Главная страница

Программа художественно-эстетического направления. «Бумагопластика»


Скачать 463.07 Kb.
Название Программа художественно-эстетического направления. «Бумагопластика»
страница 1/3
Дата 29.02.2016
Размер 463.07 Kb.
Тип Программа
  1   2   3

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

«Бумагопластика»

Пояснительная записка

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук в начальной школе стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы ).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

1. Цели и задачи

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи :

  • Сформировать представление о различных художественных материалах и методах их обработки;

  • Познакомить учащихся с основными приемами складывания,скручивания, формования и произвольного компонования бумажной основы.

  • Сформировать начальные навыки чтения технологической карты и схемы.

  • Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

  • Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • объяснительно –иллюстративный;

  • метод проблемного изложения;

  • частично- поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Предполагаемые результаты:

Должны знать:

  • что такое бумагопластика и ее разновидности;

  • назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона,

  • правила техники безопасности.

Должны уметь:

  • подбирать бумагу нужного цвета;

  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

  • выполнять разметку листа бумаги;

  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

  • анализировать образец, свою работу;

  • составлять композицию из готовых поделок;

  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

Актуальность и педагогическая целесообразность первого этапа данной программы состоит в развитии мелкой моторики и раскрытия творческого потенциала ребенка через соединение умственного и физического труда. Это позволяет воспитывать гармонично развитую личность, так как в начальной школе фантазия, настойчивость и потребность в творчестве безграничны и младшим школьникам очень важно почувствовать себя настоящими творцами.

Новизна заключена в обьединении традиционных видов работы с бумагой и стимулированием развития мелкой моторики учащихся, привитием навыков коллективного труда, формированием усидчивости и целеустремленности младших школьников. У старших школьников на первый план выходят развитие креативного творческого восприятия окружающего мира и умения преобразовывать обычные материалы(в том числе и вторсырье) в арт-объекты дизайнерского уровня.

Данная программа рассчитана на три этапа по 3 года обучения.

Первый этап обучения – кружок посещают учащиеся 1-3 класса, второй этап –5-7 класса, 3 этап – 8-10 класса. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания плоскостных аппликаций до коллективных работ в обьемных композициях.

ДОПОЛНЕНИЕ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ.

2 и 3 этапы обучения.

Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Общество обратило внимание на искусство, поняв что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Практический опыт школ показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу — формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Специфичность художественного творчества в том, что оно формирует у учащихся понимание красоты, утонченность и обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Такие проявления эстетического, как художественное видение, соразмерность, ритм, воображение, ассоциативность, фантазия, интуиция, синтез разрозненных представлений и выявление их гармонии, стремление охватить предмет или явление в его целостной органической целесообразности, логичности и изяществе формы, имеют важное общественное значение и носят универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество, формирование мировоззрения, нравственное развитие личности.

Искусство формирует эмоционально-образное отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, их общей культуре. В контексте задач социализации, в том числе и через художественное творчество, можно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования социальной зрелости, интеграции и развертывания общественной сущности человека.

Основным в художественно-эстетической деятельности школьника является эстетическое восприятие искусства, которое мы понимаем как способность ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эмоциональные переживания.

В интеграции образовательных облас­тей «Технология» и «Искусство» заложены немалые возможности совершенствования обучения и эстетичес­кого воспитания учащихся. Одно из ведущих направлений нашего сотрудничества - разработка художест­венно-содержательной интерьерной сре­ды с использованием приемов бумагопластики. Мы исходим из того, что включение в образовательный процесс произведений декоративно-прикладного искусства отве­чает, с одной стороны, эстетической по­требности в художественном оформлении интерьерного пространства, а с другой - позволяет использовать их в кружковой работе. Красота и польза в них уравно­вешены и дополняют друг друга.

В задачи выполнения интерьерной ве­щи входят:

  • педагогический поиск функциональ­ного назначения изделия в соответствии с тематикой и направленностью кружковой работы;

  • художественная согласованность из­делия с воспитательными идеями организации интерьерного пространства школы,

  • художественное решение вещи, свя­занное с определением ее использования;

  • технико-художественное исполнение вещи.

