Главная страница

Сохраним наше наследие


Скачать 97.99 Kb.
Название Сохраним наше наследие
Дата 12.02.2016
Размер 97.99 Kb.
Тип Документы

СОХРАНИМ НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Карпушова В.С.

МБОУ Дивеевская средняя общеобразовательная школа, Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Зовут к себе и города, и нивы, 
И шум лесов, и волны ковыля. 
Твои святыни вечно будут живы, 
Моя Нижегородская земля. 

В.А. Шамшурин

Краеведение сегодня – составная часть исторического образования.

Педагоги-историки отчетливо понимают, что единственно реальный путь выхода из кризиса – обращение к богатому духовно-нравственному наследию России, к основам нашей национальной культуры. Неотделима история края от истории страны.

Курс исторического краеведения регионального базисного плана Нижегородской области приобрел за последние годы первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания будущих граждан на примерах жизни и подвигов сланных и великих земляков. Возрастает новизна и значение изучения исторического краеведения в Дивеевской средней школе. Курс помогает школьникам освоить возрождаемое культурно-духовное православное наследие родного края. В нашей школе особенный по сравнению с другими контингент учащихся и микроклимат: не прекращается поток прибывших на жительство семей в село, которое является IV уделом Богородицы, здесь покоятся мощи святого старца Серафима Саровского. [1], [2]

Своеобразие предмета требует специальной технологии изучения истории села, осознания его как духовного центра России. Разработана так же программа краеведческого кружка, которая получила лицензию в апреле 2011 года (№8532).

Главное – ориентация на усвоение и необходимого объема знаний по истории малой Родины, и духовно-нравственное воспитание. Мой девизкаждый ученик знает историю родной школы и родного села, того уголка Земли, где он родился, где живет, где жили его предки.

Школьники участвуют в конкурсах, олимпиадах различного уровня, занимают призовые места; пишут социальные проекты; изучают историю семьи и свою родословную; выступают на районных научно-практических краеведческих конференциях; совершают экскурсии; проводят социологические опросы; готовят сообщения и презентации. Помогает ученикам литература по истории родного края, книги энтузиастов-краеведов В.И. Карпушова, супругов Шекуровых. [4];[5],[9]

Мы приглашаем ветеранов войны, тружеников тыла, сотрудников районной библиотеки, которые проводят увлекательные мероприятия по истории края, участников локальных войн В. Утина, А.Харитонова; собираем экспонаты для краеведческого уголка, для кабинета истории школы, созданного многолетними трудами Отличника народного просвещения В.А Малышевой.

Наши дети гордятся славной историей своей малой Родины – дивеевская земля дала России 5 Героев Советского Союза, 2 полных кавалера орденов Славы, военного советника Фиделя Кастро полковника В.В. Немировского, ученых, врачей, учителей, поэтов, писателей, летчиков, моряков; здесь начинал свой трудовой путь врач, академик Н.Н. Блохин, имя которого присвоено Центральной районной больнице; дивеевскую агитбригаду 60-х годов слышала Москва. Имя погибшего в бою десантника 6 роты Псковской дивизии, выпускника школы, 19-летнего Андрея Зайцева увековечено на памятной доске в школе.

Предлагаю вариативную разработку урока по краеведению в 7 классе (1-2 часа).

Тема урока: Дивеево – духовное наследие России.

Цель: раскрыть основные этапы истории Серафимо-Дивеевского женского монастыря и жития Серафима Саровского.

Задачи:

  • Формирование нравственных ценностей в личностных ценностях учащихся.

  • Воспитание любви к родному краю, гордости за свою малую Родину.

  • Привлечение внимания школьников к истории родного края, проблемам его развития.

Содержание урока

  • Звучит Колокольный звон. Начало урока. Оргмомент.

Эпиграфы к уроку:

  1. «Повествовать о преподобном Серафиме и умолчать о дивном Дивееве так же невозможно, как нельзя сказать об отце и опустить о детях. Дивеево после собственной души его есть главное детище святого старца, плод духовного рождения его, полное чудес». С.А.Нилус, духовный писатель н. ХХвека.

  2. «Стяжи дух смирен и тысячи спасутся около тебя». Серафим Саровский.

  3. «Любить Родину – вот истинный смысл жизни. Помни о своих корнях». Академик Д.С. Лихачёв.

На доске - рисунки учащихся по теме урока. Выставка книг.

