Главная страница

«Психологическая помощь воспитателям в повышении педагогического мастерства»


Скачать 122.2 Kb.
Название «Психологическая помощь воспитателям в повышении педагогического мастерства»
Дата 13.03.2016
Размер 122.2 Kb.
Тип Семинар

Семинар – практикум для педагогов - психологов
(Слайд. Тема: «Психологическая помощь воспитателям в повышении педагогического мастерства»).



  • Как, вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

(ответ: о роли психолога в повышении педагогического мастерства. Если затрудняются, то сказать: «Давайте вернёмся к формулировке темы и найдём в нём ключевые слова»).

  • Да, вы совершенно правы, речь сегодня пойдёт о нашей, т.е. психологической роли в том, чтобы педагог был не ремесленником, а мастером своего дела (и том, какую помощь психолог может оказать педагогам в повышении педагогического мастерства).

  • Актуальность этой проблемы на деле состоит в том, что порой даже хороший педагог не знает, как в правильное русло направить весь арсенал средств воздействия на своих воспитанников.

  • Согласитесь, что иногда даже хорошо знающий педагог не в состоянии донести до детей материал, дети попросту его не воспринимают. И наоборот, молодой специалист, мало опытный, достигает большей результативности.

  • Сформулируйте, 1 – 2 словами, благодаря чему педагогу удаётся достигать высоких результатов? (Если затрудняются, сказать : «в формулировке темы эти слова есть»).

(ответ: благодаря пед.мастерству)

- Это очень точно сформулировал А.С.Макаренко. Он утверждал, что (запись: ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

( Слайд озвученный мужским голосом: "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А. С. Макаренко)).


- Педагогическое мастерство, выражая высокий "уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
(Слайд: Мастерство педагога - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса).
(Слайд: «Компоненты педмастерства»)


  • Давайте, более подробно поговорим о компонентах пед.мастерства.

  • Что, по вашему мнению можно отнести к составляющим пед.мастерства?

(ответ: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

- А ещё, что?

(ответ: мастерство убеждения;

мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

мастерство владения педагогической техникой).
- Есть ещё одна очень важная составляющая пед.мастерства – это личностные особенности и мотивация педагога, о ней бы я попросила рассказать Стефанович. Е.И., т.к. она имеет опыт работы по этому вопросу.

(ответ: Елены Ивановны д\с №5).

  • Спасибо, Е.И. Очень важно, что практикующий психолог занимается по – существу, научным подходом к психологическому сопровождению педагогического мастерства. И мы, психологи, обязаны знать и изучать различные подходы к пониманию пед.мастерства.

  • В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

(Слайд: «Подходы в понимании пед.мастерства»)

  • Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой.

  • Другие учёные рассматривают педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относят гуманистическую направленность личности педагога, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

  • Но, несмотря на определённые различия в рассмотренных подходах, в них подчёркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога. Особое место в структуре мастерства педагога занимает педагогическая техника.

  • Какое направление вам кажется наиболее гуманистическим и прогрессивным?

(ответ: второе)

- Действительно, это так. И именно в этом направлении нам и следует работать. Потому, что все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники.

  • И наша с вами задача, как психологов, научить педагогов правильно использовать эти техники. О них то, сейчас мы и поговорим.

  • А, что же по вашему мнению относится к пед.технике?

(ответ: Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективности применения системы методов педагогического воздействия на отдельные личности и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам. Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники можно отнести и такие, как управление своим телом, снятие мышечного напряжения в процессе выполнения педагогических действий; управление своим психическим состоянием; вызов «по заказу» чувств удивления, радости, гнева и т.п.); владение техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа совета, пожелания и т.п.; удержание нити разговора, управление инициативой в процессе общения, пользование мимическими и пантомимическими средствами для выражения позитивных и негативных требований, расположение к себе собеседника; образная передача информации; мобилизация творческого самочувствия перед предстоящим общением и др.).

  • Если всё многообразие перечисленных умений и навыков педагогической техники свести в группы, то как вы думаете, какие это будут группы умений?

(ответ: речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения).

- А так же актёрско – режиссёрские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

(Слайд : «Педагогическая техника»)

- Но нам, психологам понятно, что особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и
характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

  • Поэтому, подробно рассмотрев вопросы: что такое педагогическое мастерство, структура пед.мастерства, пед.технику, перейдём к психологической помощи воспитателям в повышении пед.мастерства.

  • С чего, на ваш взгляд, психолог начинает эту работу?

(ответ: с диагностики)

  • А какие методы вы используете для изучения личностных особенностей педагога и психологического климата в коллективе?

