|
Пояснительная записка по предмету: «Биология»
УТВЕРЖДАЮ
______________________
______________________
______________________
«____»__________2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по предмету: «Биология»
тема: «Использование элементов игры на уроках биологии в 7 классах»
ГОУ Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции №12
Учитель:
Смирнова Галина Николаевна
Великий Новгород
2010 г.
Актуальность.
Ведущей деятельностью школьников является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие.
Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к изучению новых предметов. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра. В нашей школе у учащихся с ЗПР к 7 классу теряется интерес к учебным предметам и на первое место выходит такой вид деятельности, как общение. Поэтому очень важно ввести игру как форму урока при преподавании биологии.
Играя, ученик оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности. Ученик становится субъектом, активным участником деятельности.
«Игра - пространство внутренней социализации ребёнка, средство усвоения социальных установок»- писал Л.С. Выготский.
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Старший школьный возраст – учебно - профессиональная деятельность не вытесняет игру, а продолжает включать в учебный процесс. Особенностью игры в этом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. А это особенно важно для учащихся нашей школы, имеющих как нарушения в сфере познавательной деятельности, так и особенности социализации.
Огромную роль в жизни и развитии ребенка имеют игры. Это осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки.
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.
Развивающие возможности игры рассматривались в работах О.С.Газмана, А.М. Матюшкина, С.А.Шмакова.
Анализ источников показывает, что об игре в обучении и её значении для развития познавательной активности школьников написано достаточно много. Но как организовать игру в подростковом возрасте, чтобы она способствовала развитию познавательной активности?
К игре, как к любой форме деятельности, предъявляются психологические требования:
-
игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней;
важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к ней;
для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, возраст, усидчивость, организованность учащихся;
-
содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников, игра должна завершаться получением результатов, представляющих ценность для них.
Учебная игра выполняет ряд функций:
обучающую - даёт знания;
воспитательную - оказывает воздействие на личность обучаемого, развивает его мышление, расширяет кругозор;
ориентационную – учит ориентироваться в конкретной ситуации;
мотивационно – побудительную – мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Примеры познавательных игр:
-
игра-упражнение: «Пятый лишний» - используем во внеклассной работе, для закрепления материала, в проверке знаний. Найти в данном наборе названий одно случайно попавшее в этот список;
игра- соревнование: конкурсы, викторины;
сюжетно - ролевые игры: «пресс-конференции», «круглые столы»,где учащиеся выполняют роли учёных, специалистов- орнитологов, зоотехников, работников рыбоохраны;
познавательные игры- путешествия , например - «Игра по станциям». Условие - к следующей станции можно двигаться , лишь ответив на вопросы.
Станция «Муравейник»:
1. Могут ли муравьи предсказывать погоду?
2. Что такое мирликология?
Станция «Айболит»:
1. Какие насекомые могут быть лекарями?
2. Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?
3. Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?
Станция «Природоохранная»:
1. Как можно защитить муравьёв?
2. Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?
3. Как сами членистоногие защищаются?
Станция «Летающие цветы»:
1. Какое значение имеет окраска бабочек?
2. Почему некоторые виды самок- бабочек бескрылы?
3. Чем пахнут бабочки капустницы, репницы, брюквенницы?
Станция «Жуки»:
1. Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?
2. Как красива жужелица… Почему же её неприятно брать в руки?
3. Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками? Почему?
Включение игр в познавательный процесс в учебном процессе способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, активизации мыслительной деятельности.
Тема « Рыбы»:
1. Загадка «Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь»?
2. Переставьте буквы так, чтобы получилось название рыб:
Т А П В О Л (плотва)
С Е К Р А Т (треска)
Б О В А Л (вобла)
Т О Р Е С (осетр)
3. Кто лишний?
Уж, желтопузка, кобра, удав (кобра)
Крокодил, хамелеон, тритон, черепаха (тритон)
4. Закончи поговорку:
спела бы рыбка, да…..(голоса нет);
рыбак рыбака…( видит издалека);
на безрыбье…( и рак рыба);
рыба ищет, где…( глубже..).
5. Из сказок:
этой снастью была поймана золотая рыбка (невод);
чешую какой рыбки использовала Мальвина вместо зеркала (карп).
Викторина по теме «Птицы»:
Какая по цвету птица счастья?
У какой птицы нет голоса? (аист)
Если синица в руке, то в небе?
Роль будильника выполняет…
Кого не кормят баснями?
С кем путешествовала лягушка- путешественница?
Какие птицы могут кататься на брюхе? (пингвины)
Дюймовочка путешествует на…
Войны предсказывал…
Как звали ворону в «Снежной королеве»?
На своих уроках я применяю различные виды игр и игровые элементы: загадки, игровые задания, ребусы, кроссворды.
Через игру дети узнают об удивительном мире природы, учатся делать выводы и лучше запоминают предметные термины.
Считаю, что игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия, рассчитанного на урок- диалог. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения ; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и противников. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения.
С данной работой я выступала на МО учителей естественного цикла, делясь опытом своей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966 г.
Газман.О.С.,Харитонова В.Е. «В школу с игрой»,Просвещение, 1991 г.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Народное образование, 1998 г.
Шмаков С.А. «Игры учащихся - феномен культуры».Новая школа, 1994 г.
|
|
|