«Каен бәйрәме».
Сценарий праздника для старших дошкольников в рамках недели национального искусства.
Автор: Давлетшина Снежана Александровна
музыкальный руководитель МБДОУ № 7 «Чебурашка»
город Зеленодольск, РТ
Цели и задачи:
- Знакомить детей с календарными народными праздниками.
- Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам.
- Воспитывать интерес детей к традициям и обычаям татарского народа.
- Развивать у детей стремление к активному участию в праздниках, умение общаться со своими сверстниками.
- Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота; удовлетворять потребность детей в подвижной игре.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о традициях и обычаях татарского народа, празднике берёзы, особенностях его проведения.
Рассматривание картин с изображением берёзы, наблюдение в живой природе. Рассматривание иллюстраций с изображением образцов художественно – прикладного творчества мастеров Татарстана.
Знакомство с народным инструментом курай, с гончарным ремеслом.
Разучивание песен, стихов, танцев, подвижных игр. Слушание народной музыки, голосов живой природы. Беседа об охране окружающей среды. Изготовление поделок. Оформление участка.
Ход мероприятия.
Звучит фонограмма песни «Ак каен» муз. М.Валиева, сл.З. Ярмәки.
Дети, взявшись за руки, входят на участок, заводят хоровод вокруг берёзки.
Ведущий: Мы пришли к берёзке белоствольной
Красотой её полюбоваться
Будем песни петь и веселиться
В праздник нам на месте не сидится.
Дети:
1.Как будто в свадебном наряде
Берёзка белая стоит.
Ей ветер нежно кудри гладит
Серёжки солнце золотит.
2.Под нею раннею весною
Девчата водят хоровод.
Её красавицей лесною
Зовёт недаром наш народ.
3.В ней столько нежности и света,
И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка – это
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют песню «Ак каен» муз. М.Валиева, сл.З. Ярмәки.
Яфлаклары яшел ак каенныӊ
Хәтфә жәйгән кебек hәр ягы.
Әйлән-бәйлән уйный яшь балалар,
Гәрләп тора hәр көн тау ягы.
Яшь балалар, бигрәк матур кызлар
Ак каенны сөеп мактыйлар.
Яз башинда алар hәр ел саен
Ак каенда бәйрәм ясыйлар.
Ап-ак каен, инде бик карт каен,
Бизәлә ул язлар килгәндә.
Яшел яфрак яра hәр ел саен,
Кояш жылы нурлар сипкәндә.
Дети садятся на стульчики.
Выходит ребёнок читает отрывок из стихотворения «Моя берёзка» Р.Валеева.
Что за берёзка около сада!
Мимо неё прохожу каждый день.
Ей улыбаюсь как старой знакомой,
Переступая лёгкую тень.
Белая, светлая, тонкая, гибкая,
День ото дня хорошеет она.
Кажется даже – встречает с улыбкой,
Только улыбка другим не видна.
Звучит фонограмма «Голос соловья».
Ведущий: Дети, вы слышите, в роще берёзовой сандугач поёт?
Дети: Сандугач, сандугач, к нам лети скорей!
Свою песню сандугач, спой веселей!
В зал входит ребёнок в костюме соловья. Становится у берёзы, читает стихотворение «Сандугач».
Яшел агачта сайрап,
Мин кән кичердем,
Ә алтын читлектә
Ничек гомер итим?
Яшел агач ботагы
Рәхәт сайрарга,
Алтын читлек эчендә
Мин зур кайгыда.
Яшел агач ботагы
Гомер иттерә.
Алтын читлек эчләре
Улем көттерә,
Яшел сахрада, елап,
Балакаем көтә.
hәммә туганкайларым
Миӊа аh итә…
Сандугач: Исәнмесез, балалар!
Дети: Исәнмесез, сандугач!
Сандугач: Я летел к вам из далёких тёплых стран
Много птиц в пути я повстречал.
А знаете ли вы моих друзей – перелётных птиц?
Дети называют перелётных птиц.
Ведущий: Птицы, птицы, прилетайте,
С ребятами в игру поиграйте.
Выходит несколько детей в масках птиц.
Проводится хороводная игра «Өч кош» (Летели, летели…)
Дети идут по кругу, дети-птицы «летают» в кругу. Все произносят текст и выполняют движения по тексту:
Өч кечкенә кош утыра куакта,
Берсе очты-очты еракка…
Очты еракка, уз өясына,
Тик ике кош кына калды куакта.
Ике нәни кош утыра куакта,
Берсе очты-очты еракка…
Очты еракка, уз өясына,
Бер генә кош калды инде куакта.
Бер кечкенә кош утыра куакта,
Менә инде ул да очты еракка…
Очты еракка, уз өясына,
Калмады бер кош та инде уакта.
Әйдәгез, без дә барыбыз бергә
Очыйк кошлар күк, очыйк еракка,
Әйдәгез, әйдә, барыбыз бергә
Очыйк кошлар күк. Җылы якларга-а-а-а-а!..
Дети «летают» и садятся на стульчики.
Звучит фонограмма «Мелодия на курае».
Входит мальчик – пастушок, имитирует игру на курае.
Пастушок читает отрывок из стихотворения «Волшебный курай», Р.Миннуллин.