(ответ: анкетирование, наблюдение, собеседование, тестирование, самоанализ и т.д.)

(Слайд: «Методы, изучающие личностные особенности и психолог. Климат в коллективе»)

  • Какова основная цель данной работы?

(ответ: изучить личность педагога, Узнать уровень развития, получить информацию о достижениях и т.д.).

  • Вы правы, но основная цель – выделить проблемные моменты, т.е. выделить проблемное ядро.

(Слайд: «Проблемно – целевой механизм» - 1).

  • Например, в моей практике, я стакнулась с такими проблемами (зачитать с экрана).

  • Ну, хорошо, проблемы выявлены и что с ними делать?

(ответ: исправлять).

  • Чтобы исправлять, надо определить целевой механизм работы с проблемой.

  • Проблемно – целевой механизм может выглядеть так:

(Слайд: «Проблемно – целевой механизм» - 2) – зачитать с экрана проблема и цель к ней.

  • Вы видите, что осталась ещё одна пустая графа, что в ней будет записано?

(ответ: формы работы по данной теме)

  • Да, вы правы. А формы работы с коллективом могут быть индивидуальными, подгрупповыми или групповыми.

  • Сегодня мы рассмотрим групповые формы работы педагога – психолога с коллективом ДОУ.

  • Какие отдельные формы вы в своей практике используете?

(ответ: лекция; семинар-практикум; групповая консультация; тренинг; метод «мозгового штурма»; деловая игра; круглый стол; беседа.)

(Слайд: «Формы работы с коллективом»)

-Как, вы видите, часть является теоретическими, а часть практическими формами.

  • По вашему мнению эффективны ли эти методы в чистом видите?

(ответ: нет)

  • Действительно, большая эффективность достигается при сочетании теоретических знаний с практической их отработкой, т.е. использование интегрированных форм.

  • Остановимся на некоторых методах групповой работы с коллективом ДОУ?

  • Лекция.

  • На каком этапе эта форма эффективна?

(на первом)

  • Выделяют несколько видов лекций

(Слайд: «Виды лекций»)

Лекция – беседа её особенности?

(ответ: Проходит в режиме непосред­ственного контакта с аудиторией. С ее помощью психолог имеет возможность привлечь внимание воспитателей к ключевым моментам лекции, опос­редованно использовать коллективный опыт и зна­ния. Негативный момент заключается в том, что в ходе лекции-беседы невозможно привлечь к обсуж­дению всех участников).

Лекция-дискуссия. В чём её особенности?

(ответ: Предполагает использо­вание свободного обмена мнениями психолога и педагогов между логически выстроенными бло­ками лекции, что позволяет пошагово контроли­ровать процесс усвоения материала. Для эффек­тивного ведения лекции-дискуссии необходимо подготовить вопросы. Этот метод позволяет психолога управлять мнением большинства, изменять негативные установки отдельных педагогов).

Лекция-консультация, в каких случаях эффективна?

(ответ: Наиболее эффектив­на при изложении материала практической направ­ленности. Предполагает ответы психолога на вопро­сы воспитателей после изложения темы.

- Что этот метод позволяет психологу отследить?

(ответ: Данный метод позволяет психологу отследить эффективность лекции, обнаружить проблемы педагогов, их профессиональную и личностную на­правленность).

- Данные виды лекций можно использовать в ра­боте и с педагогами, и с родителями.

Групповая консультация. В своей основе имеет ту же структуру, что и индивидуальная кон­сультация.

- В чём отличие групповой консультации от индивидуальной?

(ответ: Ее психологический смысл состоит в том, чтобы помочь воспитателю самому решить воз­никшую проблему, что предполагает активность всех участников консультации и равные позиции психолога и педагогов. Содержание консультации должно касаться наиболее важных и значимых вопросов, выявленных в ходе наблюдений или оп­росов. Целью групповой консультации должна быть помощь педагогам в самостоятельном решении проблем).

  • Перечисленные формы являются традиционными, инновационной формой работы с коллективом, является

Деловая игра. Относится к игровым техно­логиям учебно-воспитательного процесса. Это вид деятельности, предполагающий решение каких-либо задач в ситуации искусственно созданных ус­ловий. Деловая игра создает эмоционально пози­тивный настрой участников, позволяющий избе­гать напряжения в ходе решения игровой задачи.

- Какие задачи можно моделировать в деловой игре?

(ответ: В процессе деловых игр моделируются:

- взаимоотношения;

  • взаимодействия;

  • организационно-структурные моменты).