  • Звучит запись песни Жанны Бичевской.

  • Учитель: почему наше родное село стало центром массового паломничества людей?

  • Как вы понимаете выражение: «вечные святыни»?

  • Сообщения учащихся, электронные презентации по вопросам:

  1. История возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря.

  2. Архитектурный комплекс монастыря.

  3. Святые источники на святой земле.

  4. Святая Канавка Богородицы.

  5. Жизнь и духовные подвиги саровского чудотворца Серафима и его пророчества.

  6. Посещение Сарова и Дивеева и императорской семьей в 1903 году.

  7. Разгон и восстановление обители. Второе обретение святых мощей Преподобного Серафима.

  • Обсуждение анкетирования. Школьник опросили 200 человек разного возраста, пола, профессии. К проведению анкетирования были привлечены и учащиеся тех классов, где я работаю. Обсуждение итогов анкетирования прошло оживлено, социальная роль журналиста научила общению. Учащиеся выразили желание продолжить этот вид учебной работы, сделать его более технологичным (например, отпечатать вопросы с вариантами ответов для быстроты подсчета мнений).

Выразим данные опроса в таблице.

Вопросы

2008 (%)

2013 (%)

Связывают свою жизнь с Дивеевом

60

85

Считают себя верующими

55

85

Отрицательно относятся к паломникам, приехавшим на жительство

8

2

Мало знаю об истории монастыря

79

20

Будущее села связывают с развитием монастыря

45

100

  • Закрепление. Викторина. Тестирование.

Викторина по теме: «Дивеево как духовное наследие России».

Впиши (скажи) нужное:

  1. Православные люди называют Дивеево…(Четвертый удел Богородицы на земле)

  2. Основателем Серафимо-Дивеевского монастыря является…(помещица Агафья Мельгунова)

  3. Серафима Саровского в детские годы звали…(Прохор)

  4. Он родился в …году в городе…(1 августа 1754г., Курск)

  5. Имя «Серафим» в переводе означает «пламенный».

  6. Серафим получил это имя в …(Саровский мужской монастырь)

  7. Дата строительства Троицкого храма монастыря (1845 – 1875гг.)

  8. Архитектор Троицкого монастыря…(Константин Тон)

  9. Старец умер в …году(1833, 15 января)

  10. Когда Серафим Саровский был канонизирован – в …году(1903г.)

  11. Кто и когда из российских императоров бывал в Сарове и Дивееве (Николай II с семьей в 1903 году)

  12. Святые источники - …(Казанский, матушки Александры, батюшки Серафима)

Тестирование.

Вопросы на экране и на партах.

  1. Основателем села Дивеева является царь: А) Иван III; Б) Иван IV Грозный; В) Серафим Саровский;

  2. Дата основания с. Дивеево: А) 1459; Б) 1659; В) 1559;

  3. Основателем Дивеевской обители является: А) о. Серафим; Б) Помещица А.С. Мельгунова; В) Царь Иван IV Грозный;

  4. В 1775г. в дивеевской округе случился страшный голод. Как матушка Александра отнеслась к этому: А) Кормила дивеевцев; Б) Платила детям, которые приносили кирпичи строителям Казанской церкви; В) Равнодушно;

  5. Соотнесите даты и события:

  1. 1760г. А) Устройство Дивеевской общины;

  2. 1767 – 1772 гг. Б) Прибытие в Дивеево А.С. Мельгуновой;

  3. 1789г. В) Строительство Казанского храма в Дивееве;

  1. Виделась ли мать Александра с о. Серафимом?

А) Неоднократно; Б) За несколько дней до своей кончины; В) Нет;

  1. При каком правителе России произошли данные события? Соотнесите события и имена.

1) Основание Саровской пустыни; А) Император Николай I;

2) Преобразование общины в монастырь; Б) Император Александр II;

3) Основание Мельничной девичьей общины в Дивееве; В) Император Петр I;

  1. Мирское имя о. Серафима - …

  2. Дивеево называют…

  3. Дивеевская обитель преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. Когда? Кем? Выберите правильный ответ.

  1. Игумения М. Ушакова; А) 1760г.;

  2. о. Серафим; Б) 1861г.;

  3. Матушка Александра; В) 1826г.

  1. Поставить в хронологическом порядке этапы жизни преподобного Серафима.

