|
Образовательная программа «я познаю мир»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАССМОТРЕНО
Протокол методического совета
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
№1 от 30.09.2011 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ ДОД
«Центр детского творчества»
___________ Л.Г.Иванова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Я ПОЗНАЮ МИР»
Возрастной состав обучающихся: 5-7 лет
Продолжительность обучения: 2 года
Составитель: Отраднова Оксана Геннадьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г.п. Большеречье
2011
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы – социально-педагогическое направление.
Актуальность. Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. В настоящее время существует ряд социальных и экономических явлений, негативно влияющих на процесс воспитания подрастающего поколения нашей страны: расслоение населения (в том числе детей) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
плотно работающие с сознанием ребёнка различные средства массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии; резкое снижение уровня чтения, особенно классической художественной литературы; ограниченность общения со сверстниками; неучастие современных детей в деятельности детских общественных организаций; родители, занятые работой, часто не являясь для ребенка положительным примером здорового образа жизни, ничем не противостоят отрицательному воздействию средств массовой информации.
Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.
Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую творческую личность.
Учреждения дополнительного образования призваны оказывать индивидуально-ориентированную помощь детям в реализации базовых первичных потребностей, без чего невозможно ощущение природной “самости” и человеческого достоинства.
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Ребенок дошкольного возраста активно познает мир. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Развитие их интеллекта в 5-7 лет во многом зависит от качества ответов взрослого. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, исследовать, участвовать в театральных постановках и др. Желания и действия ребенка должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Новизна данной программы состоит в том, что в процессе обучения используется личностно-ориентированный подход; кроме того программа сочетает в себе различные виды деятельности, включает в себя принципы рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
Цель программы – создание благоприятных условий, стимулирующих познавательную активность детей, а также пробуждающих их к сближению друг с другом, с окружающим предметным миром и способствующих развитию коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Дать представления об искусстве человеческих взаимоотношений.
2. Продолжать формировать эмоционально-положительные установки по отношению к себе и окружающим: сверстникам, взрослым людям.
3. Продолжать развивать интерес к изучению окружающего предметного мира.
4. Воспитывать чувство уважения к людям, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих в этой области является то, что в качестве метода обучения является метод теории развивающего обучения – метод сопереживания, а также анализ ситуации.
Занятия построены в соответствии с современными требованиями к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на всестороннее развитие личности.
Объектом программы являются дети группы раннего развития 5-6 лет - первый год обучения, дети 6-7 лет - второй год обучения.
Программа 1 года обучения рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 мин.
Программа 2 года обучения рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 мин.
Основные формы обучения детей:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- сочинение историй;
- беседы;
- мини-конкурсы, игры-соревнования;
- импровизация;
- этюды.
Ожидаемые результаты:
По окончании освоения программы воспитанники:
- знают, чем человек отличается от животных и растений;
- умеют чувствовать природу;
- умеют правильно выражать свои чувства;
- у детей выработан навык понимания собственного “Я”, своей индивидуальности;
- у детей положено начало чувства глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям;
- у детей формируются положительные эмоции в различных ситуациях;
- сформировано представление о поступках и привычках людей;
- контролируют свое поведение в общении с окружающими людьми;
- понимают различия между мальчиком и девочкой;
- бережно относятся к окружающим предметам.
Уровень воспитанности хорошо виден в конце обучения.
Принципы создания программы
1. Взрослый привлекает детей без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.
2. Принцип системности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип целостности.
5. Принцип последовательности.
6.Связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка.
7. Учет возрастных особенностей.
Учебно-тематический план образовательной программы
Планирование занятий 1 года обучения.
№
|
Раздел
|
Темы занятий
|
Кол-во
занятий
|
1.
|
Мир
познания
(единство с природой)
|
1.1. Времена года (общение с природой)
1.2. У природы нет плохой погоды (общение с внешним миром)
1.3. Мой ласковый и нежный зверь (общение с животными)
1.4. Мои зеленые друзья (общение с растениями)
|
1
1
1
1
|
2.
|
Языки
общения (навыки общения с внешним миром)
|
2.1. Мои умные помощники (глаза, уши, рот нос, руки)
2.2. Как я помню то, что помню (что мы помним друг о друге)
2.3. Язык жестов и движений
2.4. Язык чувств (наши эмоции)
|
1
1
1
1
|
3.
|
Тайна моего “Я”
(формирование собственного “Я”).
|
3.1. Кто такой “Я” (мой автопортрет)
3.2. Я сам (ощущение собственной значимости)
3.3. Я хочу (мои чувства и желания)
|
2
1
1
|
4.
