Главная страница

Оглавление. Как повысить грамотность учащихся? Роль компьютера в процессе овладения орфографией. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении орфографии.


Скачать 449.51 Kb.
Название Оглавление. Как повысить грамотность учащихся? Роль компьютера в процессе овладения орфографией. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении орфографии.
страница 2/2
работу
Дата 04.03.2016
Размер 449.51 Kb.
Тип Документы
1   2
Тема урока: «Правописание суффиксов прилагательных

-к- и -ск».
Материал для наблюдения на доске (пока он закрыт):

резкий украинский немецкий детский

низкий русский ткацкий городской

ноский кавказский рыбацкий братский

Учитель произносит слова первых двух столбиков.

- Что общего в произношении этих прилагательных?

- [ск].

- Посмотрите, какие буквы написаны.

Учитель открывает первые два столбика.

- Ск, зк, сск, зск.

- Одни слова мы пишем так, как слышим, другие по-другому. Почему?

- При стечении согласных могут происходить разные фонетические явления.

- В какой части слова орфограмма? Чем различаются эти прилагательные по составу?

- Не случайно два столбика. В прилагательных первого столбика суффикс -к-, в прилагательных второго столбика -ск-.

Учитель выделяет суффиксы.

- Чем еще различаются прилагательные?

- Первые три - качественные, вторые - относительные.

Учитель надписывает над столбиками разряд.

- Как это доказать?

- От прилагательных первого столбика можно образовать степень сравнения, краткую форму.

- Лучше воспользоваться вторым приемом, так как он поможет определить букву перед -к.

- Итак, если мы слышим [ск], надо определить разряд прилагательного, образовав краткую форму.

Учитель начинает составлять на доске алгоритм:

1. Есть краткая форма? Разряд?

да нет

качественное относительное

-к-

резок - резкий

носок - ноский

- В относительных прилагательных пишется -ск-. Но обратимся к другим относительным прилагательным.

Учитель открывает третий столбик.

- Какой суффикс в этих прилагательных?

- -к-.

- Почему? Какая здесь закономерность в правописании?

- Буква ц перед суффиксом.

Учитель подчеркивает двумя черточками условие выбора орфограммы.

- Послушайте еще слова. (Учитель произносит прилагательные из четвертого столбика.)

- Что общего в произношении слов третьего и четвертого столбиков?

- Слышно [цк].

- А посмотрите, как написано.

Открывается четвертый столбик.

- Мы видим расхождение между правописанием и произношением. Как быть?

- Если прилагательное относительное, нужно «подключить» словообразовательный разбор, подставить «имеет отношение к...», определить основу.

- На что оканчивается основа прилагательных третьего столбика?

Учитель демонстрирует раздвижную таблицу, обращает внимание на чередование звуков.

- Если основа на ц, ч, к, нужно писать

-к-, в остальных случаях - -ск-. Учитель дописывает алгоритм:

Относительное

2. Подставь «имеет отношение к...». Определи основу.

Основа на ц, ч, к?

да нет

цк -ск-

немец – немецкий русский

рыбак - рыбацкий французский

ткач - ткацкий детский

Далее учитель знакомит детей с исключениями:

таджикский тюркский

узбекский камчатский

угличский корякский

иракский каракалпакский

Учитель должен убедить ученика: «При работе «по правилу» самое главное - ничего не пропускай, не перескакивай через «ступеньки», иди «по следу» рассуждения к цели-выводу, как охотник.

Тише едешь - дальше будешь».

Приложение № 2.
Образцы объяснения орфограмм.
К…саться вопроса.

После корня есть суффикс -а-, поэтому вставлю а в корень кас-,

- Касаться.

Они бор…тся.

- Нахожу неопределенную форму - бороться. Глагол оканчивается на -оть, не на -ить, не входит в 11 глаголов П спряжения, значит, окончание -ют.

Запись: (-оть I) борются.

Команд…вать парадом.

- Ставлю в форму первого лица - командую. Глагол оканчивается на -ую, следовательно, пишу -ова-.

Запись: (-ую) командовать.

Солда…кие сапоги.

- Нет краткой формы - прилагательное относительное. Имеет отношение к солдату. Основа на т, не на к, ц, ч, поэтому пишем после т -ск-.

отн.

Запись: солдатские.

Варе…ый картофель.

