|
«Психологическая помощь воспитателям в повышении педагогического мастерства»
Семинар – практикум для педагогов - психологов
(Слайд. Тема: «Психологическая помощь воспитателям в повышении педагогического мастерства»).
Как, вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
(ответ: о роли психолога в повышении педагогического мастерства. Если затрудняются, то сказать: «Давайте вернёмся к формулировке темы и найдём в нём ключевые слова»).
Да, вы совершенно правы, речь сегодня пойдёт о нашей, т.е. психологической роли в том, чтобы педагог был не ремесленником, а мастером своего дела (и том, какую помощь психолог может оказать педагогам в повышении педагогического мастерства).
Актуальность этой проблемы на деле состоит в том, что порой даже хороший педагог не знает, как в правильное русло направить весь арсенал средств воздействия на своих воспитанников.
Согласитесь, что иногда даже хорошо знающий педагог не в состоянии донести до детей материал, дети попросту его не воспринимают. И наоборот, молодой специалист, мало опытный, достигает большей результативности.
Сформулируйте, 1 – 2 словами, благодаря чему педагогу удаётся достигать высоких результатов? (Если затрудняются, сказать : «в формулировке темы эти слова есть»).
(ответ: благодаря пед.мастерству)
- Это очень точно сформулировал А.С.Макаренко. Он утверждал, что (запись: ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.
( Слайд озвученный мужским голосом: "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А. С. Макаренко)).
- Педагогическое мастерство, выражая высокий "уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
(Слайд: Мастерство педагога - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса).
(Слайд: «Компоненты педмастерства»)
Давайте, более подробно поговорим о компонентах пед.мастерства.
Что, по вашему мнению можно отнести к составляющим пед.мастерства?
(ответ: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
- А ещё, что?
(ответ: мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
мастерство владения педагогической техникой).
- Есть ещё одна очень важная составляющая пед.мастерства – это личностные особенности и мотивация педагога, о ней бы я попросила рассказать Стефанович. Е.И., т.к. она имеет опыт работы по этому вопросу.
(ответ: Елены Ивановны д\с №5).
Спасибо, Е.И. Очень важно, что практикующий психолог занимается по – существу, научным подходом к психологическому сопровождению педагогического мастерства. И мы, психологи, обязаны знать и изучать различные подходы к пониманию пед.мастерства.
-
В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.
(Слайд: «Подходы в понимании пед.мастерства»)
Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой.
Другие учёные рассматривают педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относят гуманистическую направленность личности педагога, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.
Но, несмотря на определённые различия в рассмотренных подходах, в них подчёркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога. Особое место в структуре мастерства педагога занимает педагогическая техника.
Какое направление вам кажется наиболее гуманистическим и прогрессивным?
(ответ: второе)
- Действительно, это так. И именно в этом направлении нам и следует работать. Потому, что все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники.
И наша с вами задача, как психологов, научить педагогов правильно использовать эти техники. О них то, сейчас мы и поговорим.
А, что же по вашему мнению относится к пед.технике?
(ответ: Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективности применения системы методов педагогического воздействия на отдельные личности и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам. Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники можно отнести и такие, как управление своим телом, снятие мышечного напряжения в процессе выполнения педагогических действий; управление своим психическим состоянием; вызов «по заказу» чувств удивления, радости, гнева и т.п.); владение техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа совета, пожелания и т.п.; удержание нити разговора, управление инициативой в процессе общения, пользование мимическими и пантомимическими средствами для выражения позитивных и негативных требований, расположение к себе собеседника; образная передача информации; мобилизация творческого самочувствия перед предстоящим общением и др.).
Если всё многообразие перечисленных умений и навыков педагогической техники свести в группы, то как вы думаете, какие это будут группы умений?
(ответ: речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения).
- А так же актёрско – режиссёрские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
(Слайд : «Педагогическая техника»)
- Но нам, психологам понятно, что особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.
Поэтому, подробно рассмотрев вопросы: что такое педагогическое мастерство, структура пед.мастерства, пед.технику, перейдём к психологической помощи воспитателям в повышении пед.мастерства.
С чего, на ваш взгляд, психолог начинает эту работу?
(ответ: с диагностики)
А какие методы вы используете для изучения личностных особенностей педагога и психологического климата в коллективе?
