|
От разнообразия культур к единой петербургской школе
От разнообразия культур к единой петербургской школе.
В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она включает пласт проблем, связанных с отношением людей. Мы все чаще используем понятие «толерантность» и наиболее полно сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. В Декларации указано, что «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». В приведенном определении можно выделить четыре основных компонента толерантности – это признание, принятие, уважение и понимание. Но первый принцип толерантности, по моему мнению, был дан еще в Пятикнижье - это одна из 10 заповедей «Возлюби ближнего своего как самого себя». Это золотое правило есть во всех религиях. И на нем должно основываться воспитание школьников. Хотим мы того или нет, состав школьников год от года становится всё более интернациональным. Это объективный процесс. Россия всегда была мультикультурной страной. Коренные жители некоторых регионов России, хотя и владеют русским языком, между собой общаются на языке своего народа, поддерживают национальные традиции, даже переезжая на жительство в Санкт-Петербург и в другие регионы, где большинством является русскоязычное население. Но малочисленные школы рассматривают увеличение количества мигрантов не только как проблему, но и как возможный ресурс для школы в условиях конкуренции за учеников в период демографического спада. Введение закона о подушевом финансировании привело к тому, что школы вынуждены бороться за учеников, и для школ с низкой наполняемостью любой источник учеников является средством выживания. Так, на пример, в моей школе 10% детей мигрантов и еще 5% детей из республик входящих в состав России, которые почти не владеют русским языком.
Если раньше в большинстве своем дети мигрантов изменяли имя на русский лад (Альфия становилась Алёной, Римула – Риммой, Назия – Наташей), то сейчас ситуация иная. Редко кто меняет имя, правда, иногда добавляются суффиксы и окончания, свойственные русскому языку. Например, Рано становится Раношкой, а Ануш – Анушей. Этот факт косвенно говорит о росте национального самосознания, с которым нельзя не считаться. Таким образом, применительно к полиэтническому государству вопрос о взаимодействии культур принимает характер сложной задачи совмещения в сознании и поведении ценностей западной и восточной цивилизаций с ценностями национальной и субнациональной культур.
Конечно, нас раздражает, когда мигранты и их дети не считаются с нашими традициями. Приведу простой пример: 8 ноября наша школа организовала бесплатную поездку в город Выборг, во время экскурсии ребятам показывали православный храм, и несколько детей мусульман отказались войти, заявив учителю, что это – грех. Их даже не заинтересовала другая культура. И вот уже у нас в начальной школе учиться девочка, которая пришла 1сентября на занятия в хиджабе. И все мы помним о конфликте в ставропольской школе, где директор запретил нескольким школьницам посещать занятия в хиджабе. Родители пожаловались в прокуратуру, которая в запрете директора не нашла ничего противозаконного. По опросам 76% родителей считают неприемлемым ношение религиозной одежды в школе.
Казалось бы, что особенного? Но встреча с этой девочкой несколько насторожила. И я уверена, что не только меня. Возникают и спекуляции на национальной почве. Ребенок-двоечник может сказать, глядя в глаза учителю, что ему занижают оценки только из-за того, что он нерусский или что ему неинтересно изучать историю России, потому что это не история его народа.
Эти примеры говорят о том, что перед современной школой появилась новая, а точнее говоря, хорошо забытая старая задача: ребенок должен не только получить знания по конкретным предметам, но должен и научиться общаться, выработать образец поведения в различных ситуациях. Следует учесть, что школы без дополнительной специализации, которые сейчас работают с детьми мигрантами, а раньше работали с детьми «лимитчиков» накопили опыт работы с трудными детьми и трудными родителями. Этот опыт советского времени, традиции коррекционной педагогики, работа учителей сообща с логопедами и дефектологами, может стать важным ресурсом при работе с иноязычными детьми. Так группа педагогов нашей школы вышла на районную конференцию с проектом этноцентра. Главной задачей которого мы ставили помощь в адаптации детей-мигрантов и их родителей. Мы планировали проводить дополнительные уроки русского языка с учителями, которые преподавали бы русский как иностранный язык, также дополнительные уроки истории Санкт-Петербурга, этику и традиции страны, но для этого необходимо дополнительное финансирование, которое ложится на плечи нашего государства. В этом учебном году на базе нашей школы были организованы бесплатные курсы русского языка для детей-мигрантов начальной школы, но из всего микрорайона ходило всего 6 учащихся и они были из нашей школы. Других не было – не хотят. Родители не ставят перед собой цель адаптации их детей в православной стране. Перед педагогами стоит задача - обучая, необходимо просвещать. «Делай, как я», - вот в идеале девиз современного учителя. Мы постоянно показываем принятие всех своих учеников. Недаром русское слово «образование» изначально происходило от слова «образ». Дети всегда тянутся за тем, кому они верят, а чтобы тебе поверили, надо самому верить в то, что ты делаешь. И, говоря сегодня о толерантности, мы понимаем, что перед школой стоят такие основные проблемы как: незнание русского языка, конфессионные и ментальные различия. И наша задача решить эти проблемы.