- Не исключение. Слово образовано от глагола варить. Задаю 4 вопроса. Слово не на -ованный, -еванный, нет приставки, нет зависимого слова (где-то, кем-то, когда-то, как-то), варить - глагол несовершенного вида. Четыре «нет» поэтому пишу одно н.

(Не)широкая дорога.

- Прилагательные широкая качественное. Употребляется без не, нет противопоставления, нет слов далеко, отнюдь, вовсе, нет слов с ни, могу подобрать синоним - узкая, не образует новое слово, поэтому не пишу слитно.

Ленту син…ю.

- Задаю вопрос: ленту какую? В вопросе окончание -ую, ему соответствует -юю,

Приложение № 3.

В качестве примера приведу краткое описание консультации по теме «Различение не и ни».

В основе правописания не и ни лежит, как известно, семантический принцип. Однако знание правил о значении не и ни помогает учащимся мало, им нужен надежный «ключ», с помощью которого можно было бы различить смысловую роль не и ни в каждом конкретном случае и решить вопрос о том, какую частицу (приставку) следует писать.

Рассмотрим кратко содержание и ход работы над темой.

Накануне консультации учащимся предлагается повторить соответствующие параграфы учебного пособия. После проверки домашнего задания вывешиваю на доске плакат с текстом: Я н...когда н… слышал и н… услышу более н…таких чудесных сказок, н…подобных песен.

Наречие никогда затруднений не вызывает; вспомнив правило о правописании не и ни с местоимениями и наречиями и поставив ударение, учащиеся без труда решают, что в этом слове следует писать ни.

Чтобы облегчить учащимся решение вопроса о частицах с остальными

словами, предлагаю такой ключ: если вместо частицы поставить союз и

и если смысл фразы от этого не изменится, надо писать ни; если изменится (или нарушится), то не.

Подставляя последовательно к каждой паре слов союз и, делаем вывод, что в первой паре нужно писать не (не слышал, не услышу), а во второй - ни (ни сказок, ни песен).

Затем даем другое правило: если частицу можно опустить, надо писать ни, а если нельзя - не. Приведенный пример проверяется и с помощью этого ключа. Однако оба эти ключа позволяют решать вопрос о выборе не и ни не во всех случаях. Поэтому учащимся дается еще один ключ:

если сочетание как н..., что н... можно заменить сочетаниями хотя и, хотя бы и (при этом возможно изменение порядка слов), нужно писать ни.

Это правило иллюстрируется примером: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит (хотя (и) полезна вещь...).

После этого проводится орфографический разбор.

1) И как его медведь жестоко ни ломал,

Как ни ревел от боли и от злости,

Пес, прихватя его до кости,

Повис на нем и зуб не разжимал,

Доколе с жизнью всех сил не растерял.

1) Ну, некогда ни пить, ни есть,

Ни даже духу перевесть.

3) Как хочешь ты трудись;

Но приобресть не льстись

Ни благодарности, ни славы,

Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

(Из басен И. А. Крылова).

В заключении учащиеся вспоминают правила о правописании сочетаний не один (много) - ни один (никто), не раз (много раз) - ни разу (полное отсутствие), где (только) не (везде) и другие для закрепления правописания этих сочетаний используются отдельные предложения (объяснительный диктант):

1) Каких только предметов и курсов он не слушал. 2) Боцманы не могли не дружить со мной. 3) Не раз от скуки он свои мечты мне поверял. 4) Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. (Пушкин). 5) Все эти дни я ни разу не отступал от своей системы.

Наконец, разбирается правописание выражений не кто иной, как... и никто иной (кроме) не..., во что бы то ни стало.

Оно иллюстрируется примерами:

1) Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Гогол ь). 2) Ничто иное, кроме музыки, не занимало его. 3) Брат просил Павку приехать во что бы то ни стало. (Н. Островский).

Для тренировки также использую отдельные предложения (предупредительный диктант):

2) Никто иной, кроме вас, этого не одолеет. 2) В пляс пустился не кто

иной, как ваш электрик. 3) Я целыми днями читал, ничем иным заниматься не хотелось. 4) Дело было поручено не кому иному, как художнику вашего клуба. Никому другому поручить его нельзя было.

Дома учащимся предлагаю выписать из басен И. А. Крылова пять - шесть примеров на различные случая употребления не и ни и составить предложения с сочетаниями не кто иной, никто иной и во что бы то ни стало.

Кроме того, некоторым учащимся даю и карточки.
Карточка 1.

Вставить пропущенные буквы.

