Главная страница

Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани


Скачать 145.19 Kb.
Название Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани
Дата 04.03.2016
Размер 145.19 Kb.
Тип Документы

Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань - родная земля», «Кубань- жемчужина России», «Кубань - наша Родина», «Кубань- мать родная», «Кубань- житница России».

Ой, Кубань, ты мать родная!

Край станиц и хуторов.

Степь от края и до края

Тонет в золоте хлебов.

Это счастье - жить на свете

И тобой весь век дышать.

И встречать твои рассветы,

И закаты провожать…

Так отобразил поэт свой восторг, свою сопричастность любимому краю, свою любовь к родной кубанской земле.

Пожалуй, ни в одном другом уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого творческого своеобразия, такого уникального творческого сплава, как у нас на Кубани. В кубанской народной культуре соединились разом богатырская русская удаль и раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность, веселая разухабистость, вечное стремление к прекрасному, и тут же чисто украинская располагающая задушевность и мягкость, доброта, щедрая и талантливая мастеровитость.

Такой уникальный, самородный сплав возник, естественно, в результате заселения Кубани переселенцами черноморскими запорожскими казаками и донскими казаками, беглыми потомками русских крестьян. Но и этим не объяснить всего своеобразия кубанской культуры. Два могучих корня сплелись в одну крону - кубанскую культуру. Но и эти два дерева - русское и украинское - «опылялись цветом» ближних народов - польских, болгарских, сербских, кавказских.

В задушевной кубанской казачьей песне, в ажурной легкости кубанской ковани, в красочном рисунке старинной прялки, в народной инкрустированной соломкой шкатулке, в наивной и радостной по цвету, росписи бытовой утвари, в черно-красном узоре вышитого рушника запечатлены представления о подлинной красоте и традициях кубанского народа.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Нельзя быть равнодушным к истокам национальной культуры, особенно нашей родной, кубанской.

К сожалению, мы растеряли многие ценности души человеческой, и даже возродившееся приобщение к церкви, не дает быстрых результатов. Мы недостаточно знаем свои традиции, культуру, свои корни. И, это огорчает, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные традиции, праздники, обряды, песни, танцы. И такая великая нация, как русская, должна передавать их из поколения в поколения. Ведь культурный пласт к нашему великому счастью, еще остается в городе и особенно на селе.

Детство - пора эмоционального восприятия окружающего мира и только в этом возрасте душевный отклик на события, их отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве самый непосредственный искренний и чистосердечный. Глубина детских переживаний – благодатная среда для зарождения и формирования любви к Отчизне, к малой Родине, народным ценностям. В.А.Сухомлинский говорил, что детство – это каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота Отечества. Уже в дошкольном детстве у ребенка зарождается самосознание, а значит, и осознанное отношение к окружающей его действительности: природе, быту, общественным явлениям, укладу семьи, проявляется первый интерес к родовым и историческим корням, зарождается чувство любования и гордости по отношению к народным традициям, народным ценностям и искусству.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине, приобщение его к народным традициям, начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В моей работе с детьми возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития дошкольников через приобщение их к ценностям народной кубанской культуры. Именно поэтому я начала работать над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням.

Для реализации поставленной мной задачи – приобщения дошкольников к ценностям народной кубанской культуры - я использовала содержательное общение, эмоционально-личностное взаимодействие с детьми вокруг ярких, специально подобранных дидактических пособий в форме диалога, прочтения нравственных смыслов художественных произведений литературы, изобразительного и музыкального искусства.

Сообразно выводам Л.С.Выгодского следует, что в основе развития и формирования личности лежит процесс интериоризации, т.е. механизм заимствования, присвоения образцов поведения и способов организации межличностных отношений и взаимодействий, которые демонстрируют значимые для ребенка люди и интересные персонажи (совокупность психологических механизмов подражания, эмоционального заражения, идентификации)

Учитывая это, широко использовала народное творчество. В народных играх, песнях, танцах содержится богатый материал для нравственного воспитания ребенка. В простой, иногда в шуточной форме музыкальный репертуар прививает детям чувство товарищества и дружелюбия, учит осуждать такие качества, как лень, зависть, тщеславие.

