Главная страница

«Пока не стало поздно» (по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»)


Скачать 30.54 Kb.
Название «Пока не стало поздно» (по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»)
Дата 29.02.2016
Размер 30.54 Kb.
Тип Урок

Урок литературы в 8 классе.

Есть на свете прекраснейшее существо,

у которого мы всегда в долгу,- это мать.

М.Горький.

Тема: « Пока не стало поздно» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Цель урока: познакомить учащихся с писателем, с рассказом «Телеграмма», с материалом, который он использует в своих произведениях.

Задачи урока : 1.Поразмышлять над проблемой, которая затронута в рассказе,- взаимоотношения родителей и детей.

2. Учить учащихся высказывать своё мнение при анализе поступков героев; видеть авторскую позицию по отношению к своим героям.

3. Пробудить чувства учащихся и их желание пристально взглянуть на себя , на своё отношение к родителям.

Ход урока.

  1. Сообщение ученика о К.Г.Паустовском.

  2. Слово учителя.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Но всё-таки чаще Паустовский писал о простых и безвестных людях, о которых читаем с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»

-Настоящая доброта… Какая она? Расскажите об обитательнице старого дома Катерине Петровне. Что же задело, тронуло в судьбе этой женщины? (ответы учащихся)

3. Анализ вступительной части рассказа.

- Как же создаётся эмоциональный фон рассказа уже в его начале?

- С чего начинается рассказ? О чём это говорит?

4. Беседа о главной героине рассказа – Катерине Петровне.

- Как передаётся одиночество Катерины Петровны? (см.текст)

- Что узнаём о её прошлом? Какое её постоянное занятие?

- Целый год она не выходила из дому, а однажды решила выйти. Почему?(текст) Прочитайте этот отрывок. Какова роль пейзажа в нём?

Найдите метафору и олицетворение. С какой целью автор их употребляет?

Что пишет писатель о судьбе клёна?

- Прочитайте письмо, которое написала Катерина Петровна в этот же вечер

- Что вас удивило в этом письме?

- Как характеризует героиню то, что в письме она пишет о саде, об осени?

- Как описывается природа в день похорон Катерины Петровны?

5. Беседа о Насте.

- А теперь перенесёмся в Ленинград, где жила её дочь Настя. Кем она работала?

- Прочитайте описание внешности Насти. Что он использует, описывая её глаза? (эпитет – холодные)

- Почему?

-Но можно пи говорить о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника Тимофеева?

- Что же нам позволяет судить о раздвоенности Насти? (Отношение Насти к письму матери.)

Как автор выражает своё отношение к героине? Найдите ответ в тексте.

- Почему Настя заметила насмешливый взгляд именно Гоголя, а не Пушкина? (И автор, и сатирик как бы увидели Настю изнутри: доброта Насти показная,не настоящая.)

- В какой момент Настя получает телеграмму? Как характеризует героиню её реакция на телеграмму?

Как Паустовский показал, что Настя поняла: мать умирает?

- Успела ли она на похороны матери?

- Почему она проплакала всю ночь?

- На что вы обратили внимание, читая строки, посвящённые описанию жизни Насти? (почти нет описания природы)

- Почему?

6. Беседа с элементами дискуссии.

7. Пословицы о матери.

- В народе всегда отмечается особая любовь матери к своим детям, в отличие от неблагодарности детей матери. Какие пословицы и поговорки о матери вы записали в тетради? Прочитайте и объясните их смысл.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Материно сердце в детях, а детское в камне.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

8. Чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».

- В чём сходство стихотворения с рассказом?

8. Беседа о незаметных простых людях, показанных в рассказе.

- О каких людях ещё рассказывает Паустовский на страницах рассказа?

- Почему в конце рассказа автор показывает молодую учительницу? Что мы о ней узнаём?

-Здесь уместно вспомнить слова М.Горького, которые взяты эпиграфом к уроку. Кто лучше понимал эти слова: Настя или молодая учительница?

- Таких людей мы и встречаем на страницах рассказа. Как писатель изображает их? Много ли он о них говорит? (Ответы учащихся.)

- Да, это простые русские люди, которых так любит Паустовский.

Каким предложением заканчивается рассказ? В чём смысл этого предложения? Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

9. Заключительная беседа.

- Ребята, заставил ли вас этот урок взглянуть на себя со стороны и задуматься о своём отношении к родителям?