|
Этот странный мир
(формирование потребности в общении со взрослыми).
|
4.1. Никого роднее мамы в целом мире нет (общение с самым близким человеком)
4.2. Дружная семья (взаимоотношения с родными)
4.3. Мамы разные нужны, мамы всякие важны (уважение к старшим). Я должен спросить у мамы (формирование послушания)
4.4. Как мы ходим в магазин (поведение и общение в общественных местах). На улице (поведение и общение в транспорте)
|
1
1
2
1
|
5.
|
Как мы видим друг друга
(формирование потребности в общении со сверстниками).
|
5.1. Я и другой: мы разные (умение общаться)
5.2 Дружба
5.3. День рождения (положительные эмоции)
5.4. Мы улыбаемся (от улыбки станет всем светлей…)
|
1
1
1
1
|
6.
|
Фантазия
характеров
(в игре рождается истина, в отношениях формируется характер).
|
6.1. Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие поступки)
6.2. Давай никогда не ссориться (мое поведение в игре)
6.3. Дурные привычки (хорошие и плохие привычки)
|
2
1
1
|
7.
|
Умение
владеть собой (желаемое и возможное).
|
7.1. Умей расслабиться
7.2. Будь внимателен (развитие внимательности)
7.3. Как поступить? (умей контролировать свои поступки)
7.4. Не хочу быть плохим (формирований понятий “нельзя” и “надо”)
|
1
1
1
1
|
8.
|
Культура
общения
(этикет).
|
8.1. Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность)
8.2. Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)
8.3. За столом (правила хорошего тона)
|
1
1
1
|
9.
|
Мальчик
и девочка
(он – папа, она – мама).
|
9.1. Внешность (внешний облик мальчика и девочки)
9.2. Маленькие рыцари и дамы (формирование мужественности и женственности)
9.3. Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов). Играем вместе (обучение совместной деятельности мальчиков и девочек)
9.4 Итоговое
|
1
1
1
1
|
|
|
Итого:
|
36 ч.
|
Планирование занятий 2 года обучения.
№
|
Раздел
|
Темы занятий
|
Кол-во
занятий
|
1.
|
Мир
познания
(единство с природой)
|
1.1. Времена года (общение с природой, знакомство живая и неживая природа)
1.2. У природы нет плохой погоды (природные явления - воздух, вода, дождь, снег)
1.3. Мой ласковый и нежный зверь (общение с животными, дикие и домашние животные)
1.4. Мои зеленые друзья (общение с растениями - дикорастущие и культурные растения)
|
1
2
1
1
|
2.
|
Языки
общения (навыки общения с внешним миром)
|
2.1. Языки общения (навыки общения с внешним миром)
2.2. Мои умные помощники (глаза, уши, рот нос, руки, их строение и особенности, гигиена)
2.3. Как я помню то, что помню (что мы помним друг о друге, описание по памяти внешности друга)
2.4. Язык жестов и движений
2.5. Язык чувств (наши эмоции - обыгрывание эмоциональных состояний с помощью выразительных движений)
|
1
3
1
1
1
|
3.
|
Тайна моего “Я”
(формирование собственного “Я”).
|
3.1. Кто такой “Я” (мой автопортрет)
3.2. Я сам (ощущение собственной значимости, самооценка)
3.3. Я хочу (мои чувства и желания, нормы поведения, права)
3.4. Тайна моего “Я” (формирование собственного “Я” - честность-нечестность, правдивость-лживость, эгоизм-уважение прав и интересов других, доброжелательность-злобность, жадность-щедрость, бескорыстие - корыстное отношение к другим.)
|
1
1
1
2
|
4.
|
Этот странный мир
(формирование потребности в общении со взрослыми).
|
4.1. Никого роднее мамы в целом мире нет (ласковое обращение, забота о самом близком человеке)
4.2. Дружная семья (взаимоотношения с родными - уход за младшими членами семьи, домашними животными, растениями)
4.3. Мамы разные нужны, мамы всякие важны (женский день 8 марта)
4.4. Я должен спросить у мамы (формирование послушания, чуткость и теплота человеческих отношений)
4.5. Как мы ходим в магазин (поведение и общение в общественных местах – нормы поведения)
4.6. На улице (поведение и общение в транспорте – правила) чуткость и теплоту человеческих отношений
|
1
2
1
1
1
1
|
5.
|
Как мы видим друг друга
(формирование потребности в общении со сверстниками).