Использование в работе с детьми народного фольклора помогло приобщить их к истории, культуре и традициям Кубанского народа; обогатило личный опыт дошкольников в традиции народных праздников и событий семьи; дало положительный результат в воспитании личностной культуры гражданина- жителя Кубани.

Постепенно, в ходе работы, мною был составлен перспективный план по приобщению детей к кубанской национальной культуре, включающий в себя и задачи патриотического и гражданского воспитания.

Задачи патриотического и гражданского воспитания

Формирование отношения:

К людям, населяющим страну;

моральным ценностям

К культуре, традициям,

обычаям народа

К государственному устройству

Но опыт работы показал необходимость вести работу по приобщению к кубанской национальной культуре не только с детьми, но и с родителями. В ходе бесед, анкетирования родителей выяснила необходимость обогащения и расширения их знаний о Кубани, представлений о народных промыслах, о прошлом нашей малой Родины, ее культуре, традициях, музыкально- песенном искусстве.

Работу с родителями начинала «из далека». Сначала обращалась к ним с просьбой найти какие-либо предметы народных мастеров, затем оказать помощь в изготовлении атрибутов к праздникам и развлечениям, приглашала родителей на них сначала в качестве зрителей, а потом и как участников. Так постепенно родители тоже стали проявлять интерес к кубанской культуре, обычаям и традициям своих предков. У родителей тоже возникла необходимость более углубленного изучения своих «корней». Для обогащения и расширения представлений о народной культуре, учитывая пожелания родителей, мною были подготовлены консультации на заинтересовавшие их темы: «Крещение ребенка», «Праздник Рождества Христова», «Здравствуй, честная госпожа, Масленица».

Темы для проведения бесед и занятий с детьми подбирала с учетом того, что их интересует, поддерживая тем самым интерес дошкольников к событиям и явлениям общественной жизни. Вот некоторые из них:


-«Мой дом»

-«Труд моих родителей»

-«Моя родословная»

-«Что означают мои имя и фамилия»

-«Где рубашка растет?»

-«Кубанские традиции»

- «Моя Кубань - здесь я живу»

-«Кубанская горница»

-«Главный город Кубани»

-«Кубанские ремесла»

-«Как хлеб на стол пришел?»

-«Кубанские игры и пени»

Дети с интересом слушали рассказы о родном крае, нашем городе, о том, что означают их имена и фамилии. Каждому интересно было узнать что-то новое, особенно о своих далеких предках, их жизни и ремеслах. Такие беседы способствовали тому, что дети стали более вежливы в общении между собой, внимательны и добры по отношению к своим близким. У них появилось чувство привязанности и любви к родному городу, восхищение его красотой. Дети приобщались к миру взрослых, у них воспитывались патриотические чувства.

Проведение дидактических игр «Подбери имя», «Назови ласково», «Угадай, кто я?» помогло закрепить знания детей о семье, родственных взаимоотношениях, именах.

Рассказ о крещении детей и этом старинном семейном обряде вызвал у детей неподдельный интерес и приятные воспоминания о своих крестных родителях, о том, как их крестили, как они ходили в гости к своим вторым родителям на праздник Рождества. После бесед и праздников, в которых дети принимали активное участие, они стали включать в сюжетные игры отдельные элементы обрядов. Но чтобы интерес к семейным обрядам не угасал быстро, я использовала народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Народное поэтическое слово как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Народное слово передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Ведь не зря звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, поговорки, басенки… А в деревнях и станицах продолжают жить старинные обряды, традиционные праздники, гуляния, содержащие в себе стихи, песни, танцы, игровые приемы, а главное – народную мудрость.

