Подготовка учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. В помощь преподавателям .
Главный результат учительского труда – это добрая оценка учеников. Встречаясь со своими бывшими воспитанниками (а у них уже большие дети , у некоторых и внуки) постоянно слышу вопрос о том , почему их детей не учат по системе Шаталова. Все они твердо убеждены , что знают хорошо математику благодаря тому , что изучали ее по методике Виктора Федоровича. Я работала , используя эту методику , много лет.
Я вспоминаю , как приходилось от руки, под копирку заполнять листы контроля ,вписывая туда задания , опорные схемы , вопросы для зачетов. Вот эти листы были самыми ценными для учеников . Поскольку они составлялись с учетом индивидуальных способностей учащихся , все знали , что смогут справиться с тем , что задано по теме. В классе разворачивалось настоящее соревнование – никого не надо было заставлять учить , решать примеры и задачи . Все стремились выполнить задания по теме , выучить теоретический материал к зачету и приступить к дополнительному заданию. Мне приходилось нелегко – весь урок проверяла выполненные задания , разъясняла , в чем ошибки , отвечала на возникшие в ходе выполнения заданий вопросы . И результаты были , как показало время , неплохими . Главное , интерес к математике остался на всю жизнь.
С принципами , которые заложены в методике В.Ф. Шаталова , я не расстаюсь всю жизнь. Хочу поделиться с коллегами некоторыми своими наработками , потому что основой в них является все то , о чем много лет назад прочитала в книгах Виктора Федоровича .
Учителя , которые готовят учащихся к сдаче экзаменов в формате ГИА и ЕГЭ , знают , как часто приходиться отчитываться , как проходит подготовка , какие вопросы требуют доработки , почему не все справляются с экзаменационными заданиями и т. д.
Мы ведем контроль посещения факультативов ,консультаций , отчитываемся на МО , педсоветах , родительских собраниях . Я предлагаю попробовать использовать Листы контроля . Их можно вести в 8-9 классах, а потом в 10-11 классах . Трудоемки они только на первый взгляд . Но если уж учитель заполняет их регулярно ,вся работа ваша по подготовке к государственной аттестации учащихся как на ладони .
Предлагаю ознакомиться с ними на примере подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе ( ГИА ). Задам вам , коллеги , вопрос :
Как часто ваши ученики заглядывают в Демонстрационные материалы по предмету ?
Не только в ту часть , где экзаменационные задания , а в Кодификатор и в Спецификацию . Думаю , нечасто . А ведь там прописаны все темы , которые проверяет экзамен . И очень важно , чтобы ученик , выполняя пробную работу , знал ,что он не просто ошибся при выполнении А7 , например , или В9 , а какую именно тему он пока не усвоил до конца . Поэтому в листах контроля , я считаю , обязательно должны быть проверяемые на экзамене элементы содержания. Ученик должен не просто номера знать тех заданий , которые у него «западают» , но и оперировать знанием того , а на какую это тему . Все листы составлены точно по Демонстрационным материалам, в соответствии с Кодификатором и Спецификацией .
Если учитель будет заполнять эти листы постоянно , то , во-первых , будет видно , что работа действительно ведется и ни один проверяющий к вам не придерется . Во –вторых , ученик по «+» и «-» будет знать , какие темы он усвоил не до конца или совсем пока не усвоил . Учителю проще будет работать с учеником , его классным руководителем , родителями . Достаточно показать листы и по ним сразу будет видно , над чем еще нужно работать . В -третьих , составлять отчеты о проделанной работе учителю станет намного проще .
Я считаю , в классе должна лежать папка с этими листами , чтобы ребята могли видеть результаты своих работ . В эти листы можно выставлять и результаты контрольных работ в формате ГИА и ЕГЭ ( изложения , сочинения ,тесты ) , и результаты пробных экзаменов , и результаты тренировочных работ . Чем больше результатов , тем лучше ! Точно уж никто не скажет , что не работаем ! Даже для самостоятельной подготовки дома листы могут пригодиться – ученики выполняют тесты , делают самопроверку по ответам и видят , на какие вопросы нужно обратить внимание .
Представьте себе , коллеги , эти листы заполненными .Все как на ладони – что хорошо ученик знает , что умеет , а что нет . Ведь и себя контролируешь – этому смогла научить , а этому почему – то нет . И ищешь пути решения возникшей проблемы . Вместе с ребенком ищешь, ведь он – заинтересованное лицо . Это очень важно , что и ученик наблюдает за своими результатами , видит , улучшаются они или нет . То есть , в процессе участвуют все , что как раз в методике В.Ф. Шаталова является главным
На основе этих листов в марте сделала для администрации Анализ пробного ГИА . Изменила немного форму , предлагаю ее вам . В первый раз писать анализ было легко и просто . По каждой части экзамена заполняла сводную таблицу , тоже содержащую элементы содержания . Сразу получалась общая картина – что хорошо у всех , что вызвало затруднения , а что пока еще недоработано . На обратной стороне листа написала , что буду делать , чтобы доработать недочеты ,а все остальное и так видно .
Буду рада , если мой материал пригодится в работе .У учителей с большим стажем есть ,конечно , свои какие-то формы контроля , а вот молодым учителям можно использовать эти листы. Такие Листы можно использовать и по другим предметам , особенно по математике. |