Главная задача, которая стоит перед педколлективом нашей школы – это формирование петербургской идентичности учащихся с сохранением этнической идентичности каждого участника образовательного процесса. «Между «своим» и «чужим» должно располагаться среднее звено – широкий культурный ареал, с одной стороны, родственный данной культуре, с другой стороны, имеющий налаженные кросс-культурные «мосты» и «каналы», соединяющие с другими мировыми культурами».
В современных условиях особое значение приобретает та учебно-воспитательная деятельность школьного коллектива, которая проходит после уроков. Сколько бы прекрасных слов мы ни говорили школьникам о толерантности, о конформизме, приобрести эти качества ребенок может только через личный опыт. С этой точки зрения посещение музеев, театров, выставок, выезды на природу, экскурсии в другие города необходимы как для детей мигрантов, так и для тех, кто живет в нашем городе постоянно, потому что в таких поездках и походах приобретается бесценный опыт неформального общения. Посещая театр и музей, ребенок одновременно приобщается к культуре и воспринимает первичные навыки поведения в общественных местах. Он видит, как ведут себя другие люди, приучается не только слышать, но и слушать, не только смотреть, но и видеть.
Все чаще встает вопрос безопасности на улице и в школе. Мы все прекрасно знаем примеры межнациональных конфликтов в Санкт-Петербурге. С моей точки зрения, лучшая гарантия безопасности – повышение уровня культуры, то есть увеличение в учебном процессе доли гуманитарных дисциплин, в частности, литературы, истории. Культурный человек всегда менее агрессивен, способен к диалогу.
Сейчас у многих учителей возникает потребность по-новому переосмыслить и взять на вооружение лучшее из того, что было в советском образовании. Дети, остающиеся в школе после уроков, чаще всего заняты…Угадайте, чем? Ну, конечно, опять уроками. У них совсем не остается времени на так называемую общественную деятельность. А ведь в ней было немало хорошего. Например, в нашей школе раньше ежегодно проводился «Фестиваль дружбы пятнадцати республик», и каждый класс представлял какую-то республику СССР. После перестройки республики стали суверенными государствами, «Фестиваль» канул в лету. Но со временем появился городской фестиваль «Векторы толерантности» и программа «Толерантность» в Санкт-Петербурге 2010-2015г.г.где наша школа активно принимает участие. Наши учащиеся 7 классов бесплатно прослушали курс лекций с экскурсиями в музее этнографии , для подготовки к участию в фестивале мы проводим свои конкурсы. Так дети мигрантов получили возможность рассказать со школьной сцены о своих национальных традициях, показать танцы, национальные костюмы, представить особенности кулинарии и т.д.
Другой удачной находкой, способствующей успешной адаптации детей мигрантов, стало ежегодное проведение общешкольной конференции по языкознанию. В ходе этой конференции детям различных национальностей, обучающимся в школе, предоставляется возможность сделать сообщение о своем родном языке: определить группу, к которой он принадлежит, дать краткую характеристику с точки зрения лингвистики, сопоставить свой язык с русским языком, произнести и записать несколько фраз на родном языке. Такого рода мероприятия объединяет общая цель: подчеркнуть значимость культур разных народов и показать общее в историческом прошлом и культурном наследии. Но мы проводим и конкурс чтецов для детей-мигрантов, победители получают книги.
Особого упоминания заслуживает проектная деятельность. «Единство непохожих» - так назывался проект. Подготовили его русская девочка Инна и армянская девочка Анжела. В этом году они заканчивают школу. Девочки совместно составили викторину «От Санкт-Петербурга до Владивостока» и провели ее среди учащихся средних классов. В викторину наряду с вопросами из курса истории, географии, литературы входили вопросы о жизни, быте, традициях различных народов, населяющих Россию. В этом году возникла идея интересного проекта интерактивная экскурсия по Санкт-Петербургу. Учащиеся должны подготовить и показать одноклассникам презентацию о любимом уголке нашего города.
Работая в интернациональном детском коллективе, нужно помнить, что среди детей мигрантов часто встречаются яркие, целеустремленные натуры, лидеры по характеру. Люди, которые решаются на переезд – это, как правило, люди с активной жизненной позицией. Их дети хорошо понимают, что образование – это путь к достижению успеха, Надо дать таким детям возможность «выплеснуть» свою энергию цивилизованным путем: со школьной сцены или выступая на школьной конференции. Уважительное отношение к их культуре, интерес к их обычаям является для таких детей сигналом: уважайте и вы культуру и традиции людей, среди которых живёте, изучайте русский язык – язык межнационального общения. Подводя итоги, можно сделать вывод: проблема адаптации детей мигрантов смыкается с общими проблемами, которые необходимо решать в образовании. В первую очередь, это повышение общей культуры, пробуждение интереса к русскому языку и литературе. Как ни странно, успешной адаптации детей больше всего способствует не введение каких-то особых образовательных программ, не создание особых школ с национальной направленностью, а повышение культуры образования в целом: культуры учителя, культуры учебника, культуры окружающей образовательной среды. Все попытки социальной адаптации детей мигрантов обречены на провал, если мы не сумеем осмыслить и применить на практике лучшее из опыта, накопленного за многие годы российской и советской педагогикой, если школа не будет культивировать интерес к нашей истории и литературе и, наконец, если учитель, вместо того чтобы заниматься детьми, будет составлять бесконечные отчёты для чиновников от образования.
|
|
|