Песенки поговорки, стихи, потешки – прекрасный речевой материал, который я использовала в работе. На его основе у ребенка отрабатываются понимание текста, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием. Знакомство детей с фольклором является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии и творчества на умственное, познавательное развитие ребенка.

Н.И.Костомаров в книге «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа» писал следующее: «Взрослый, используя народную педагогику и мудрость, приносит посредством умелой интерпретации слова, жеста, действия и смыслового содержания – открывает ребенку в доступной форме «внутреннее» скрытое богатство. «Внутреннее богатство» - это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание … ожидание добра, добра и только добра.»

Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен, ребенок несмышлен, но не глуп, ребенок беспомощен, но в нем сила роста, ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира.

Крохотные произведения, которые мы заучивали вместе с детьми, философичны в своей основе, поэтому они обращены внутрь человека. Например, колыбельные песни – сколько в них заложено ласки, нежности, любви и спокойствия. Слушая такие песенки, дети сразу же успокаиваются и затихают, просят спеть колыбельную песенку еще не раз. После знакомства с колыбельными песнями, дети стали часто использовать их во время таких игр, как «Моя семья», «Дом казака», «Детский сад». Я отметила, что колыбельные песни побуждают детей ласково, заботливо и бережно относиться не только к куклам, но и друг к другу и своим близким.

Рассказывая детям о родном крае, городе, об их собственном доме, я дала представления о том, что это наша малая Родина. Но дом – это не просто строение, это- жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. В родном доме проходит вся бытовая жизнь человека от начала и до конца. Наш родной город совсем маленький, но и в нем есть разные дома: есть «городские» и есть «сельские». Да и сами дети живут в разных домах, в разных условиях, поэтому каждый с интересом слушал товарищей и с особой теплотой и с желанием рассказывал о своем собственном доме. Таким образом, мы вместе с детьми выявили сходства и различия между городом и селом. С огромным интересом дети рассматривали фотографии и эскизы сельских домов украшенных ажурной резьбой по дереву. Резьбой украшали все детали дома – причелины, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом. Попутно рассказала детям, что из дерева кубанские мастера – резчики выполняли изделия для жилища: мебель, украшения, посуду, шкатулки и вазочки и т.д.

После знакомства с кубанскими строениями, рассказала о празднике «Новоселье», в чем его отличие от других праздников, что принято дарить в этом случае хозяевам дома. И сразу же оживились игры детей, они стали устраивать «новоселье» для кукол и готовить подарки для них: делали мебель из разных коробочек, наклеивали аппликации – коврики, рисовали картины для украшения дома. Когда дети стали делать коврики, я рассказала о кубанских мастерах ковроткачества, об особенностях орнамента и цветового решения, вместе с детьми подобрали материал для дидактической игры «Сплети коврик». Эта игра не только развивает воображение, фантазию, но и воспитывает усидчивость и развивает мелкую моторику пальцев рук. Для украшения кукольных домиков стали делать декоративное панно из различных лоскутков тканей. Познакомила детей с лоскутовой техникой. Объяснила, почему этот вид декоративного искусства пользовался популярностью у нас на Кубани. Дети стали приносить в группу разноцветные лоскутки различных по фактуре тканей. Когда лоскутов набралось много, мы вместе решили сделать декоративное панно – коллаж. Теперь наша совместная работа украшает групповую комнату.

Во время совместной работы над декоративным панно из лоскутков, рассказала детям, что у нас на Кубани в старину любили устраивать посиделки. На них собирались для того, чтобы веселее спорилась работа, чтобы при необходимости помочь друг другу. Объяснила, что на посиделках не только работали - вышивали, вязали, пряли. Совместная работа на посиделках всегда сопровождалась пением, шутками, прибаутками, загадыванием загадок, играми…

Загадки и сейчас пользуются у детей популярностью. Это полезное занятие для детского ума. Они дошли до наших дней из глубокой древности и имеют огромное значение, ведь с помощью загадок проверяется сообразительность и мудрость того или иного героя сказки, человека, ребенка. Загадки, говоря о каком – либо предмете, заставляют задуматься: откуда он появился, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож… Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира. Тематические загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнены дом, хата, двор, то есть все то, что связано с жизнью человека и его хозяйством. Поэтому нетрудно было отыскать подходящие к любой теме загадки и дети всегда старались отыскать ответы на них.