(ответ: анкетирование, наблюдение, собеседование, тестирование, самоанализ и т.д.)
(Слайд: «Методы, изучающие личностные особенности и психолог. Климат в коллективе»)
Какова основная цель данной работы?
(ответ: изучить личность педагога, Узнать уровень развития, получить информацию о достижениях и т.д.).
Вы правы, но основная цель – выделить проблемные моменты, т.е. выделить проблемное ядро.
(Слайд: «Проблемно – целевой механизм» - 1).
Например, в моей практике, я стакнулась с такими проблемами (зачитать с экрана).
Ну, хорошо, проблемы выявлены и что с ними делать?
(ответ: исправлять).
Чтобы исправлять, надо определить целевой механизм работы с проблемой.
Проблемно – целевой механизм может выглядеть так:
(Слайд: «Проблемно – целевой механизм» - 2) – зачитать с экрана проблема и цель к ней.
Вы видите, что осталась ещё одна пустая графа, что в ней будет записано?
(ответ: формы работы по данной теме)
Да, вы правы. А формы работы с коллективом могут быть индивидуальными, подгрупповыми или групповыми.
Сегодня мы рассмотрим групповые формы работы педагога – психолога с коллективом ДОУ.
Какие отдельные формы вы в своей практике используете?
(ответ: лекция; семинар-практикум; групповая консультация; тренинг; метод «мозгового штурма»; деловая игра; круглый стол; беседа.)
(Слайд: «Формы работы с коллективом»)
-Как, вы видите, часть является теоретическими, а часть практическими формами.
По вашему мнению эффективны ли эти методы в чистом видите?
(ответ: нет)
Действительно, большая эффективность достигается при сочетании теоретических знаний с практической их отработкой, т.е. использование интегрированных форм.
Остановимся на некоторых методах групповой работы с коллективом ДОУ?
На каком этапе эта форма эффективна?
(на первом)
Выделяют несколько видов лекций
(Слайд: «Виды лекций»)
Лекция – беседа её особенности?
(ответ: Проходит в режиме непосредственного контакта с аудиторией. С ее помощью психолог имеет возможность привлечь внимание воспитателей к ключевым моментам лекции, опосредованно использовать коллективный опыт и знания. Негативный момент заключается в том, что в ходе лекции-беседы невозможно привлечь к обсуждению всех участников).
Лекция-дискуссия. В чём её особенности?
(ответ: Предполагает использование свободного обмена мнениями психолога и педагогов между логически выстроенными блоками лекции, что позволяет пошагово контролировать процесс усвоения материала. Для эффективного ведения лекции-дискуссии необходимо подготовить вопросы. Этот метод позволяет психолога управлять мнением большинства, изменять негативные установки отдельных педагогов).
Лекция-консультация, в каких случаях эффективна?
(ответ: Наиболее эффективна при изложении материала практической направленности. Предполагает ответы психолога на вопросы воспитателей после изложения темы.
- Что этот метод позволяет психологу отследить?
(ответ: Данный метод позволяет психологу отследить эффективность лекции, обнаружить проблемы педагогов, их профессиональную и личностную направленность).
- Данные виды лекций можно использовать в работе и с педагогами, и с родителями.
Групповая консультация. В своей основе имеет ту же структуру, что и индивидуальная консультация.
- В чём отличие групповой консультации от индивидуальной?
(ответ: Ее психологический смысл состоит в том, чтобы помочь воспитателю самому решить возникшую проблему, что предполагает активность всех участников консультации и равные позиции психолога и педагогов. Содержание консультации должно касаться наиболее важных и значимых вопросов, выявленных в ходе наблюдений или опросов. Целью групповой консультации должна быть помощь педагогам в самостоятельном решении проблем).
Перечисленные формы являются традиционными, инновационной формой работы с коллективом, является
Деловая игра. Относится к игровым технологиям учебно-воспитательного процесса. Это вид деятельности, предполагающий решение каких-либо задач в ситуации искусственно созданных условий. Деловая игра создает эмоционально позитивный настрой участников, позволяющий избегать напряжения в ходе решения игровой задачи.
- Какие задачи можно моделировать в деловой игре?
(ответ: В процессе деловых игр моделируются:
- взаимоотношения;
взаимодействия;
организационно-структурные моменты).