  • Развитие навыков коллективного взаимодействия в процессе творческого поиска и реализации креативных идей.

В задачи работы кружка входят:

  • ознакомить детей с особенностями интерьерных композиций,

  • развить навыки безопасного труда,

  • стимулировать потребность к творческой самореализации и креативности мышления.

  • изготовить предметы интерьерного дизайна, используя различные техники бумагопластики и макетирования, для оформления интерьера школы (центральный холл)

Одна из целей создания декора­тивных изделия для интерьера — пробуждение интереса у школьниц к художественной обработке бумаги в различных техниках и желания создать своими руками необычные произведение исскуства.
Перечень необходимых инструментов для работы в технике бумагопластика.

Бумага для принтеров, крафтовая бумаге, креповая бумага, салфетки бумажные, художественный картон, газеты и макулатура. Клей ПВА. Ножницы, канцелярский нож, канцелярское шило, вязальные спицы, ножницы, линейка, угольник, пробойник .
Методическое обеспечение программы:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы из бумаги и картона. С-Пб, «Кристалл», 2002

  3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

  4. Богатова И.Квиллинг . Цветы. «Мартин», 2007

  5. Водяная Л., Эм Г. Чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

  6. Гончар В.В. Бумажная скульптура. «Айрис-пресс», 2008

  7. Идеи по декорированию интерьера: декоративные панно. 2007 г.Страниц: 63.
    Издательство: Арт-Родник

  8. Ракушки. Морской стиль в интерьере. Техника. Приемы. Изделия. Александр Хуперлинк 2008 г.Страниц: 112. Издательство: АСТ-Пресс

  9. Оригинальные картины из зерен. Цветы и букеты. Тукало Т. 2008 г.Страниц: 64 Издательство: Контэнт

  10. Мозаика у вас дома. Техники, идеи, решения. Зайцева А.А.2010 г. Страниц: 64 Издательство: Эксмо

  11. Папье-маше. Самая полная энциклопедия. Родионова С.С.2010г. Страниц: 120 Издательство: АСТ-Пресс

  12. Папье-маше: коллекция оригинальных идей. Зайцева Анна Анатольевна.2010 г. Страниц: 64.Издательство: Эксмо

  13. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования.2011г.
    Страниц: 64.Издательство: Профиздат

  14. Уроки лепки из пластилина. Олюнин Сергей. 2011 г.Страниц: 288.
    Издательство: АСТ

  15. Картины и панно. Кузьмина Екатерина Васильевна.2011 г. Страниц: 96 .
    Издательство: Мир книги

  16. Трехмерное оригами. Выгонов Виктор. 2007 г.Страниц: 128 .Издательство: МСП 2006 г.Страниц: 64.Издательство: Эксмо

  17. Макетирование из бумаги и картона. Калмыкова Н.В.2007 г.Страниц: 80.
    Издательство: "Книжный дом ""Университет"" (КДУ)"

  18. Декоративные звезды. Украшения из бумаги.2008 г.Страниц: 32
    Издательство: Арт-Родник

  19. Оригами. Волшебный мир бумаги. Щеглова О.2009 г. Страниц: 224
    Издательство: Рипол Классик, Владис

  20. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Дженкинс Джейн. 2010 г. Страниц: 48 .Издательство: Контэнт

  21. Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. 2011 г. Страниц: 256
    Издательство: Рипол Классик

  22. Полезные домашние самоделки. Банников Евгений. 2006 г. Страниц: 224
    Издательство: Феникс

  23. Дом и сад. Дизайнерские идеи и практические хитрости. Максимова М. 2007 г.Страниц: 64.Издательство: Эксмо

  24. Красивые вещи своими руками. 2007 г. Страниц: 96. Издательство: Мой мир

  25. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/


Содержание программы.

Технология работы с бумогой. Теоретические сведния.

