|
Однородные и неоднородные определения
8. Тема: Однородные и неоднородные определения.
Цель: введение понятия об однородности и неоднородности определений;
Задачи: -формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;
-закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;
-проверка понимания и степени усвоения материала по теме.
-развитие мыслительной деятельности учащихся;
-совершенствование речевой культуры обучающихся.
Обеспечение: Мультимедийный проектор, экран; презентация (Приложение); раздаточный материал.
Ход урока
1.Оргмомент (приветствие)
2.Мобилизующий этап:
Сл.1.Работа с текстом
Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его:
– Почему вы так медленно идете под дождём?
– […] – отвечает он. -[…]?
Справка: Впереди такой же сильный дождь.
А зачем спешить?
Учитель: Перед вами упражнение в виде необычным образом написанной шутки и справка к ней. Сформулируйте задание к этому упражнению.
Ответ учеников: Используя предложения из справки, нужно восстановить текст шутки.
Учащиеся совместно с учителем выполняют задание.
3. Определение темы и цели урока:
Учитель: Найдите в шутке предложение с однородными членами. Скажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложении.
Ответ учеников: Это однородные определения.
Учитель: Наряду с однородными определениями, в русском языке существует неоднородные определения. Значит, о чём мы будем говорить на уроке?
Ученик: Об однородных и неоднородных определениях.
Высвечивается слайд № 2 (тема урока).
Учитель: Чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель урока? Попробуйте её сформулировать.
Высвечивается слайд № 4 (цель урока)
Ответ учеников: понятие об однородности и неоднородности определений.
Учитель: Может быть, вы мне поможете сформулировать задачи урока?
Ответ учеников: Научиться различать предложения с однородными и неоднородными определениями; уметь использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями.
4. Актуализация знаний:
Работа с предложениями:
Слайд № 5
Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания:
1.В стихах слово приобретает свою первоначальную свежесть, силу, музыкальность.
2.Картины художника В. Перова проникнуты скорбными раздумьями о тяжкой, безотрадной жизни простых людей.
3. О. Кипренский писал картины свежо, широко, законченно.
Ответить на вопросы:
–Какие второстепенные члены предложения вы знаете? (опр., доп., обст.)
–Какой член предложения называется определением? (отвечающий на вопросы какой? Чей? Который?)
– Что мы называем однородным членом предложения? (однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом)
– В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой? (соединены между собой сочинительной связью (сочинительным союзом или перечислительной интонацией)
5.Изучение нового материала:
1)Работа с предложениями: (учитель пишет на доске, воспитанники на местах)
Чёрные, белые, синие остановились машины на линии.
Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
-Найдите и подчеркните определения.
-Почему в первом предложении между определениями стоят запятые, а во втором нет? (потому что в первом предложении определения однородные, они относятся к одному и тому же слову, характеризуют предмет с одной стороны (здесь цвет), все прилагательные являются качественными, определения произносятся перечислительной интонацией (вполне можно подставить союз И); а во втором предложении определения неоднородные, характеризуют предмет с разных сторон, к тому же одно прилагательное является качественным, а другое относительным).
-Подробнее рассмотрим второе предложение.
-Учитель: Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову лес: ближайшее или дальнее?
Ответ учеников: Ближайшее определение (дубовый) относится к определяемому слову (лес).
Учитель: К чему относится другое определение (царственный)?
Ответ учеников: Другое определение относится к словосочетанию первого определения с существительным.
Учитель: Произносятся ли эти определения с интонацией перечисления и допускается ли между ними вставка союза И.
Ответ учеников: Эти определения не произносятся с интонацией перечисления и между ними не допускается вставки союза И.
Учитель: Это и есть неоднородные определения.
2) Давайте рассмотрим другие примеры (обратимся к слайдам – 5-6-7-8)
3)Выполнение упражнений по учебнику:
Упр.243 – письменно – комментировано вместе
Упр. 244 – устно
4) работа с карточками (дублирование на слайде 11 ответ на сл. 12)
Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.
Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.
Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.
Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.
Отсюда был виден большой_ запущенный сад.
(Ответы:
Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.
Официант поставил на стол холодные, горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.
Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий, могучий, грозный шум толпы.
Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом.
Отсюда был виден большой запущенный сад.)
6.Итог урока:
Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.
7.Рефлексия:
Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
-Как вам работалось? Легко? Интересно?
-Кто испытывал затруднения?
8.Оценка
9.Домашнее задание:
1. § 42,упр.245
2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?» Напишите небольшое сочинение-рассуждение, употребив как можно больше однородных и неоднородных определений.
Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.
Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.
Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.
Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.
Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.
Отсюда был виден большой_ запущенный сад.
Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.
Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.
Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.
Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.
Отсюда был виден большой_ запущенный сад.
Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.
Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.
Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.
Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.
Отсюда был виден большой_ запущенный сад.
Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.
Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.
Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.
Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.
Отсюда был виден большой_ запущенный сад.
|
|
|