Главная страница

Разнообразие методов, приемов и средств обучения, используемых в гбоу ро «Таганрогский педагогический лицей-интернат» для достижения оптимальных результатов и повышения качества образования


Скачать 36.19 Kb.
Название Разнообразие методов, приемов и средств обучения, используемых в гбоу ро «Таганрогский педагогический лицей-интернат» для достижения оптимальных результатов и повышения качества образования
Дата 29.02.2016
Размер 36.19 Kb.
Тип Документы

Разнообразие методов, приемов и средств обучения, используемых в ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» для достижения оптимальных результатов и повышения качества образования.


Каждый учитель лицея-интерната на уроке использует огромное количество методов, приемов и средств обучения для достижения наиболее оптимальных результатов и повышения качества образования. Учитель на своих уроках не только обучает и воспитывает, он еще и развивает своих учеников.

При работе с ребятами на уроках наиболее часто используются следующие методы – беседа, работа с книгой, работа в парах и группах, упражнения, обучающий контроль, самостоятельные работы. Менее часто используется рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, практический метод.

В первую очередь урок должен быть эффективным. Эффективность урока определяется следующими критериями:

  1. активная мыслительная деятельность каждого ученика на уроке;

  2. обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и к деятельности других;

  3. мотивация познавательной деятельности;

  4. наличие самостоятельной работы на уроке;

  5. наличие контроля на уроке.

Для достижения активной мыслительной деятельности на уроке обучающиеся включаются в проверку домашнего задания, слушают объяснение нового материала, участвуют в его закреплении, выполняют самостоятельную работу, работают в парах и группах. Для активизации мыслительной деятельности используются следующие методы – упражнения, самостоятельная работа: обучающая, координирующая и контролирующая, беседа.

Для обеспечения эмоциональной сопричастности обучающихся к собственной деятельности и деятельности других учитель ставит перед обучающимися реальные задачи – упражнения, выполняя которые ребенок верит в свои силы, в следующий раз он поднимается выше и старается добиться лучших результатов. Например, при составлении самостоятельной работы можно сделать два варианта: один «сильный» для учеников сильных и средних, вариант на пять, а другой «слабый» - для слабых учеников, вариант на три-четыре. Либо, можно составить самостоятельную работу, которая будет содержать задания разного уровня. Дифференцированный подход позволяет создать ситуацию успеха на уроке.

На уроках в лицее-интернате каждому обучающемуся предоставлена возможность раскрыть свой потенциал, проявить свои знания и умения в практической деятельности. Для этого обучающиеся работают на уроках в группах, что позволяет включить ученика во взаимодействие с другими обучающимися. При рассказе или лекции учителя также происходит побуждение ученика к мыслительной деятельности.

Практически ни один урок не проходит без самостоятельной работы. Это может быть любой вид работы: и обучающая, и координирующая, и контролирующая. Первые самостоятельные работы по теме носят в основном обучающий и корректирующий характер. С их помощью осуществляется оперативная обратная связь в обучении: учитель видит все недостатки в знаниях обучающихся и своевременно устраняет их. От занесения в классный журнал оценок «2» и «3» можно воздержаться (выставляя их в тетради обучающихся либо в собственный журнал учителя). Если самостоятельная работа носит контролирующий характер, то в журнал выставляются все оценки. Такая система оценивания является достаточно гуманной, хорошо мобилизует обучающихся, помогает им лучше осмысливать свои затруднения и преодолевать их, способствует повышению качества знаний. Обучающиеся оказываются лучше подготовленными к контрольной работе, у них исчезает страх перед такой работой, боязнь получить двойку. Количество неудовлетворительных оценок, как правило, резко сокращается. У обучающихся вырабатывается положительное отношение к деловой, ритмичной работе, рациональному использованию времени урока.

Наличие контроля на уроке можно осуществлять несколькими способами. Например, можно после проведения самостоятельной работы по-вариантно обменятся с соседом и по написанным на доске ответам сверить ответы соседа с правильными. Другой вариант: работа по группам - проверка самостоятельных работ идет в группах. Немаловажен и самоконтроль, когда обучающийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. При этом постепенно у обучающихся исчезает страх перед плохими отметками.

Немало времени отводится и на работу с книгой. С ее помощью обучающиеся приучаются работать самостоятельно, находить нужный материал и выделять главное. Важно приучить ребенка выделить именно ту часть текста, которая нужна и важна для дальнейшей работы.

На уроках использование игры или ее элементов способствует лучшему запоминанию материала. Например, при изучении в старших классах формул тригонометрии, производной или первообразной, класс можно поделить на две команды и по очереди из каждой команды к доске выходит по одному человеку и пишет формулы, которые до этого были написаны на доске учителем. Ребята соревнуются, вспоминают формулы, поправляют своих одноклассников. Все это способствует лучшему запоминанию материала.

Обязательно использование разнообразных плакатов с геометрическими фигурами, если это урок геометрии. Если проводится урок алгебры и изучаются какие-либо формулы, то плакаты с этими формулами.

Применение на уроках ИКТ позволяет запомнить урок обучающимся, т.к. элементы информационных технологий привлекают обучающихся.

При соблюдении вышесказанного урок становится более интересным, эффективным и результативным. Как следствие повышается результативность и качество образования.