Знакомство с разными видами бумаги и картона для творчества, особенностями структуры и пластики материала. Видами и приемами складывания, скручивания и формования бумажного полотна, способами крепления и соеденения деталей. Знакомство с плоскостными и объемными видами бумажных поделок и панно.

Подготовка рабочего места для работы с бумагой, клеем и режущими инструментами. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе. Образцы бумаги, картона, инструментов и готовых элементов работ. Зачение измерительных инструментов в работе и правила их использования.

Практические работы: подготовка рабочего места, выбор инструментов и методов работы. Правила безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Направления деятельности. Теоретические сведения.

Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. Не имея специальной художественной подготовки, дети могут освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах. В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.

Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания  на бумаге:

  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);

  • плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

  • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

  • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).

Для изготовления поделок в технике торцевания необходимо следующее оборудование:

Креповая (гофрированная бумага) или салфетки, клей ПВА (возможно использование клея-карандаша), ножницы, емкость для хранения бумажных заготовок, стержни от шариковых или гелевых ручек, или ватные палочки, или кисточки с тупым концом. Основа: бархатная бумага, картон, объемные формы, пенопласт, плотная бумага, форма из пластилина и т.д.

Этапы работы:

  • из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик,

  • на середину квадратика ставят торцом стержень и плотно закручивают бумагу  вокруг стержня. Получается трубочка - торцовочка.

  • Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на заготовку и только тогда вынимают стержень.

  • Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Работа готова.

Оригами (яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона, бумагокручение, бумажная филигрань — икусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Киригами. При создании киригами разрешается не только складывать, но и вырезать бумагу ножницами. Тем самым киригами открывает огромный простор для творческой фантазии. Техника киригами пришла к нам из Японии сравнительно недавно и быстро завоевала сердца любителей хэнд-мейда и оригинальных подарков. На самом деле искусство создания резных бумажных шедевров не столь уж новое для нас. Давайте вспомним подготовку к утренникам в школе, в ходе которой все мы вырезали из бумаги разнообразные снежинки – вот вам и простейшее киригами. Гораздо более сложными в исполнении являются объемные открытки, филигранно вырезанные из бумаги с помощью специальных схем киригами. Опытные мастера киригами способны воплотить в объемной поделке свои самые смелые идеи, а новички нередко прибегают к помощи готовых шаблонов – схем для киригами. В Японии, на родине техники, схемам для киригами посвящают целые сборники.

Основным материалом для создания резных шедевров в технике киригами является, конечно же, бумага. Она должна быть плотной и высококачественной. Для создания поделок хорошо подойдет лист ватмана. Для вырезания узоров вам понадобятся хорошо заточенные ножницы. Однако даже идеально заточенный инструмент не совсем подойдет для филигранной резьбы на бумаге. Для создания сложных  схемам киригами лучше всего использовать острый канцелярский нож.

Для того чтобы перенести на бумагу выбранный рисунок, вам понадобится простой карандаш.

Схемы киригами при наличии определенного опыта работы в технике можно создавать самостоятельно. Новички, как правило, пользуются готовыми шаблонами. Киригами - это искусство создания трёхмерных фигур из бумаги с использованием ножниц и клея.

Пейп-арт . Если официально, то «пейп-арт» родился в 2006 году, автор Татьяна Сорокина, но на самом деле начало пейп-арта значительно раньше. Ещё в 2000 в ее студии выполняли работы из мокрой цветной салфеточной кашицы самые маленькие ученики, позже эту технику назвали «велюр». Само название придумано недавно, раньше ее называли «салфеточная пластика». Пейп-арт – это техника-имитатор других более дорогостоящих и трудоёмких техник изображения - резьбы по дереву, по кости; вышивку и гобелен; чеканку и даже ювелирные изделия. Техника проста в исполнении , так как изначально придумана для детей в студии, и работает на дешёвом и бросовом материале

Интересная новая идея рукоделия пришлась по душе многим  мастерицам и вмиг разлетелась по всему миру.

Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. В нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаика может быть из разных материалов: бусины, пуговицы, деревянные спилы веточек , мелкие камешки, ракушки, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки) Мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные.
  1   2   3