|
5.1. Я и другой: мы разные (умение оценивать конфликт со стороны)
5.2 Дружба (давай никогда не ссорится), (Я и мой друг)
5.3. День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)
5.4. Мы улыбаемся (от улыбки станет всем светлей…)
|
1
2
3
1
|
6.
|
Фантазия
характеров
(в игре рождается истина, в отношениях формируется характер).
|
6.1.Фантазия характеров (в отношениях формируется характер)
6.2.Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие поступки)
6.2. Давай никогда не ссориться (мое поведение в трудных ситуациях)
6.3. Дурные привычки (отношение к вредным привычкам)
|
1
2
1
1
|
7.
|
Умение
владеть собой (желаемое и возможное).
|
7.1. Умение владеть собой (формирование понятий “нельзя” и “надо”)
7.2. Умей расслабиться
7.3. Будь внимателен (чувство уважения к другим)
7.3. Как поступить? (желаемое и возможное)
7.4. Не хочу быть плохим (чувство собственного достоинства)
|
1
2
1
1
2
|
8.
|
Культура
общения
(этикет).
|
8.1. Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность, обращение к друзьям, к взрослым, к родным)
8.2. Давай поговорим (чужой секрет)
8.3. Телефон (правила общения по телефону)
8.4. Напишите мне письмо (знакомство с письменным общением)
8.5. За столом (правила хорошего тона и нормы поведения)
|
1
1
1
1
1
|
9.
|
Мальчик
и девочка
(он – папа, она – мама).
|
9.1. Внешность (внешний облик мальчика и девочки)
9.2. Маленькие рыцари и дамы (формирование мужественности и женственности)
9.3. Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов)
9.4. Играем вместе (обучение совместной деятельности мальчиков и девочек, правила этикета в игре)
|
1
1
1
1
|
10.
|
Мир истории
|
10.1.Автомобиль
Как добывали огонь
Игры и игрушки
Телефон
Корабль
Самолёт
Как появилась лампочка. Электрический ток
Растения
Птицы
Музыка
Животные
Югоуказатель
Фотография
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
11
|
Мир машин и автоматов
|
Бытовая техника (помощники человека)
Сельскохозяйственная техника. Машины по приборостроению
|
1
1
|
12
|
Неживая природа
|
Твёрдые вещества
Газообразные вещества
Сыпучие вещества
|
1
1
1
|
13
|
|
Итоговое занятие
|
1
|
|
|
Итого
|
72часа
|
Планирование занятий 2 года обучения.
№
|
Раздел
|
Темы занятий
|
Кол-во
занятий
|
1.
|
Мир
познания
(единство с природой)
|
1.1. Времена года (общение с природой, знакомство живая и неживая природа)
1.2. У природы нет плохой погоды (природные явления - воздух, вода, дождь, снег)
1.3. Мой ласковый и нежный зверь (общение с животными, дикие и домашние животные)
1.4. Мои зеленые друзья (общение с растениями - дикорастущие и культурные растения)
|
1
1
1
1
|
2.
|
Языки
общения (навыки общения с внешним миром)
|
2.1. Языки общения (навыки общения с внешним миром)
2.2. Мои умные помощники (глаза, уши, рот нос, руки, их строение и особенности, гигиена)
2.3. Как я помню то, что помню (что мы помним друг о друге, описание по памяти внешности друга)
2.4. Язык жестов и движений
2.5. Язык чувств (наши эмоции - обыгрывание эмоциональных состояний с помощью выразительных движений)
|
1
1
1
1
1
|
3.
|
Тайна моего “Я”
(формирование собственного “Я”).
|
3.1. Кто такой “Я” (мой автопортрет)
3.2. Я сам (ощущение собственной значимости, самооценка)
3.3. Я хочу (мои чувства и желания, нормы поведения, права)
3.4. Тайна моего “Я” (формирование собственного “Я” - честность-нечестность, правдивость-лживость, эгоизм-уважение прав и интересов других, доброжелательность-злобность, жадность-щедрость, бескорыстие - корыстное отношение к другим.)
|
1
1
1
1
|
4.
|
Этот странный мир
(формирование потребности в общении со взрослыми).
|
4.1. Никого роднее мамы в целом мире нет (ласковое обращение, забота о самом близком человеке)
4.2. Дружная семья (взаимоотношения с родными - уход за младшими членами семьи, домашними животными, растениями)
4.3. Мамы разные нужны, мамы всякие важны (женский день 8 марта)
4.4. Я должен спросить у мамы (формирование послушания, чуткость и теплота человеческих отношений)
4.5. Как мы ходим в магазин (поведение и общение в общественных местах – нормы поведения)
4.6. На улице (поведение и общение в транспорте – правила) чуткость и теплоту человеческих отношений
|
1
1
1
1
1
1
|
5.