Проводили ли вы подобные игры? На какие темы?
Какой вы имели результат?
(ответ: изменились взаимоотношения, улучшились и т.д)
Так же интегрированной формой является семинар - практикум. Вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний.
Предполагает интенсивную самостоятельную работу педагогов по поводу заданной им темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем.
Какие проблемные вопросы решали вы в своих учреждениях на семинарах – практикумах?
Поднимите руки, кто в своей работе использует тренинги?
Вы же конечно, как психологи знаете, что использование этого метода групповой работы требует соблюдения ряда правил.
Какие это правила?
(ответ: добровольность прихода в группу, желание участвовать в тренинге;
приблизительно одинаковый возраст участников (отмечено, что после 45 лет участие в тренинге не является эффективным);
— количество участников группы не должно превышать 12 человек;
в тренинговой группе должны участвовать люди, незнакомые друг другу;
в тренинге не должны участвовать люди с явными физическими дефектами и психическими нарушениями).
Вы используете тренинг в чистом виде или отдельные элементы?
(ответ: В педагогическом коллективе более эффективно использовать элементы тренинга, в связи с тем что организация полноценных тренинговых групп чаще всего невозможна. Это является следствием ряда особенностей: режим работы, наложение личных взаимоотношений на деловые, широкие возрастные границы и т.д.).
Это продуктивная форма, поэтому, давайте сейчас вместе некоторые элементы тренинга проработаем. (практика)
В процессе работы с педагогами использую и такие методы, как психотехнические игры. Они позволяют снизить психическое напряжение педагогов, развить их внутренний потенциал, эффективно управлять своим внутренним состоянием, что в итоге будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост. Преимущество этих игр в том, что они не требуют специальной организации и затрат, а после обучения педагоги могут их использовать в своей повседневной жизни.
(Слайд: «Психотехнические игры»)
Адаптационные игры. Предназначены для оптимизации процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и, прежде всего, для развития умения управлять собой, контролировать свои эмоциональные состояния.
Провидите примеры адаптационных игр?
Игры – релаксации, почему они так называются и на что они направлены?
(ответ: Необходимы для снятия внутренних « зажимов» и напряжения. Позволяют обрести ощущение стабильности и освобождения от стрессоров.
Это своеобразный «психологический душ, необходимый людям, чьи профессии предполагают наличие стрессогенных ситуаций).
Почему игры, называются играми-освобождением? От кого необходимо освободиться педагогу, занимающемуся психологическими упражнениям?
- Парадоксально, но в этом случае педагог ставит перед собой цель освобождения от самого себя, своих напряженных состояний и отрицательных эмоций, пытается стать в позицию внешнего и относительно независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.
Что такое игры – формулы?
(ответ: В основе этих игр лежит метод вербального самовнушения. Текст формул должен быть в форме самоприказов, которые проговариваются про себя).
- Каким правилам необходимо следовать, работая с игрой – формулой?
(ответ: - непоколебимо верить в силу формул-самовнушений;
проговаривая формулу, необходимо сконцентрироваться и сосредоточиться;
формула должна быть повторена 5—7 раз;
текст формулы должен быть кратким и лаконичным;
начало формулы обязательно должно включать утверждения:
«Я сумею...»,
«Я знаю, что...»,
«Я чувствую, что...»,
«Я убежден, что...»)
-Какую направленность могут иметь игры – формулы?
(ответ: Игры-формулы могут иметь следующую направленность:
настрой на активную позицию в течение дня;
настрой на уверенное поведение;
—настрой на позитивное отношение к работе, детям, родителям).
Давайте вместе придумаем игру – формулу «Настрой на позитивное отношение к работе», не забывая о тех правилах, которые вы назвали.
(Слайд: «Правила для игры – формулы»)
Таким образом, педагог – психолог располагает достаточно широким спектром методов и форм активной групповой работы с педагогами по повышению педагогического мастерства. Важно выбрать из них адекватные целям и потребностям конкретной группы людей – педагогическому коллективу дошкольного учреждения.
Желаю вам, чтобы у вас в работе это всё получалось!
Игры – формулы:
«Я знаю, что люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».
«Я убеждена, что моя работа доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом»
|
|
|