  • Проводили ли вы подобные игры? На какие темы?

  • Какой вы имели результат?

(ответ: изменились взаимоотношения, улучшились и т.д)

  • Так же интегрированной формой является семинар - практикум. Вид занятия, цель ко­торого состоит в обеспечении возможности прак­тического использования теоретических знаний.
    Предполагает интенсивную самостоятельную рабо­ту педагогов по поводу заданной им темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматривают­ся варианты решения тех или иных проблем.

  • Какие проблемные вопросы решали вы в своих учреждениях на семинарах – практикумах?

  • Поднимите руки, кто в своей работе использует тренинги?

  • Вы же конечно, как психологи знаете, что использование этого метода групповой работы требует соблюдения ряда правил.

  • Какие это правила?

(ответ: добровольность прихода в группу, желание участвовать в тренинге;

  • приблизительно одинаковый возраст участников (отмечено, что после 45 лет участие в тренинге не является эффективным);

— количество участников группы не должно пре­вышать 12 человек;

  • в тренинговой группе должны участвовать люди, незнакомые друг другу;

  • в тренинге не должны участвовать люди с явными физическими дефектами и психическими нарушениями).

  • Вы используете тренинг в чистом виде или отдельные элементы?

(ответ: В педагогическом коллективе более эффектив­но использовать элементы тренинга, в связи с тем что организация полноценных тренинговых групп чаще всего невозможна. Это является следствием ряда особенностей: режим работы, наложение лич­ных взаимоотношений на деловые, широкие воз­растные границы и т.д.).

  • Это продуктивная форма, поэтому, давайте сейчас вместе некоторые элементы тренинга проработаем. (практика)

В процессе работы с педагогами использую и такие методы, как психотех­нические игры. Они позволяют снизить психи­ческое напряжение педагогов, развить их внутрен­ний потенциал, эффективно управлять своим внут­ренним состоянием, что в итоге будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост. Преимущество этих игр в том, что они не требуют специальной организации и затрат, а после обучения педагоги могут их ис­пользовать в своей повседневной жизни.

(Слайд: «Психотехнические игры»)

Адаптационные игры. Предназначены для оп­тимизации процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и, прежде всего, для развития умения управлять собой, контролировать свои эмо­циональные состояния.

  • Провидите примеры адаптационных игр?




  • Игры – релаксации, почему они так называются и на что они направлены?



(ответ: Необходимы для снятия внут­ренних « зажимов» и напряжения. Позволяют об­рести ощущение стабильности и освобождения от стрессоров.

Это своеобразный «психологический душ, необходимый людям, чьи профессии пред­полагают наличие стрессогенных ситуаций).

  • Почему игры, называются играми-освобождением? От кого необходимо освободиться педагогу, занимающемуся психоло­гическими упражнениям?

- Парадоксально, но в этом случае педагог ставит перед собой цель освобождения от самого себя, своих напряженных состояний и отрицательных эмоций, пытается стать в позицию внешнего и относительно независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.



  • Что такое игры – формулы?

(ответ: В основе этих игр лежит метод вербального самовнушения. Текст формул должен быть в форме самоприказов, которые проговари­ваются про себя).

- Каким правилам необходимо следовать, работая с игрой – формулой?

(ответ: - непоколебимо верить в силу формул-самовну­шений;

  • проговаривая формулу, необходимо сконцен­трироваться и сосредоточиться;

  • формула должна быть повторена 5—7 раз;

  • текст формулы должен быть кратким и ла­коничным;

  • начало формулы обязательно должно вклю­чать утверждения:

«Я сумею...»,

«Я знаю, что...»,

«Я чувствую, что...»,

«Я убежден, что...»)

-Какую направленность могут иметь игры – формулы?

(ответ: Игры-формулы могут иметь следующую направ­ленность:

  • настрой на активную позицию в течение дня;

  • настрой на уверенное поведение;

—настрой на позитивное отношение к работе, детям, родителям).

  • Давайте вместе придумаем игру – формулу «Настрой на позитивное отношение к работе», не забывая о тех правилах, которые вы назвали.

(Слайд: «Правила для игры – формулы»)


  • Таким образом, педагог – психолог располагает достаточно широ­ким спектром методов и форм активной групповой работы с педагогами по повышению педагогического мастерства. Важно выбрать из них адекватные целям и потребностям конкретной группы людей – педагогическому коллективу дошкольного учреждения.

  • Желаю вам, чтобы у вас в работе это всё получалось!


Игры – формулы:

«Я знаю, что люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».
«Я убеждена, что моя работа доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом»