|
Край, в котором мы живем
Конспект занятия по познавательному развитию на тему
«Край, в котором мы живем»
для детей подготовительной к школе группы.
Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес детей к народным традициям и обычаям, к деятельности мужчин и женщин, к красотам природы Севера, животному миру. Продолжать знакомить с народно- прикладным искусством народа ханты.
Развивающие задачи: совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи; расширять и уточнять умение детей использовать в речи простые и сложные предложения; образовывать притяжательные прилагательные с помощью окончаний -ий –ый, образование существительных с суффиксами –онок, -енок.
Воспитательные задачи: воспитание патриотических чувств- уважение к коренным жителям Севера ханты, бережного отношения к природе. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.
Словарная работа: обогащать словарь детей правильными названиями, связанных с северным краем (север, ягель, клюква); названиями предметов, изделий народных умельцев, умении распознавать их свойства и действия (чум, бисер, кисы, малица, нарты) и активизировать слов в устной речи детей.
Предварительная работа: чтение сказок народов Севера «Кукушка», «Айога». Рассматривание иллюстраций о Севере, альбома «Хантыйские орнаменты», экскурсия в музейно-выставочный центр г. Когалым.
Совместно с родителями создание мини-музея по народно – прикладному искусству народа ханты.
Предшествующие занятия: «Моя родина – Россия», по развитию речи «Рассматривание картины «Оленья упряжка», занятие по аппликации «Варежка для Хейро», ручному труду «Кукла «Травяная косичка».
Материал: телевизор, фотографии с изображением природы Севера, оленей, клюквы и т.д; изделия, сделанные из меха и расшитые бисером; платки, аудиокассета «Северная музыка»; визитки, женская малица, кисы, украшения и бисера, нарты; на каждого ребенка ткани разного цвета 13*13 см, 9*9 см, 16*16 см.
Наглядный метод: рассматривание фотографий (слайдов), экспонатов мини- музея.
Словесный метод: объяснение, художественное слово, система вопросов и ответов детей.
Игровой метод: речевые игры- «Чей, чья, чьё?», «Назови семью животных»; подвижная игра «Собери чум» - для развития физической активности.
Ход занятия:
(дети стоят в кругу)
Ребята, послушайте стихотворение:
На Северном крае
Большою семьей
Ребята всех наций живут,
гордятся своею богатой землей
О ней свои песни поют.
О чем это стихотворение? Что значит для вас выражение «северный край»?
Дети: Это край где мы родились.
Воспитатель: А вы хотите узнать что-то новое, интересное о нашем северном крае. Сегодня мы с вами поговорим о Севере. (посадить детей)
( 6- 7 картинок разных регионов России).
В: Ребята, на экране вы видите фотографии с разных мест нашей страны.
Выберите те фотографии, на которых изображен наш северный край. Объясните свой выбор.
Почему ты выбрал эту фотографию?
Д: На этой фотографии изображена природа Севера. На Севере растут высокие сосны, зимой много снега. Погода зимой морозная, суровая.
В: Почему ты выбрал эту фотографию?
Д: На фотографии - северный олень.
В: А что ты можешь о нем рассказать?
Д: Он похож на лошадку. Шерсть серая, густая, на голове большие ветвистые рога. Широкие копыта позволяют бегать ему по снегу, не проваливаясь, ими же он разгребает снег, чтобы достать корм.
Д: Это- клюква, северная ягода. Она растет на болоте и в ней много витаминов.
В: Ребята, а что вы знаете о ягеле?
Д: Ягель - «олений мох», корм северных оленей. Они добывают ягель, разгребая снег копытами. Летом олени питаются сочной травой, без ягеля олени гибнут от (кишечных) болезней. Сохранять здоровье оленям помогает ягель.
В: В лесу оленям небезопасно. На них очень часто нападают волки. За волками бегут песцы, и летят совы – подбирают остатки волчьей добычи.
А теперь я предлагаю поиграть в игру: «Чей, чья, чьё?»
Дидактическая игра «Чье это?» (образование притяжательных прилагательных).
Рога оленя – (чьи рога?) оленьи
Копыта оленя – (чьи копыта?) оленьи копыта
Жир оленя – (чей жир?) олений
Морда оленя – (чья морда?) оленья морда
Шерсть волка-(чья шерсть?) волчья
Хвост песца – (чей хвост?) песцовый хвост
Мех песца – (чей мех?) песцовый
На экране модель игры «Назови семью животных». Большой квадрат- папа-животное, чуть меньше квадрат- мама-животное, маленький квадрат- детёныш, и два ромбика- детёныши.
Олень, оленуха, олененок, оленята.