|
Как мы видим друг друга
(формирование потребности в общении со сверстниками).
|
5.1. Я и другой: мы разные (умение оценивать конфликт со стороны)
5.2 Дружба (давай никогда не ссорится), (Я и мой друг)
|
1
1
|
6.
|
Фантазия
характеров
(в игре рождается истина, в отношениях формируется характер).
|
6.1.Фантазия характеров (в отношениях формируется характер)
6.2.Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие поступки)
6.2. Давай никогда не ссориться (мое поведение в трудных ситуациях)
6.3. Дурные привычки (отношение к вредным привычкам)
|
1
1
1
1
|
7.
|
Умение
владеть собой (желаемое и возможное).
|
7.1. Умение владеть собой (формирование понятий “нельзя” и “надо”)
7.2. Будь внимателен (чувство уважения к другим)
7.3. Не хочу быть плохим (чувство собственного достоинства)
|
1
1
1
|
8.
|
Культура
общения
(этикет).
|
8.1. Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность, обращение к друзьям, к взрослым, к родным)
8.2. Телефон (правила общения по телефону)
8.3. За столом (правила хорошего тона и нормы поведения)
|
1
1
1
|
9.
|
Мальчик
и девочка
(он – папа, она – мама).
|
9.1. Внешность (внешний облик мальчика и девочки)
9.2. Маленькие рыцари и дамы (формирование мужественности и женственности)
9.3. Играем вместе (обучение совместной деятельности мальчиков и девочек, правила этикета в игре)
|
1
1
1
|
10.
|
Мир машин и автоматов
|
10.1.Бытовая техника (помощники человека)
|
1
|
11.
|
|
11.1. Итоговое занятие
|
1
|
13
|
|
Итого
|
36часа
|
Содержание изучаемого курса образовательной программы
Краткая характеристика разделов
Раздел 1. Мир познания (единство с природой).1 год обучения - 4 ч.; 2 год обучения - 5 ч.
Разделом предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в разделе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию обучающихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у обучающихся современного экологического мышления. Большое внимание в разделе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу культуры личности.
Раздел 2. Язык общения (навыки общения с внешним миром). 1 год обучения - 4 ч.; 2 год обучения - 7 ч.
Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики. Мимика способна заменить нам обычную речь. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они – отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд). Доминирование отдельных эмоций у ребенка определяет характер его поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить.
Раздел 3. Тайна моего “Я” (формирование собственного “Я”).1 год обучения - 4 ч.; 2 год обучения - 5 ч.
Постигая свое “Я”, самоутверждаясь, ребенок стремится к лидерству в общении: конфликтует со сверстниками, осознает свои собственные желания и возможности, понимает, что и у других есть свои интересы, права. Он ищет свое место среди других людей и только благодаря этому осознает границы и возможности своего “Я”, приходит к адекватной самооценке.
Каждый ребенок должен осознать, что хорошо думать и говорить хорошее о себе является ни чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающим обрести необходимую многим уверенность в себе и в своих силах.
У ребенка формируется положительное и отрицательное отношение к таким фактам соблюдения и нарушения норм, с которыми дети постоянно сталкиваются в своей каждодневной жизни и общении со сверстниками, а именно: честность-нечестность, правдивость-лживость, эгоизм-уважение прав и интересов других, доброжелательность-злобность, жадность-щедрость, бескорыстие - корыстное отношение к другим.
Раздел 4. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослыми). 1 год обучения - 5 ч.; 2 год обучения - 7 ч.
Дети 5-7 лет эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления с чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека. Ласковое обращение породит доброту, требование соблюдения порядка - дисциплинированность, систематическое проведение гимнастических упражнений – выносливость и волю, посильный домашний труд – сознание необходимости повседневной работы, доведение любой игры или занятия до конца – настойчивость и упорство, уход за младшими членами семьи, домашними животными, растениями, помощь взрослым – чуткость и теплоту человеческих отношений, способность в любом коллективе чувствовать себя своим и располагать к себе людей. Для малыша важно ощущение успеха, оно помогает поверить в себя и побуждает стремиться к большему. Однако необходимо всегда учитывать, что изнеживание расслабляет, а суровость подавляет и ожесточает.
Раздел 5. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками). 1 год обучения - 4 ч.; 2 год обучения - 7 ч.