Сколько чудесных мелодий известно
Дедовой дудочке – кураю!
Сколько дивных старинных песен, сколько напевов родимого края!
Играть на курае как будто не трудно:
Дуй себе, дырочки закрывая…
Только музыки чудесной не будет,
Если выучки не хватает.
Исәнмесез, балалар!
Дети: Исәнмесез!
Ведущий: Проходи, Пастушок, побудь с ребятами дружок.
Пастушок присоединяется к участникам праздника.
Звучит татарская народная мелодия в обработке М.Зайнуллиной.
Входит Бабай с корзиной, садится на пенёк около берёзки.
Бабай: Исәнмесез, балалар!
Дети: Исәнмесез, бабай!
Бабай: Люблю я возле берёзки посидеть.
Пение птиц послушать,
На красоту её полюбоваться.
Ах, красавица кудрявая
Будь всегда стройная и нарядная.
Ребята, есть такой обычай – украшать берёзу разноцветными ленточками и говорить добрые слова берёзке и друг другу. Давайте украсим нашу берёзку. Дети берут из корзинки разноцветные ленточки, вешают на берёзу со словами:
-Менә сиӊа каен ак тасма.
Аклык сафлык билгесе.
-Менә сиӊа каен яшел тасма
Яшел яфрак төсе бу.
-Менә сиӊа каен зәӊгәр тасма
Зәӊгәр күкләр төсе бу.
-Менә сиӊа каен сары тасма.
Сары яфрак төсе бу.
-Менә сиӊа каен кызыл тасма.
Кызлар кызлар кызыл ярата.
Бабай: А сейчас я вам сказку расскажу. Сидите тихо и слушайте.
Бабай рассказывает татарскую народную сказку «О кривой берёзе».
Жил в давние времена очень сметливый бедный человек. В тех же местах жил богатый человек, который очень любил хвастаться и считал себя большим умником.
- Меня не обманет ни один хитрец! – любил повторять хвастун.
Однажды шёл он по дороге и увидел издалека сметливого бедняка, который стоял и, прислонясь к кривой берёзе.
Подошёл хвастун к нему и сказал:
- Тебя, дружок, считают ловким и сметливым. А ну-ка, попробуй перехитрить меня!
На это сметливый ответил:
- Почему бы и не попробовать! Я перехитрил бы тебя, да, к сожалению, нет при мне мешка с хитростями. Дома он у меня остался.
- Поди принеси свой мешок, а я подожду тебя здесь, - сказал хвастливый.
- Я бы охотно пошёл, да не могу, - сказал сметливый. – Видишь, как берёза покривилась? Стоит мне отойти – она и повалится.
Услышал хвастун эти отговорки, рассердился и крикнул:
- Ступай и неси скорее свои хитрости! До твоего прихода я сам буду подпирать берёзу.
Ушёл сметливый, да так и не вернулся. А хвастун до этого дня, говорят, стоит и кривую берёзу подпирает.
Ведущий: Спасибо за сказку, бабай. А что ты ещё в корзинке принёс?
Бабай: Да здесь горшочек с молоком. (Достаёт глиняный горшок).
В горшочке оно вкуснее и студёнее.
Дети: Бабай, бабай, продай горшок!
Бабай: Покупай.
Дети: Сколько дать тебе рублей?
Бабай: Три отдай.
Проводится игра «Чулмак уены» (Продаём горшки).
Играющие делятся на две группы. Дети – горшки, встав на колени или усевшись на корточки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласится продать горшок его хозяин, но не более трёх рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Бабай достаёт из корзины платочек.
Бабай: Есть ещё игра для вас
С платочком поиграем сейчас.
Проводится подвижная игра «Яшерәм яулык» (Спрячу платочек). Дети выполняют движения по тексту.
Мальчик: Платок спрячу под берёзу
Чтоб никто не отыскал,
Другу я отдам платочек,
Чтоб никто не увидал.
Девочка: Что с ветром придёт,
Пусть с ветром уйдёт.
То, что в руке у меня
Пусть останется у тебя.
Тебе платок я отдаю,
Для себя здоровья жду.
Ты платочек не держи,
А меня скорей лови.
Мальчик: Убегала раз и два,
Три – поймаю я тебя! (Мальчик догоняет девочку).
Ведущий: Рәхмәт, бабай, повеселил ты ребят. Ребята, попрощаемся с бабаем по-татарски: сау бул, бабай!
Бабай: Сау булыгыз, балалар.
Ведущий: А сейчас, пары, в круг вставайте,
Весёлый танец начинайте!
Мальчики приглашают девочек на танец.
Исполняется «Парный танец». Татарская народная мелодия, обработка Ю.Виноградова.
Дети встают вокруг берёзки.
Дети:
- Дорогая, милая березка! Поздравляем тебя с твоим праздником!
- Желаем, чтобы ты жила на земле долго – долго!
- Березка, мы обязательно будем тебя беречь!
- Желаем, чтобы ты оставалась всегда такой же красивой!
Ведущий: Ребята, в праздник мы приготовили для вас угощение. Ведущий достаёт угощение для детей из берёзового сундучка.
Все: Спасибо, берёзка, рәхмәт! До свидания, берёзка, сау булыгыз!
Дети уходят в группу.
|