Волк, волчица, волчонок, волчата.
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.
Лис, лиса, лисенок, лисята.
Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Я предлагаю продолжить знакомство с Севером.
В: Скажите ребята, какие народы являются коренными жителями нашего края?
Д: Ханты, манси.
В: Сегодня мы поговорим о народе ханты.
У народа ханты есть свой язык, традиции, свой быт, как и у других народов.
В: Как же называется дом, в котором живут ханты?
Д: Чум.
В: А сейчас Рустам расскажет нам, что такое чум и из чего состоит. (Показ макета чума:
Рустам: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой и ставится по кругу. Чум бывает зимний и летний. У летнего чума покрытие из бересты, а зимний чум покрывается оленьей шкурой».
В: Как вы думаете, почему ханты живут в чумах, а не в избе, квартире?
Д: Они часто переезжают с места на место, чум удобнее и его легко собрать и разобрать.
В: Сейчас проверю, были ли вы внимательны. Какой чум изображен на макете?
В таком чуме живут всей семьей. Как вы думаете, чем занимается женщина - хозяйка?
Д: Варит еду, убирает в чуме, плетет из бисера, шьет одежду, смотрит за детьми.
В: И у хозяина - мужчины много работы, чем он занимается?
Д: Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.
В: Дети, ответьте на хитрый вопрос: «Найдите два слова, которые спрятались в слове «рыболов»?
Физминутка:
В: Ребята, давайте поиграем в знакомую вам игру «Собери чум». Сначала, разделитесь на три дружные команды.
Мы с вами недавно посетили музейно-выставочный центр. Экскурсовод рассказал нам очень много интересного. В нашей группе тоже есть музей и свои экскурсоводы! Нашими экскурсоводами будут: Иванна, Кирилл и Лиза (прикрепить бейджики).
В: Иванна, приглашайте ребят.
Иванна: Ребята, мы приглашаем вас в музей.
Лиза: Проходите. Мы надеемся, что вам у нас понравится.
В: Слушайте их внимательно. Рассказы «экскурсоводов».
1. Это - нарты. Они похожи на санки. У нарт, как и у санок, есть полозья. С помощью полозьев они передвигаются. Есть место для сиденья и груза. Нарты делаются из дерева, без единого гвоздя, поэтому они легкие и удобные в обращении. Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.
2. А это национальное платье девочки.
Это украшение носят молодые хантыйские девушки. Женщины украшают наряды узорами из бисера. Каждый узор, как вы уже знаете, имеет свое название.
Черная птица
Меня не боится
Моргнет удивленно
И каркнет ... ворона.
Всех зверей она хитрей
Шуба рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Это хитрая ...лиса.
Наступил мой каблучок на березовый …сучок.
3. Перед вами женская шуба из оленьего меха - малица.
В: На женской малице разрез спереди и нет капюшона, и надевают женщины как пальто. А еще малицу очень красиво и ярко украшают бисером.
Реб.: А что такое бисер?
Лиза: Это мелкие разноцветные бусинки.
На этой картинке мужская малица с капюшоном.
Реб.: А почему мужчины не носят шапку?
Лиза: Они много времени проводят на улице, чтобы их не продуло ветром, мужчины надевают капюшон от малицы. Поверх малицы мужчина надевает широкий пояс.
В: Чем отличается мужская от женской малицы? (ответы детей)
Лиза: На ноги ханты надевают длинные сапоги, сшитые из оленьего меха – это кисы. В нашем музее есть мужские кисы.
Экскурсовод Кирилл: Понравилось вам в нашем музее?
В: А сейчас ребята я приглашаю сесть за столы.
На прошлых занятиях мы познакомились с орнаментами народа ханты, а также учились делать куклу «Травяная косичка».
Сегодня я предлагаю смастерить «Куклу-Клюквинку». Работаем в парах. У вас на столах три куска ткани разных по величине и по цвету. Накладываем на средний лоскуток самый большой, таким образом, чтобы их уголки не соединялись. Далее кладем на них кусок ваты. Договоритесь, чтобы один - держал куклу за голову, а другой - завязывал оставшийся лоскуток ниткой. Далее повязываем платок на голову кукле. И наша Кукла-Клюквинка готова. Как вам известно, хантыйскими куклами разрешено играть только в светлое время суток.
Итог занятия: Что нового и интересного узнали на занятии? (Ответы детей).
- Мне хотелось бы ребята, чтобы вы проявляли уважение к коренным жителям Севера, интерес к их жизнедеятельности и любили не только родной край, в котором мы живем, но и нашу большую необъятную страну под названием Россия.
|
|
|