Главная страница

Культура речи


Скачать 0.68 Mb.
Название Культура речи
страница 4/4
Дата 27.02.2016
Размер 0.68 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4

Творческие рассказы


Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес. 

Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой

Средняя группа


В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства.

Как и в младшей группе, воспитатель называет жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра.

Тематика литературных произведений более разнообразна.

Однако в средней группе можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, «чувства поэтического слова».

Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно доставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы.

Например, после чтения сказки «Жихарка» можно спросить: «О чем рассказывается в этой сказке? Кто и чаи понравился? Как можно сказать про Жихарку? Какой он? Какие слова здесьповторяются? Как в сказке говорится про Жихаркину ложку? Какая она?»

Эти вопросы выяснят, поняли ли дети основное содержание сказки, запомнили ли повторы и образное описание Жихаркиной ложки («не простая, точеная, ручка золоченая»), выявят их отношение к героям.

Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки, или другого читаемого произведения, воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественных произведений.

Правильный анализ литературного произведения делает художественную речь достоянием самого ребенка, и в последующем он будет осознанно использовать ее средства, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание.

При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчеркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.

Повторяя текст, дети вначале подражают выразительности воспитателя, но потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использования интонаций, пауз, передавая этим свое отношение к стихотворению, свои чувства и настроения. Конечно, творческие способности в выразительном чтении проявляются здесь в еще очень элементарной форме.

Обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, педагог развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь.

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как ив младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные на занятии.

Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый» спросить: «Почему так назван котенок?» Чтобы детям легчебылоответить, можно рассмотреть игрушку-котенка, показать, какие у него усы, в повторить слова усатый-полосатый. А затем задать другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка? Какой он?» (Мягкий, пушистый, веселый, озорной, забавный.)

Такое закрепление расширяет понятия детей о данном предмете. Они также видят, что слова, относящиеся к одному предмету или существу, можно применить и к другому.

Так происходит активное усвоение слов ипонятий. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка.

При этом следует помнить, что если после чтения литературного произведения надо закрепить название предмета, то подобранные предмета, картишки или игрушки должны быть привлекательными для детей; если закрепляется качество предмета, то оно должно отчетливо выделяться.

В средней группе продолжается подготовка ребенка воспринимать не только эмоционально, нои разумом то, что он слышит, Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.
1   2   3   4