Рождаясь как личность, овладевая фразовой речью, ребенок стремится к общению с другими детьми. Общение со сверстниками играет ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.
Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива. Находя свое место в нем, и, самое главное, получают более верное представление о жизни.
Раздел 6. Фантазия характеров (в игре рождается истина, в отношениях формируется характер). 1 год обучения - 4 ч.; 2 год обучения - 5 ч.
Характер человека – понятие довольно сложное. В возрасте от 5 до 7 лет идет формирование многих черт характера ребенка.
Ребенок в своих поступках руководствуется, в первую очередь, не сознанием того, что можно и нужно хорошо сделать. Он стремится действовать, как ему интересно, приятно, хочется. Поэтому чрезвычайно важно воспитывать у ребенка понимание и стремление поступать так, как должно и не делать того, что нельзя, - не отнимать игрушек, а просить их, подождать. Ласковое заботливое отношение в сочетании с доверием и разумной требовательностью придают ребенку уверенность в своих силах и возможностях.
Раздел 7. Умение владеть собой. 1 год обучения - 4 ч.; 2 год обучения - 7 ч.
В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.
К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни - с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично, но и трезво.
Стремиться к тому, чтобы ребенок считал, что ему присущи такие качества, как честность, доброта, готовность прийти на помощь, ответственность за свои действия и т. п. и ценил наличие у себя подобных качеств.
Раздел 8. Культура общения (этикет). 1 год обучения - 3 ч.; 2 год обучения - 5 ч.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться, как, общаться с детьми).
Нельзя допустить, чтобы ребенок невзлюбил общение с людьми, нужно лишь показать ему, как надо вести себя в любом случае.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
Раздел 9. Мальчик и девочка (он – папа, она – мама). 1 год обучения - 4 ч.; 2 год обучения - 4 ч.
Воспитание невозможно без учета психологических различий мальчиков и девочек.
Расширяется представление о сходстве и различии людей по половому
признаку. Развиваются основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками. Закрепляются основы полового различия в поведении. Воспитывается культура дружеских отношений. Формируется мужественность и женственность у детей.
Раздел 10. Мир истории. 2 год обучения - 14 ч.
В разделе дети знакомятся с историей предметов, нас окружающих.
Дети больше узнают о том, как все начиналось, как изобретались новые вещи, как делались открытия, как живут другие живые существа на нашей планете и еще много-много интересного и неизведанного.
Узнают о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы для жизни; как изменялись эти предметы от века к веку, как вещи, которые нас окружают, помогают человеку выжить; учатся понимать назначение и функции многих предметов одежды, обуви, мебели, столовых и бытовых приборов.
Раздел 11. Мир машин и автоматов. 2 год обучения - 2 ч.
Наших детей повсюду окружают различные технические устройства, машины и механизмы, они видят по телевизору чудо-технику, умеют пользоваться компьютером. И, тем не менее, приходиться говорить о поверхности знаний дошкольников о технике. А вовремя поддержать интерес к технике одна из задач студии раннего развития.
Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения (машины, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. Понимают, что нужно бережно относиться к предметам, сделанными руками человека.
Раздел 12. Мир неживой природы. 2 год обучения - 3 ч.
В разделе дети знакомятся с понятием неживая природа.
Чем раньше мы начнем давать детям знания о неживой природе, тем лучше будут развиваться такие качества, как пытливость, любознательность, находчивость, и, конечно, мыслительная деятельность и воображение. Мы подводим детей к материалистическому мировоззрению, логическому анализу окружающей нас действительности.
Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Например: в играх с водой и песком, на основе чувственных восприятий, узнают, что вода – тёплая или холодная; песок – сухой или сырой. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов. Рассматривая песок и камни, обращать внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются), если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак, подводим детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля – твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.
Методическое обеспечение программы
Методическая база.
1. Методическая литература для теоретических и практических занятий.
2. Разработки занятий.
Материально-техническая база.
1. Помещение.
2. Рабочее место.
Финансовая база.
1. Родительская поддержка.
2. Помощь спонсоров.
Формы занятий
Раздел 1. Мир познания: наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, беседа.
Раздел 2. Язык общения: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, анализ заданных ситуаций, беседа.
Раздел 3. Тайна моего “Я”: беседа, игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, рассматривание рисунков.
Раздел 4. Этот странный взрослый мир: рассматривание фотографий и рисунков, моделирование и анализ заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование.
Раздел 5. Как мы видим друг друга: импровизация, наблюдения, игры-соревнования, беседа.