  1. Иночество в Саровской пустыни (жизнь послушника, инока, иеродиакона и иеромонаха);

  2. Старчество – деятельное служение на душевную пользу ближним;

  3. Детство, отрочество и юность;

  4. Затворничество: 15 лет, 6 месяцев, 16 дней;

  5. Отшельничество, столпничество и молчальничество: 15 лет ,5 месяцев, 19 дней.

  1. Соотнесите имя архитектора и название здания.

1) А.Никитин А) Троицкий собор

2)К. Тон Б) Колокольня

3) А.Антонов В) Преображенский собор

Ответы:

1 – Б; 2 – В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – 1Б, 2В, 3А; 6 – Б; 7 - 1В, 2Б, 3А; 8 - Прохор Исидорович Мошнин; 9 – Четвертым и последним уделом Богородицы на земле после Иерусалима, Афона и Киева;10 – 1Б; 11 - 3, 1, 5, 4, 2; 12 – 1Б, 2А, 3В.

  • Выводы учащихся и учителя.

Благодарю учащихся за большую кропотливую работу. Вы многому научились, многое осознали. Дивеево становится центром всемирного покаяния. Будущее Дивеева – это будущее России. Что спасет Россию? Что в основе нашей национальной культуры?

Ответ – возрождение духовных народных традиций тысячелетней православной России. Приведу слова В.И. Лопаткина, главы Земского собрания района: «Я никогда не противопоставлял Дивеево монастырю. Считаю, что они должны быть едины, дополнять друг друга. Я верую, и всё буду делать для того, чтобы Дивеево стало федеральным центром - Центром православного паломничества и светского туризма.

В заключение прочитаю стихотворение нашей выпускницы Анастасии Шохиной о Серафиме Саровском, которое она мне подарила.

В молчании его свершалось слово,

В молении он тайну прозревал.

И бор сосновый чутко укрывал его

От взгляда праздного людского.

Но разве скрыться на верху горы

Светильнику, горящему так ярко?

И кротко зверь выходит из норы,

Чтоб хлеб его из рук отведать сладкий.

Бежит толпа крестьянской ребятни,

Среди колосьев в поле кличет старца,

Он им навстречу: радости мои,

Ну как же мог я вам не отозваться?

…Да, времени прошло тех дивных пор,

Должно быть, много.

Вера стал чудом и по-монашески суров

Саровский бор – хранит святыню памяти под спудом.

Но в храм войдя, умойся, отряхнись от сна житейского,

Ищи его как дети. средь колосков

Молитвою прорвись.

И он тебе таинственно ответит.

Всё будет просто, вера ведь проста.

И в темноте потрескивая

Свечка вдруг осветит лучистые глаза.

Святой помолится – и сразу станет легче.

  • Домашнее задание.

  1. Напишите эссе на тему:

«Дивеево, Серафим Саровский в судьбе России, в истории моей семьи».

  1. Запишите 3-4 интервью с близкими, соседями, знакомыми, товарищами по теме урока (социологический опрос).

Литература

Источники

1.Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) 1903 г. – Издательство Братства св. Александра Невского. – Н.Новгород, 2004.

Литература

2. Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. (серия «Нижегородские были»). – Нижний Новгород, И.: «Книги», 2003.

3. Институт этнологии и антропологии РАН, и др. Наследие Серафима Саровского и судьбы России. Материалы конференции. Москва – Саров 2004 год. – Н.Новгород, 2005.

4. Карпушов В.И. Православное Дивеево. Документальное издание. – Арзамас, АГПИ, 2003.

5. Карпушова В.С. Дивеево – центр православия России. – Историческое краеведение в школе. Материалы областной научно-практической конференции 14 ноября 2001 г. – Н.Новгород, 2002.

6. Подурец А.М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Н.Новгород, ТОО «Образ», 1998.

7. Преподобный Серафим, Царь и народ: Чудо прославления. Саров - Дивеево, 1903 год. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2003.

8. Пять веков Дивеевской земли XVI-XX столетия. – Н.Новгород: «Штрих», 1998.

9. Шекуров В.А., Святой Серафим, Дивеево в судьбах России: 138 вопросов и ответов на заданную тему (В.А.Шекуров, Н.А.Шекурова; фото В.П.Зюзина, П.В.Сушкова; рис. Е.В.Мочкаевой). – Арзамас: Арзамасская типография, 2007 – 204 с.: ил. – (Дивеевские колокола).