|
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное и многокомпонентное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, личностной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других.
Выделяются следующие аспекты школьной зрелости: мотивационный, личностный (включающий эмоциональный и социальный компоненты) и интеллектуальный.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. В идеале у ребенка должно быть желание идти в школу за знаниями.
Личностная готовность подразумевает 2 параметра:
- змоциональная зрелость - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания;
- социальная позиция школьника: потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения - выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию.
Таким образом, в ряду компонентов готовности к школе, интеллектуальная зрелость - т.е. развитость восприятия, внимания, памяти и мышления стоит на последнем, третьем месте.
Тревожность.
Известно, что нет ребенка, который шел бы в первый класс с намерением учиться плохо. Правда, некоторые дети испытывают опасения оказаться в ситуации неуспевающего. В случаях, когда ожидания школьных успехов не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжелым последствиям: от глубоко укоренившейся неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий.
Естественно, очень важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
Основная причина неуспеваемости большинства учащихся - своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей (что бы преодолеть их еще в дошкольном возрасте), что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребенка: школьного психолога, учителя и родителей.
Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу.
Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад и подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
Процесс приспособления к школе т.е. адаптацию к новым условиям проживает каждый без исключения ребенок. Естественно, чем больше у него есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудными, а распорядок дня - слишком строгим. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим.
Такие проблемы обусловлены, прежде всего, отсутствием у ребенка мотивации и сформированной произвольной регуляции своего поведения. С одной стороны ребенок просто не понимает, зачем вообще нужна школа, почему он теперь должен писать и считать вместо того, чтобы просто играть. А с другой – у него не выработана привычка выполнять, порой, довольно непривлекательную работу.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо психологически подготавливать ребенка к тому, что знания в нашей жизни просто необходимы. Без них невозможно стать хорошим специалистом. Крайне важно, чтобы такие беседы сопровождались примерами из собственной успешной или жизни ваших родственников или знакомых.
Что касается выработки спокойного отношения к непривлекательным заданиям (а таковых в школе для некоторых детей на первых порах будет достаточно), приучайте детей, например, к выполнению какой-то работы по дому, но так, чтобы ребенок доводил ее до конца.
Психологические аспекты школьной зрелости
- мотивационный;
- личностный (эмоциональный и социальный);
- интеллектуальный.
Мотивационная
готовность
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть - мотивация к обучению.
Личностная готовность
- эмоциональная зрелость - уменьшение импульсивных реакций и способность довольно долго выполнять малопривлекательные задания;
- социальная позиция школьника: потребность в общении со сверстниками, умение подчинить свое поведение законам детских групп; способность выполнять роль ученика -подчиняться требованиям учителя, контролировать свое поведение.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Дифференцированное восприятие (в том числе - выделение фигуры из фона), концентрация внимания, аналитическое мышление, способность запоминать, умение воспроизводить образцы, развитость мелкой моторики и сенсомоторной координации.
|
|
|