Раздел 6. Фантазия характеров: анализ заданных ситуаций, этюды, беседа, подвижная игра.
Раздел 7. Умение владеть собой: беседа, подвижная игра, игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра, рассматривание рисунков, анализ заданных ситуаций.
Раздел 8. Культура общения: беседа, подвижная игра, игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра, рассматривание рисунков, анализ заданных ситуаций.
Раздел 9. Мальчик и девочка: беседа, мини-конкурсы, игры-соревнования, игра-драматизация, импровизация.
Раздел 10. Мир истории: беседа, рассматривание рисунков и фотографий, видеоматериалов, наблюдение.
Раздел 11. Мир машин и автоматов: беседа, рассматривание рисунков и фотографий, видеоматериалов, наблюдение.
Раздел 12. Мир неживой природы: беседа, рассматривание рисунков и фотографий, видеоматериалов, наблюдение.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения:
Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение.
Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.
Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям.
Индуктивный и дедуктивный методы.
Частично-поисковый или эвристический метод.
Исследовательский метод.
Контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, выполнение творческих заданий.
Оценка эффективности программы
Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.
Вид контроля
|
Методы
|
Формы
|
Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков)
|
Собеседование, диагностика, методика диагностики форм общения (по М. И. Лисиной)
|
Индивидуальная
|
Текущая проверка в процессе изучения темы
|
Опрос по теме, беседы, тесты
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Периодическая проверка в конце каждого раздела
|
Опрос, беседа, рисование на тему, ролевые игры, дидактическая игра
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений, навыков
|
Импровизация, этюды, моделирование, анализ заданных ситуаций, ролевые игры, дидактическая игра
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Список использованной литературы.
Анаев Е.Л., Бродфман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. М., 1991.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М., 1992.
Бодалев А.А. Личность и общение – М.:2003.
Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! М., 1992.
Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир – М.:Педагогика, 1996.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные. М., 2001.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого- педагогическая го товность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
Шипицына Л.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – Пресс», 2003.
Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления (программы, игровые задания, стимулирующий материал)- М.: Глобус, 2007.
Павлова – Зеленская Т.Ю. Жужжалочка: Книга для детей и родителей. СПб., 1993.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.
Юдин Г.Н. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991.
Перевод с английского Покидаева Т. «Большая детская энциклопедия». – М.: «Махаон», 2011г.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ:
Тема: «Воздух»
Цель: Показать способы, приемы обнаружения воздуха (воздух есть в банке, в стакане, в резиновом мешочке, в целлофановом пакете)
Оборудование и материалы: У вос-теля на столе – аквариум с водой, стеклянная банка, стакан, целлофановый пакет, резиновые мешочки, бумажная салфетка, стеклянная воронка с надетым на узкую часть резиновым мешочком, кубики, шарики.
У каждого ребенка – тазик с водой, стакан, целлофановый пакет, резиновые мешочки, кубики, шарики.
Ход занятия: В-тель показывает банку и спрашивает у детей, что это, есть ли что-нибудь в этой банке. Дети отвечают, что банка пустая, в ней ничего нет. В-тель говорит детям, что они ошиблись: в банке что-то есть. Просто они не смогли увидеть.
В-тель предлагает детям заполнить целлофановые мешочки кубиками (сама также заполняет свой мешочек кубиками). Обращает внимание детей на то, что мешочек стал выпуклым. Предлагает детям добавить кубик в мешочек. Мешочек по мере заполнения становится все более выпуклым. То же самое проделывают, наполняя мешочек шариками.
Затем педагог подводит детей к выводу: выпуклость мешочка зависит от количества содержимого в нем вещества.
Детям предлагают взять целлофановые мешочки, осмотреть их и ответить, есть ли что-нибудь в них. После ответов детей в-тель предлагает детям скрутить снизу (с ответстия) мешочки. Мешочек стал выпуклый, Но ведь выпуклый мешочек бывает тогда, когда в нем что-то есть. Следовательно, что-то раздуло мешочек. Просит детей подумать о том, был ли этот воздух до скручивания в мешочке или появился в момент скручивания. Путем наво-дящих вопросов подводит детей к тому, что воздух есть и в мешочке, и в стакане, и банке.
Далее в-тель говорит детям, что, хотя воздух и не виден, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать.
