|
«Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина»
Тема урока: «Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».
Цели урока: показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпитете и авторском отношении к нему; продолжить обучение выразительному чтению.
План урока.
1. Проверка знаний.
2. Природа в лирике А. С. Пушкина.
3. Пушкин и няня.
Ход урока
1.Проверка изученного.
При проверке знаний, проводимой в устной форме, учитель акцентирует внимание на фактах биографии поэта, позволяющих показать его отношение к родной природе.
Вопросы для проверки домашнего задания:
- Что нам известно о детстве великого поэта?
- Кто были родители Александра Пушкина?
- Кто, кроме родителей, оказывал существенное влияние на воспитание Пушкина?
- Где прошла значительная часть детства поэта?
2.Изучение нового материала.
-Перенесемся в мир пушкинской поэзии, прослушайте стихотворения "Зимний вечер", "Зимняя дорога", "Бесы".
-Проанализируем прослушанные стихотворения.
- Что вызывает радость поэта в картинах русской ЗИМЫ?
-Какими чувствами проникнуты эти стихотворения?
В какое время суток происходит действие этих стихов?
Почему вечер и ночь вызывали печаль у поэта?
- Каким мы представляем себе Пушкина-человека, читая эти стихотворения?
3. Словарная работа
-Вспомним понятия строфа и эпитет
Строфа - часть стихотворения, объединенная в единое целое ритмом, рифмой, содержанием.
Эпитет - троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее
его качества, свойства.
4. Анализ стихотворений.
- Найдите строфы в любом из прочитанных вами стихотворений. Докажите, что выбранные вами отрывки являются строфами.
- Какие эпитеты использует поэт для описания зимнего вечера, ночи, бури?
- Учебник не содержит иллюстраций. Какие картины "навевают" вам использованные Пушкиным эпитеты? Нарисуйте эти картины.
Чтение стихотворения "Няне". Далее следует работа с текстом по вопросам:
- Каким вы видите поэта в этом стихотворении?
- Какие чувства объединяют поэта и его няню?
- Какие чувства, на ваш взгляд, выразил поэт в этом стихотворении?
- Стихотворение состоит из 12 строчек, но не поделено поэтом на строфы. Почему?
5. Итог урока.
-Что понравилось сегодня на уроке?
-Что нового узнали на уроке?
-Как автор относится к родной природе, своим близким?
Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений, принести тексты сказок А. С. Пушкина.
|
|
|