Во время работы над лексической темой «Семья», беседовали с детьми о родственных отношениях. Уточнила кто такие бабушка и дедушка, брат им сестра, дядя и тетя, внук и внучка, племянник и племянница… А чтобы дети лучше усвоили эти понятия, попросила их принести из дома несколько фотографий. Мы собрали их в один альбом и по ним дети рассказывали о своих родных и близких, определяли, кто кем и для кого доводится, закрепляя термины родственных отношений. Так же для закрепления этих понятий проводили игру «Если я твоя племянница, то кто ты мне?!» Эта игра вызывает у детей смех, улучшает настроение, так как любой из играющих, может оказаться то бабушкой, то тетей, то братом…

Особое внимание детей обращаю на то, что мы живем на Кубани, а здесь издавна проживает талантливый народ – кубанские казаки. У казаков были свои обычаи и обряды. Так, например, у них мужчины носили серьги: в левом ухе серьга - старший сын, в правом ухе серьга – младший сын, наследник в обоих ушах серьги - единственный сын. Поначалу это вызывало у детей улыбку – мальчики с серьгами, но потом дети поняли, что означали серьги в ушах у кубанских казаков и для чего они их носили. Большое значение в работе по воспитанию у детей гражданской культуры и нравственных побуждений имело знакомство с принципами казачества.

  1. Почитай каждого старика отцом своим, престарелую казачку – матерью.

  2. Пожилые должны относиться к тем, кто молод, как к своим детям, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

  3. Каждый казак обязан оберегать женщин и их честь.

На занятиях знакомились с трудом взрослых на Кубани. Кубанские казаки – народ хозяйственный и мастеровитый. Занимались они разными ремеслами: мужчины занимались кованью, резьбой по дереву и кости гончарным искусством, чеканкой, лозоплетением. Женщины – пряли, ткали, шили одежду, занимались вязанием и вышивкой, росписью посуды и предметов бытовой утвари. Но самое главное все вместе занимались сельским хозяйством – выращивали хлеб, разводили скот, занимались огородничеством и садоводством. Любили у нас на Кубани и поработать и повеселиться. Перечитывая книгу «Времена года» - православный народный календарь, я убедилась в том, как много хороших и значимых праздников мы совсем забыли и не почитаем их. А ведь праздники означали начало или завершение массовых работ, приход любого времени года и уход его. Природа и ее явления долго были непонятными и загадочными для человека. Его воображение населяло окружающий мир фантастическими существами, которые в нем хозяйничали. От этих сотворенных им самим божеств и духов он то просил, то требовал, чтобы людям родным и близким не приходилось умирать от голода или болезни. Благополучие людей зависело тогда от обилия рыбы в реках и нужных зверей в лесах, от урожая на полях, от сохранности и плодовитости скота. Вера в сверхъестественные силы заставляла древних людей искать средства воздействия на эти силы для получения желаемых результатов. Сущность воздействия на эти силы составляла основу обрядов и заключалась в том, что исполнение тех или иных действий в определенным порядке, сопровождаемых словесными заговорами, а позднее обрядовыми песнями, должно помочь потусторонним силам совершить необходимые процессы или наоборот, помочь избавиться от них, или от нежелательных явлений и действий.

Знакомя детей с Кубанскими праздниками, объясняла, что обряды носили магическое значение. Семейные обряды были связаны с особыми событиями в жизни человека – рождением, достижением определенного возраста, вступлением в брак, посвящением в казаки, совершеннолетием, строительством собственного дома, а так же и печального события – смертью близких людей.

