|
Обычаи и традиции о чайной церемонии у калмыков
Обычаи и традиции
О чайной церемонии у калмыков.
Ці шиœгн болвчн
Цаган дееš
Цаасн нимгн болвчн
Номин кґлгин
Калмыкам известна легенда, в которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы. Легенда была записана автором статьи в 1980 году от информатора Овшин Эренжен (1918-1988 гг.). Вариант данной легенды имеется в сборнике «Хальмг туульс» (т. 3, Элиста, 1972, с. 6). В ней говорится, что однажды Цзонхава занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его «божественным» (деедсин идян), и порекомендовал Цзонхаве употреблять его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указание лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца Барса по лунному календарю. Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю, он повелел всем верующим в этот день поставить Бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год (нег нас зуух) и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже Хальмг ця (джомба).
С тез пор калмыки по преданию стали отмечать Зул, на котором самым почитаемым блюдом стал калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении стали ежедневно совершать чайный ритуал подношения Божествам.
В другом предании (Хальмг туульс, т 2. Элиста, 1968, с 222-223 ) говорится, что чай был известен задолго до того, как наши предки приобщились к мясным блюдам; тогда существовал запрет на прием мясной пищи. И вот один лама решил создать растительную пищу, которая не уступала по калорийности мясным блюдам. С этой целью в течение тридцати дней он читал специальную молитву. Согласно легенде, на тридцатый день благодаря молитвенным взываниям ламы чудодейственная культура проросла. Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С чего начинался обычный день калмыка, без чая не обходится ни один праздник.
Особое отношение к чаю, как к «божественному напитку» определило специфику чайного ритуала калмыков. Существует множество канонов, связанных с церемонией приготовления и подношения калмыцкого чая. Мы остановимся на некоторых из них.
Считается хорошей приметой, когда человеку посчастливилось попасть к кому-нибудь на утренний чай. По этому случаю, хозяева дома говорят: «Сін кўўні амн тоста» (Хороший человек всегда попадает на сытную пищу). Хозяева специально приглашают вошедшего принять участие в утреннем чаепитии. Как правило, от такого приглашения калмыки никогда не отказываются, потому что с утренним чаем, связывают благополучное решение начатых дел, что подтверждается народной мудростью» Ґрўн ці ууєад орхла, керг кўцх» (Если с утра выпьешь чай, дела исполнятся)
Предложить несвежий чай даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему.
Каких же правил должна придерживаться хозяйка при приготовлении и подношении калмыцкого чая?
1. Во- первых запрещалось кипячение воды без чайной заварки. Обычный кипяток употреблялся в исключительных случаях: во время болезни, крайней нищеты и т. д. Предупреждая возможность подобного, воду кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чайной заваркой, каплей молока)
-
Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца. В основе данного правила просматриваете солярный культ, имеющий огромное значение в духовной жизни калмыков. Думается, что, совершая круговые движения, люди надеялись, что жизнь и все добрые начинания будут необратимо двигаться вперед согласно законам диалектики.
После того, как чай хорошо заварился (Агнь єарєад), его солят, добавляют по вкусу молоко, мускатный орех, толченный в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают с помощью половника.
Первая порция приготовленного чая преподносится в качестве подношения (дееš)
бурханам. Чай наливается в жертвенную чашечку, которая постоянно должна находиться на алтаре. По истечении определенного.времени этот чай отдавали детям, в основном мальчикам.
-
Известно, что калмыки поклонялись солнцу, луне, почитали землю. По этой причине они регулярно совершали жертвоприношения небесным светилам, земле небесным светилам, земле и по-особому относились к предметам, формы которых напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещалось наступать на порог с круглым основанием, держать дома пиалу с обломленными краями. Посуда, предназначенная для гостей, должна соответствовать канонами традиционного этикета. В калмыцкой пословице говорится (Хотын сііг кўўнд ґг) (Лучшую пищу отдай гостю). Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Гость вполне мог отказаться от чая, если оно подается в пиале с отломленными краями (Кемтрхі ааєд), если подносящий опускает в пиалу указательный палец (ааєин ам чавчад бірхлі)
Человек, подносящий чай должен держать пиалу обеими руками (на хадаке - в особых случаях) на уровне груди, тем самым, демонстрируя свое уважение и сердечное расположение гостю. Раньше ритуал подношения совершался в коленопреклоненной позе. Поскольку предки пили чай, сидя на земле за низеньким столиком (ширі).
7. При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих: сначала чай
подают старшему по возрасту, независимо от того, является ли он гостем, родственником или еще кем-то. Если адресатом является духовное лицо, важный государственный чиновник, то ритуал подношения совершается хозяином дома.
8. Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным
пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание (йорял), в котором добрые пожелания адресуются самому напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству. В йоряле говорящий упоминает, как правило, и себя.
Выпив чай, калмыки возвращают, пустую посуду хозяину. Запрещалось переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как проклятие.
Чайная церемония - это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика национально характера калмыков их религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков.
|
|
|