В-тель берет салфетку, мнет её, вводит в стакан и прижимает ко дну (чтобы салфетка не отрывалась, ко дну стакана прикрепляет маленький кусочек пластилина). Повернув стакан отверстием вниз, в-тель опускает стакан в аквариум. Держа стакан в воде, просит детей проделать то же у себя (приложить салфетку ко дну стакана и опустить стакан в воду) и спрашивает у детей: есть ли вода в стакане. Большинство детей отвечают, что есть. Если так, то салфетка должна быть мокрой. Воспитатель просит вытащить стакан из воды и потрогать салфетку. Салфетка сухая. Значит, воды в стакане не было.
В-тель задает детям вопрос, почему вода не вошла в стакан, Путем наводящих вопросов подводит детей к тому, что воде не дал войти в стакан воздух, который раньше там был.
В порядке контрольного эксперимента в-тель проделывает следующее. Воронку с одетым на её узкую часть резиновым мешочком опускают раструбом в воду. По мере опускания воронки мешочек раздувается. У детей спрашивают, почему раздулся мешочек. Правильные ответы детей говорят о том, что занятие достигло цели. В конце занятия в-тель проводит краткий анализ занятия.
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ.
Тема: «Как можно обнаружить воздух».
Цель: Показать, что воздух есть не только в комнате, но всюду.
Оборудование и материалы. На столах в-теля и детей: аквариум (у воспитателя), тазики с водой (у детей), стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочки губки, кирпича, горсть земли.
Ход занятия. В-тель просит детей помахать рукой возле лица и рассказать, какое возникает при этом ощущение, а потом подуть на руку и объяснить, что при этом чувствуется.
Воспитатель объясняет, что эти ощущения вызваны движениями воздуха у лица, у руки и подводит к выводу, что воздух можно по разному ощущать, хотя он и не виден.
Затем детям предлагают опустить один конец соломки в стакан с водой, а другой взять в рот и осторожно подуть. В стакане образуются пузырьки воздуха, В-тель объясняет детям, что они выдыхают воздух, который в воде виден в виде пузырьков. Следовательно, если в воде появляются пузырьки, это значит, в ней появился воздух.
В-тель предлагает детям внимательно посмотреть в тазики с водой. Там видны пузырьки. Это дает возможность утверждать, что в воде есть воздух.
Детям предлагают взять губку и обратить внимание на то, что в ней есть отверстия – «дырочки». У детей спрашивают, что есть в «дырочках». Дети отвечают, что в «дырочках» есть воздух. В-тель подтверждает: да, действительно, в отверстиях есть воздух. Спрашивает, что случится, если губку погрузить в воду. Проводится проверка: губка погружается в воду и наблюдается обильное выделение пузырьков воздуха.
Затем детям предлагают бросить в воду кусочек кирпича и сделать вывод, есть ли в кирпиче воздух?. По наличию пузырьков делается вывод о том, что и в кирпиче есть воздух. Точно также определяется наличие воздуха в земле (бросают горсть земли в воду)
Далее в-тель проводит анализ занятия и обобщает: воздух есть в комнате, в стакане, в банке, в воде, в земле, в кирпиче, в целлофановом мешочке, в резиновом мешочке. Воздух есть всюду вокруг нас.
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ
Тема: «Сжимаемость воздуха. Вес воздуха».
Цель: Показать, что воздух можно сжать, что воздух имеет вес.
Оборудование и материалы: На столах у детей: тазик с водой, стакан, кубик с флажком на булавке, стакан с мыльной водой, соломинки. На столе воспитателя: две камеры от баскетбольного мяча, велосипедный насос.
Ход занятия. В начале занятия в-тель спрашивает детей, где есть воздух. Дети рассказы-вают о наличии воздуха вокруг нас, ссылаясь на опыты, проделанные на прошлых занятиях.
Затем повторяют эксперимент со стаканом с салфеткой. В-тель акцентирует внимание детей на том, что в стакане нет воды. Вода чуть-чуть вошла в стакан, Она не может подняться выше, ей мешает воздух, который заполняет стакан.
Для проверки усвоения полученных знаний детям предлагают следующее задание. На воду опускается кубик с флажком, в-тель задает детям вопрос: «Можно ли сделать так, чтобы кубик опустился на дно, но чтобы флажок при этом не намок?» Дети в большинстве решают задачу правильно. Они накрывают кубик с флажком стаканом и опускают его на дно тазика. Воспитатель просит объяснить, почему флажок остался сухим.
В-тель показывает детям камеру от баскетбольного мяча. После выяснения того, что нахо-дится в руках в-теля, выясняется, есть ли в камере воздух. «Он есть, когда камера раздута».
