|
Консультация для родителей «Такие разные – мы»
Консультация для родителей
«Такие разные – мы»
«Ну, давай же скорей! Что за капуша! Быстрее! Сколько раз повторять! Я жду! Ну поторопись, же. Скорее! Считаю до трех: Мы опоздаем!
Кто не слышал подобных уговоров во время подъема и одевания ребенка или по пути в детский сад, а то и просто за едой, за умыванием, на прогулке! Нарастающее раздражение матери, её сердитые интонации, гнев и, наконец, отчаяние опоздали!-всё разбивается о неторопливость ребенка, не дает ни малейшего эффекта. Малыш только ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит,всё глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действуеет все медленнее и медленнее. И никак не надевается носок, не завязывается ботинок, не застегиваются пуговицы, а когда наконец долглжданный результат достигнут, оказывается, что носок надет пяткой вверх, ботинок не на ту ногу, а пуговицы застегнуты криво. Дальнейшее зависит от маминого темперамента и исчерпывается, в общем, двумя основными вариантами: мама, либо обреченно вздохнув: «Ох ты, горе мое!» быстро передевает сына или дочку сама, либо с криком и подзатыльниками (абсолютно безуспешно) пытается снова добиться этого от ребенка и опять в конечном счете делает все за него. И в том и в другом случае гарантированно испорченное настроение у обоих, сознание собственной неполноценности у ребенка выраженное недовольство им и скрытое недовольство собой у матери. Естественно, такие ежедневные повторяющиеся сцены не способствуют благоприятному развитию взаимоотношений матери и ребенка. Растет внутренняя напряженность, учащаются конфликты связанные не только с описанными ситуациями, когда ребенок не поспевает за требованиями взрослого, но и с другими, самыми различными поводами.Почему же это продолжается годами и становится привычным во многих семьях?Да такой уж он у нас мямля-говорят некоторые мамы, сумевшие хотя бы осознать этот не очень приятный факт.Ответы же тех, которым не удалось понять, что эта особенность ребенка-это типичное индивидуальное качество; гораздо разнообразнее и варьируется от недоуменного «кто его знает» до агрессивного, он с самого рождения всегда и все делает мне назло. В легких случаях достаточно мягкого терпения и помощи, например от спокойной бабушки, и все трудности постепенно сглаживаются сами. В сложных случаях возникают стойкие невротические реакции сначала у ребенка, позже у матери конфликты учащаются.В итоге ребенок попадает в разряд трудных, упрямых. Страдает его нервная система.Это оказывает влияние на развитие ребенка.
А вот противоположная картина: Ты куда? Ну сколько можно беситься! Ты что не видишь, куда идешь? Опять,ты весь вывозился! Прекрати бегать!
Такие тирады сопровождают жизнь ребенка, другого типа, назовем его шустриком. Его родители даже завидуют родителям спокойных, малоподвижных детей. С них глаз нельзя спускать. Они вечно в движении, всюду лезут, все трогают, бросают. Это дети, которые до самой школы только и бегают. В школе их подстеригают беды, часто попадают в разряд трудных. Что же это за дети «шустрики» и «мямлики».
Подобные особенности поведения-гиперактивность у «шустриков» и замедленность у «мямликов» - во многом обусловленны физиологически. Всех причин не перечислить. Вот факторы, вызывающие нарушения поведения детей:
-токсикозы у матери в период беременности
-инфекционные заболевания перенесенные матерью
-постоянные или разовые воздействия вредных химических веществ
-родовая травма
А бывает, что какие-то отклонения появляются, но совсем не те, которые можно было предположить. Но в любом случае, если ваш ребенок ярко выраженный «шустрик»-непоседливый, неугомонный, подвижный-или типичный «мямлик»-медлительный, задумчивый, помните что это не просто дурной характер, который вам хочется обязательно переломить. Детям «мямликам» требуется постоянная терпеливая и ненавязчивая помощь. Его нельзя подгонять,одергивать, ругать за неудачи.Другого рода трудности возникают у детей «шустриков»-быстрые подвижные непоседы, они доставляют взрослым немало хлопот. Их трудно приучать к порядку. Занятия проводимые в детском саду, дома, а впоследствии в школе, часто оказываются для них тяжелым испытанием,они обладают повышенной возбудимостью.
Основное, что следует помнить в отношении как «шустриков» так и «мямликов»-это то, что последовательное, педагогическое руководство с учетом психофизиологических особенностей таких детей тем эффективнее,чем раньше начато и чем последовательнее осуществляется. Главную роль при этом конечно может сыграть семья-внимательная мама, терпеливый папа, мудрая бабушка и их совместные, объединенные усилия.
|
|
|