|
Конспект родительского собрания Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи.
|
Тема: Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики для развития речи детей.
Задачи:
1. Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике.
2. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи.
3. Показать и научить родителей игровым приемам.
Форма проведения. Круглый стол
Предварительная работа: объявление о собрании, индивидуальные беседы, анкетирование, консультации для родителей: «Играем пальчиками», «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями», «Игры для детей дома», консультация логопеда «Веселый язычок», изготовление подарков для родителей руками детей с использованием круп.
Оборудование: дидактические игры для развития мелкой моторики рук: шнуровки разной направленности, втулки, массажеры для рук, игрушки с пуговицами, застежками и кнопками, коробочки с бисером и бусинками; зеркала, картотека «Веселого язычка», аудиозапись «Звуки природы».
Повестка собрания:
1. Влияние пальчиковой и артикуляционной гимнастики на развитие речи детей.
2. Показ с детьми комплексов пальчиковых игр и комплекса артикуляционной гимнастики.
3. Награждение родителей благодарностями за помощь детскому саду и воспитателям в организации учебного и воспитательного процесса в группе «Непоседы».
4. Награждение родителей сертификатами участников конкурса поделок и рисунков на тему «Большая семья».
5. Подготовка к Новому году: костюмы, подарки детям, утренник.
Ход собрания.
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленное движение, т.е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Что же это такое – артикуляционная гимнастика?
Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.
Что на ваш взгляд является органами речи?
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть нарушения звукопроизношения.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.
Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.
Сейчас покажем, как мы это делаем с детьми и я советую проделать то же самое с нами.
1. «Забор» 2. «Слоник» 3. «Качели» 4. «Часики» 5.» Лопата».
Чистоговорка: са – са - са – укусила оса, сы – сы – сы – больше нет осы.
Скороговорка: Из-под топота копыт пыль по полю летит.
Сейчас мы сразу вам покажем и пальчиковую гимнастику, а после я расскажу, что эти гимнастики между собой связывает.
1. «Ладошка», 2. «Щенята», 3. «Грибы».
Уже доказано логопедами, психологами и другими учеными, что развитие речи находится в прямой зависимости от степени развития моторики руки. На кончиках наших пальцев находятся нервные окончания, и когда мы их раздражаем, т.е. делаем массажные движения, выполняем мелкую работу пальчиками, то этот сигнал поступает в отделы головного мозга, в ту самую часть, которая отвечает именно за развитие речи. В свою очередь этот сигнал передается в следующий отдел мозга, который отвечает за память, затем за мышление и т. д. Казалось бы, мы всего лишь поиграли с пальчиками, зашнуровали ботинок, перебрали крупу, нанизали бусинки на леску и вот ребенок уже легко запоминает стихи, более внимателен при прослушивании сказки или рассказа. В это же самое время мы подготавливаем мышцы артикуляционного аппарата и у нас активизировались другие области головного мозга. Всё просто! Нужно всего лишь 10-15 мин по 2-3 раза в день. И вы увидите, как ваш ребенок стал говорить чище, он стал внимателен, и вам уже не приходится тратить 2-3 дня на заучивание четверостиший.
Какие игры на ваш взгляд могут помочь развитию мелкой моторики в повседневной жизни?
3. Награждение благодарностями и сертификатами родителей.
4. Подготовка к празднику: костюмы, подарки для детей, утренник.
Уважаемые родители! Благодарим вас за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!
|
|
|