 ноября 2001 г. – Н.Новгород, 2002.
6. Подурец А.М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Н.Новгород, ТОО «Образ», 1998.
7. Преподобный Серафим, Царь и народ: Чудо прославления. Саров - Дивеево, 1903 год. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2003.
8. Пять веков Дивеевской земли XVI-XX столетия. – Н.Новгород: «Штрих», 1998.
9. Шекуров В.А., Святой Серафим, Дивеево в судьбах России: 138 вопросов и ответов на заданную тему (В.А.Шекуров, Н.А.Шекурова; фото В.П.Зюзина, П.В.Сушкова; рис. Е.В.Мочкаевой). – Арзамас: Арзамасская типография, 2007 – 204 с.: ил. – (Дивеевские колокола).
|
|
|