Бл...госл...влять, воспом…нание, нжд...венец, ист...зать, сор...вновавие, насл...ждаться, непр…од...лимьий.
Карточка 2.

Дописать окончания и объяснить их правописание.

На широкой ладон..., к чащ… леса, из зеленой рощ..., у красного знамен...,

в далеком Заураль…, по узкой тропинк…, от речной пристан..., по капл… воды, о Валерии… Сергеевич…
Карточка 3.

Записать, заменяя цифры словами 433 километра, 104 процентами, 52-градусный, 87 метрами.
Карточка 4.

Вставить, где нужно, мягкий знак и объяснить его написание:

Можно обжеч?ся, море плсщет?ся.
Карточка 5.

Раскрыть скобки. Объяснить написание не и ни.

(Не)впопад, (не) досмотреть, (не)(за)что, (не)спроста, (не)чаянно, (не, ни) что иное, как..., (не, ни) кто иной, не..., (не, ни)кчемный.

Приложение № 4.
Классификация и запись слов в специальные рубрики.

а-а

караван, карнавал, сарафан, вакансия, каламбур;

о-о

композиция, локомотив, монолог;

мм

гамма, коммунизм.

Пишется а:

карбонарий,

Пишется е:

деликатный, прелюдия, реализм, идеал.

Пишется о:

компания (группа), комедия, философия.

Главное звено в системе работы с непроверяемыми написаниями - специальные словари и орфографические упражнения. Например, для закрепления указанных написаний можно предложить учащимся такие задания (классные и домашние).

1. К данным словам подобрать однокоренные слова - другие части речи.

Гарантия - гарантировать, гарантийный, гарантированный.

Деликатный - конфликт – ориентироваться.

2. Объяснить значение данных слов, заменив их синонимами или описательными оборотами; подчеркнуть безударные гласные.

Антитеза - противопоставление.

Ансамбль - баркарола – галантерея.

3. Списать, заменяя иноязычные слова русскими.

Мотивированное решение; убедительный аргумент; интенсивный труд; компетентный человек.

4. Составить и записать предложения с данными парами слов.

Абонемент - абонент; кампания - компания; контингент - континент.

Такая работа возможна и в связи с изучением текстов произведений. Покажу это на примерах упражнений, которые можно провести при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Том I.

1. Выписать слова (имена прилагательные и другие части речи), характеризующие внешность капитана Тушина, его характер, поведение в бою (часть 2-я, главы ХY и ХХ).

2. Выписать сложные слова из III главы 1-й части (описание вечера у Анны Павловны Шерер) и объяснить их правописание.

3. Объяснить, подобрав синонимы или описательные обороты, значение слов вариация, канонада, репутация, узурпировать, циркуляр, эмансипация.

4. Составить предложения со словами капитуляция, коммерческий, мемуары, оранжерея, салон, фамильярный, авангард - арьергард, оккупация.

5. Образовать другие части речи от слов вариант, капитуляция, узурпатор, циркуляр.

1. Выписать определения из описания старого дуба в главах III и IУ (часть 3-я).

2. Объяснить значение слов баркарола, иероглиф, капельмейстер, кредит.

3. Составить предложения со словами инстинктивный, прелюдия, ретироваться, сентиментальный.

4. К данным словам подобрать однокоренные гостиная, несоизмеримо, предотвращенный, присоединиться, распространение, сосредоточенность.

Том III.

1. Подобрать синонимы к словам гуманизм, идеология, инстинктивно, интеллектуальный, цивилизованный.

2. Составить предложения со словами диапазон, оппонент, цивилизация.

3. Разобрать по составу слова бесчисленный, мировоззрение, непочтительность, препровождать, разочарование, рассредоточить.

4. Объяснить правописание слов беспрестанно, возвращаться, зажженный, неумолкаемый, пренебрежение, присоединяемый.

5. Выписать слова, пишущиеся с не слитно и раздельно, из III главы (часть 2-я); правописание не объяснить.

Том IУ

1. Выписать пословицы и поговорки из речи Платона Каратаева (часть 2-я, глава ХI).

2. Подобрать синонимы к словам гармонический, инстинктивный, мистический, фамильярный.

3. Составить предложения со словами бесцеремонный, комиссия, консерватор, профессия, реформатор.

4. Образовать другие части речи от слов восстановить, презрение, преобразовать, расспросить, расчет.

Использованная литература.
1.Журналы «Русский язык в школе» за 1987, 1995, 2006 – 2008гг.
2. Ресурсы Интернета.




1   2