|
Прозвище это то, кто ты есть, или награда
Учитель культуры общения
Пономарева Марина Васильевна
МКОУ «Октябрьская сош»
Поворинского района
Воронежской области
Урок по культуре общения в 5 классе.
Тема: «Прозвище – это то, кто ты есть, или «награда» от других?»
«Честь и собственное достоинство сильнее всего»
Ф.М.Достоевский
Цели: 1. Помочь подросткам осознать ценность и уникальность собственной личности.
2.Способствовать развитию положительного отношения к себе и другим.
3.Отрабатывать навык конструктивного ведения дебатов, воспитывать уважение к говорящему; тренировать умение слушать собеседника, умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
1. Чтение сказки «Пропало имя».
В одной сказочной стране жили-были девчонки и мальчишки, а также их родители. Естественно у каждого из них были имена. Хорошие имена, просто можно сказать замечательные, не в каждой стране такие встречаются: Света, Коля, Наташа, Игорь и много других замечательных имён.
В этой сказочной стране, да впрочем, как и в любой другой, дети иногда капризничали и вредничали. Вот и девочке Наташе захотелось как-то повредничать.
- Девочка, как тебя зовут?- спросила её новая соседка.
- Никак.
- Так не бывает, наверняка, у тебя есть красивое имя.
- Ну что ж, - улыбнулась женщина, - буду звать тебя Никак.
И с тех пор пошло, поехало.
- Никак, иди играть!
- Никак, иди кушать!
- Никак, иди к доске!
Ребятишек это развеселило. Они решили, что это здорово и захотели, чтобы их всех звали Никак.
Что тут началось! Такая неразбериха, такая путаница! Никто не поймёт, кого зовут. Учительница скажет: «Никак, иди к доске!», и весь класс у доски топчется. Почтальон кричит: «Никак, тебе письмо!» Ребятишки к нему со всей улицы сбегаются. Можете себе представить, что творилось! Ну просто жить стало невозможно. Загрустили ребята, притихли. Стали вспоминать, как их раньше мамы ласково называли, а вспомнить не могут. А Никак разве можно ласково назвать? … Что ли Никакуля, Никакушка? Смех да и только.
Захотелось ребятишкам по-прежнему называться, да не тут-то было. Оказывается имена: Наташа, Настя, Света, Коля и все остальные обиделись на ребятишек и сбежали в лес. А там они приклеились к деревьям, птица, животным. А те и не возражали. Ну были просто берёзы, клёны, белки. А теперь появилась берёза Наташа, клён Коля, белка Света и другие. Вроде как берёза, клён, белка фамилии, а есть ещё и имена. Очень чудненько получилось. И имена довольны, и жители леса. Одни ребятишки горюют, думают, как им имена вернуть. Берегут теперь девчонки и мальчишки свои имена пуще глаза, дорожат именами своими и другим того же советуют.
Вопросы: 1) Почему имена обиделись на ребят?
2) Зачем человеку даётся имя?
2. Краткое сообщение из истории имён.
Христианские же имена на Русь пришли примерно 1000 лет назад, тогда, когда крестили в Днепре наших предков. Эти имена имеют греческие, римские, еврейские корни. Подробнее о именах вы узнаете в книге Льва Успенского «Ты и твоё имя».
3. Игра «Что ты знаешь о своём имени?»
Учащиеся рассказывают, что они знают о своём имени.
Вопросы: 1. Как звучит ваше имя, когда оно вам особенно нравится?
2. Как ласково называет вас мама?
4. Чтение стихотворения.
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя,
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
5. Проведение дебатов.
В Древней Руси не было многих, привычных нам имён, зато были прозвища. И какие… Зычные, выразительные, и они давали точное представление о характере их владельца. Например, Лютый, Грозный, Сила, Гордей, Дубина, Медведь, Добрыня, Забора и т.д. Считается, что из них позже произошли современные фамилии.
Сегодня мы должны выяснить: либо в прозвище нет ничего обидного, либо всё-таки это оскорбительно.
Повторение правил ведения дебатов.
1. утверждай и доказывай
2. слушай
3. опровергай и доказывай
4. не перебивай
5. говори спокойно
А) Деление на группы проводится перед уроком. «У» - утверждающая доказывает, что в прозвище нет ничего обидного, т.е. прозвище то, кто ты есть. «О» - опровергающая доказывает, что прозвище это обидно, унизительно, оскорбительно. Судьям придётся решить: чьи доводы окажутся наиболее убедительными.
Б) Работа в группах. Подбор аргументов и постановка вопросов.
Аргументы утверждающей стороны: Вопросы опровергающей стороны:
1. Человек сам хочет, чтобы его называли 1. Может, стоит поменять имя?
прозвищем, т.к. ему не нравится своё имя.
2. Прозвище звучит ласково. 2. А если сказано унизительно?
3. Удобно называть, чтобы не перепутать 3. А разве прозвища перепутать
нельзя с другими?
4. Прозвище – это просто детская мода. 4. А может ли это быть модным?
5. Если оно подчёркивает характер. 5. А если это не лучшая черта
характера?
6. Для маскировки. 6. А для чего она нужна?
7. Если имя длинное, и его неудобно 7. Может его просто сократить?
произносить.
Аргументы опровергающей стороны: Вопросы утверждающей стороны:
1. Прозвище не отражает личность, а 1. Может, нужно следить за собой и
унижает морально. не давать повода?
2. Прозвище чаще всего подчёркивает 2. А если быть выше предрассудков
недостаток человека, который может и не обращать внимания? перерасти в комплекс неполноценности.
3. Эта «награда» чаще всего бывает 3. А такая ли она напрасная?
напрасной.
В) Подведение итогов.
|
|
|