Календарные праздники справлялись в строго установленные дни года. Обрядовые песни и сами обряды постепенно утратили свое магическое значение, а стали забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Старинные обряды и обрядовая поэзия остается одним из ценнейших памятников культуры нашего народа.

Наиболее значительные и почитаемые кубанские обрядовые празднества - Новогодние, рождественские праздники, Масленица, праздник Воскресения Христова, - Пасха, день Святой Троицы, день Ивана Купала, Спас, Воздвижение, Покров, Осенняя Казанская, Кузьминки – день рукоремесленников-постепенно стали возрождаться.

В новогодних праздниках детям наиболее интересны были колядки, они вызвали интерес к прошлому нашей малой Родины, ее культуре и музыкально-песенному искусству. При подготовке к этому празднику мы вместе с ребятами выучили колядки и пели их друзьям и знакомым, как в старину - вечером, накануне рождества, парни и дедушки веселой гурьбой переходили от дома к дому и под окнами пели песни – колядки, прославляя хозяев дома, желая им всяческого благополучия, добра (за свое пение колядники получали в каждом доме что-нибудь из приготовленной к празднику снеди)

Все обрядовое представление вызывало у детей много радости и смеха. Каждому хотелось принять участие в действии и исполнении какой-либо роли. Причем детям доставляло удовольствие не только исполнение роли, песен – колядок, но и получение за это подарков, а также и выслушивание хвалебных песенок и угощение других детей.

Как правило, в конце февраля празднуем мы один из самых любимейших народных праздников – Масленицу, он длится целую неделю. Этот праздник делится на три части: понедельник - встреча Масленицы, четверг – разгул, воскресенье – прощание. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые по народной традиции пекли и у нас. На блины зовут гостей и угощают блинами всех. Так же большое значение имеет чучело Масленицы. Его мастерили из соломы, наряжали в красивый наряд и выставляли на самом видном месте, а в последний день праздника сжигали. Проведение этого праздника доставляет детям много радости и веселья, а сжигание чучела у детей радостное чувство ожидания скорого прихода весны.

Нравятся детям и народные игры, сопровождающие каждый праздник. Особый интерес вызывают игры «Золотые ворота», «Гори – гори ясно», «Напои коня», «Передавай подкову», «Достань ложку»…

Еще один разгульный праздник, с которым знакомились дети – Ивана Купала. В основе этого праздника лежат культы воды, огня и солнца. В купальной песенке пелось:

Приехала Купаленка

На семидесяти тележках,

Привезла нам Купаленка

Добра и здоровья

Богатства и почести…

Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры, через которые прыгали, бросали венки, вокруг них водили хороводы. Детям всегда доставляют удовольствие и радость купание в реках, озерах, игры на воде. Но когда эти игры и купания сопровождаются особыми обрядовыми действиями и дети сами принимают участие в них на равных, то это приносит им особенную радость. Дети с особым желанием плетут венки, затем бросают их в реку и с интересом наблюдают, как и куда они поплывут.

Подготовка к обрядовым праздникам и их проведение доставляют детям большую радость, песни на кубанском говоре схватываются на лету и поются с удовольствием. Ребята становятся более разговорчивыми, эмоциональными, раскрепощенными; они с интересом и удовольствием готовятся к развлечениям, принимая участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов, подарков. У детей стали проявляться артистические таланты. И главное - почти каждый ребенок смог заменить другого, сыграть его роль и при этом не испытать страха и неудобства. Никто не остался в стороне.

Я пришла к выводу, что знакомство детей с семейными обрядами и традиционными праздниками, приобщение к национальной культуре, ознакомление их с народно-прикладными искусствами помогло обрести прекрасные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней. Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.

Опыт показывает, какие широкие возможности дает использование потенциала народной культуры в воспитании детей. А сколько еще тайн хранят народные традиции!

Изделия талантливых мастеров, народные песни, игры, поговорки, пословицы и загадки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: они прекрасны, образны.

Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа народная добра и красива!