В-тель опускает камеру в воду. Наблюдается обильный выход пузырьков. Опять ставится вопрос: «Есть ли в камере воздух?» Теперь дети не сомневаются в том, что в камере есть воздух. В-тель обращает внимание на весы, стоящие на столе. Спрашивает, что это такое. Что делают при помощи весов? Выяснив, что при помощи весов можно сравнить, какое тело тяжелее, а какое легче, в-тель кладет на чашки весов по камере. Спрашивает детей: «Какая кмера тяжелее? Поскольку камеры одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Затем камер снимаются с весов. Одну из них накачивают насосом. Опять задается вопрос: «Какая камера тяжелее?» Камеры помещаются на чашки весов и дети убеждаются, что камера, наполненная воздухом, тяжелее. Отсюда вывод: воздух имеет вес (можно взвесить на весах).
В-тель выпускает воздух из камеры и объясняет, что воздух выходит из камеры потому, что был сжат. Если камеру заполнить большим количеством воздуха, она может лопнуть. Как это получается, можно наблюдать при помощи мыльных пузырей. Дети выдувают мыльные пузыри, опустив соломинки в стакан с мыльной водой, и наблюдает образование и разрыв пузырей, когда воздуха в них становится много.
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ .
Тема: «Свойства воздуха».
Цель: Закрепление ранее пройденного материала. Показать значение воздуха в жизни человека. Использование свойств воздуха
Оборудование и материалы: Для всех детей: стакан, губка, кирпич, земля, тазик с водой, квадратные лоскуты какой-нибудь ткани с привязанными к кноцам четырьмя нитями длиной 20-25 см, кубик с крючком, полоски бумаги. Для воспитателя – те же предметы, а для демонстрации рисунки с изображением ветряной мельницы, парусного судна, опускающего парашютиста, вертушка-ветрячок
Ход занятия. В-тель просит детей ответить на вопрос: «Где есть воздух?» По ходу ответов детей он требует опытного доказательства присутствия воздуха в тех или иных предметах. Затем в-тель просит взять полоски бумаги и подуть на них. Полоски отклоняются. Вместе с детьми из этого опыта делается два вывода: воздух может перемещаться (двигаться); когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы.
В-тель показывает детям рисунки с изображением ветряной мельницы и парусного судна, рассказывает, как они приводятся в движение ветром. Далее следует показать рисунок с парашютистом и рассказать, как парашют помогает парашютисту спускаться.
Затем в-тель предлагает детям наблюдать, как быстро падает кубик, выпущенный из рук. Потом к крючку кубика прикрепляют «парашют» - квадратный кусок ткани, к углам которого привязаны четыре нити. Дети становятся на стулья, поднимают «парашют» вместе с прикрепленным кубиком и выпускают его из рук. Наблюдают достаточно медленное падение кубика. В-тель еще раз объясняет, почему кубик движется медленно и почему удар его об пол значительно слабее, чем в первом случае.
В-тель показывает знакомую детям игрушку – вертушку-ветрячок и спрашивает, что заставляет её вращаться. После выяснения того, что вертушку вращает воздух, дети начинают заготавливать материал для изготовления вертушки в свободное от занятий время.
При организации занятий учитывается, что формирование правильных представлений зависит от правильного отражения ребенком предметной ситуации. Именно поэтому фундаментом каждого занятия служит самостоятельный эксперимент и обработка его результатов. Во время з-ия ребенок вовлекается в «проблемную ситуацию». Эта ситуация воспринимается им как противоречие между имеющимися знаниями и такими явлениями действительности, которые ему незнакомы. Ребенок находит удивительное в том, что ранее ему казалось обыденным. В знакомых, много раз виденных явлениях он замечает неожиданное и странное.
На занятиях такого рода дошкольник проходит путь от живого созерцания к абстрактному мышлению. При этом знания ребенок получает не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности, в процессе оперирования предметом изучения.
Анализ занятий показывает, что эксперимент, проводимый ребенком, является не только процессом сообщения новых знаний. Определенные отношения действительности, новые свойства вещей, ранее ребенком не замеченные, теперь начинают выступать для него на первый план. Формируется правильное мышление.
Самостоятельное решение экспериментальных задач умышленно предусматривает отсутствие объяснений. Дошкольникам предоставляется возможность производить самостоятельный поиск. Этот путь дает ребенку определенные способы опробования и познания объекта.
Проникновение ребенка в сущность физического явления – это не только процесс овладения знаниями, не только развитие способов мыслительной деятельности, это еще и сложнейшие процессы формирования определенных качеств личности, процессов психического развития. Это еще и обогащение его чувств, формирование духовного мира, расширение интересов ребенка.
|
|
|