Главная страница

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников Кузьмина Светлана Михайловна, учитель информатики мноу «Гимназия №1 города Белово»


Скачать 0.53 Mb.
Название Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников Кузьмина Светлана Михайловна, учитель информатики мноу «Гимназия №1 города Белово»
страница 2/3
Дата 28.02.2016
Размер 0.53 Mb.
Тип Реферат
1   2   3

Заключение



Проблема нравственного воспитания детей младшего школьного возраста имеет свою актуальность и является важной задачей образования.

В процессе проведения исследования было установлено, что нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Также бурно начали развиваться новые информационные технологии и внедрение их наложили определенный отпечаток на развитие современного школьника.

Компьютер, в свою очередь позволяет усилить мотивацию к учению, выработать положительное отношение к учебе, активизировать содержательную, операционную сторону процесса обучения, дает возможность оптимально дифференцировать ученическую деятельность школьников. Доказать все выводы можно с помощью эксперимента. Играя школьники не просто механически, но подражанию или образцу, выполнение отдельных операций, они учатся ставить игровую цель и находить способы и реализацию в различных условиях.

Таким образом с целью обоснования роли компьютерных игр в развитии нравственной воспитанности было проведено исследование, которое доказало, что использование компьютерных игры на уроках развивая нравственное воспитание младших школьников, моральные ценности.

Компьютерные игры дают положительную оценку, так как с помощью них у младших школьников вырабатываются личностные качества, такие как, решительность, терпеливость, эмоциональная устойчивость, смелость, мотивация к достижению успеха, знание основных моделей жизненного поведения и умения решать трудные жизненные задачи. Таким образом игры содержат достаточный потенциал для коррекции основных эмоциональных нарушений, а также вырабатываются необходимые личностные качества.

Именно все это послужило для выбора темы «Влияние компьютерных игр на эмоциональную сферу младших школьников».


Список литературы


  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Просвещение, 1997. – 7 с.

  1. 11. Маргулис Е.Д. Компьютерные игры в учебном процессе // Советская педагогика. – 1989. - №4 – 15 с.

  2. Бильтюнов А.П. Информатизация образования в Удмурдском университете // Программированное обучение и компьютеризация в учебном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. - Ижевск: изд-во Удмурдского ун-та, 1996. - 100с. - С. 10-11.

  3. Буняев М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем. Дисс. д.п.н. - М., 1992. - 350с.

  4. Василенко Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Дисс. к.п.н. - СПб., 2001. - 202с.

  5. Василенко Н.П. Диагностика, информационное и комбинированное обеспечение непрерывного повышения квалификации. Автореф. дисс. к.п.н. - Ростов-на-Дону, 1997. - 24с.

  6. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных игр // Информационные технологии. - 1998. - №6. - С. 44-47.

  7. Демушкин А.С., Кириллов А.И., Сливина Н.А, Чубров Е.В., Кривошеев А.О., Фомин С.С. Комплексные обучающие программы // Информатика и образование. - 1995. - №3. - С. 15-21.

  8. Исакова Л.С. Разработка комплексной системы обучения с использованием персонального компьютера в начальной школе. Дисс. к.п.н. - Владикавказ, 2000. - 200с.

  9. Казакевич В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика. - 1998. - №6. - С. 43-47.

  10. Козлова Г.А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения. (По материалам зарубежных публикаций). Дисс. к.п.н. - М., 1992. - 203с.

  11. Лыскова В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды. Автореф. к.п.н. - Тамбов, 1997. - 24с.

  12. Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения. Дисс. д.п.н. - М., 1991.

  13. Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. - Киев: Высшая школа, 1987. - 223с.

  14. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192с.

  15. Могилев А.В., Титоренко С.А. Дидактические принципы компьютерного обучения // Педагогическая информатика. - 1993. - №2. - С. 10-16.

  16. Седых С.П. Компьютерная технология подготовки и проведения учебных занятий. Дисс. к.п.н. - 1 том. - Краснодар, 1999. - 186с.

  17. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. - 2001. - №4. - С. 55-62.

  18. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993

  19. Кравцова А.Ю. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики // Информатика и образование. – 2004. - №5 – 125с.

  20. Кулагина И.Ю., Комацкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – 128 с.

  21. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 432 с.

  22. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер, По ред. Е.К. Хеннера - 2 изд. – М.: Изд. центр . «Академия», 2001 – 672 с.

  23. Немов Р.С. Психология учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1 общее основы психологии – М.: Просвещение, Владом, 1994 - 386 с.

  24. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психологического факультетов, университетов. – М.: Изд. центр «Академия», 2003 – 358 с.

  25. Технологии обучения: сущность, опыт и проблемы развития. - М., 1997

  26. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.,1 990

  27. ., 1999. - 166с.

  28. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1989

  29. Фейдимен Дж., Фрейгер P.M. Личность и личностный рост. - М., 1994. Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995

  30. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998

  31. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 308 с.


Приложение 1

Описание компьютерных игр

Мозаика.

В программе играющему предоставлено на выбор большое количество картинок, которые автоматически разбиваются на одинаковые фрагменты для того, чтобы потом ребенок собирал из них рисунок. При желании можно менять цвета и формы этих фрагментов мозаики. А еще «Мозаика» поможет вашему ребенку осваивать управление компьютером, заложит первые навыки и научит быть настоящим пользователем персонального компьютера.

Кроме того, у вас есть возможность развлечь вашего малыша, сделав основой для мозаики какую-либо другую картинку, например, знакомую ему.

Развивай-ка. Обучение с приключениями.

Для самых маленьких существует целая серия детских компьютерных игр – "Развивай-ка". Именно на 6-х летних детей и ориентирован первый диск из этой коллекции: «Развивай-ка детям 6 – 7 лет». Он включает в себя уроки рисования, задачки на логику, способствует развитию музыкального слуха, координации и восприятия и состоит из нескольких уровней сложности. Знания подаются легко, непринужденно и в игровой форме.

"Развивай-ка для маленьких школьников".

Ориентирована на ребят, которые скоро пойдут в школу (6-7 лет). Игры, представленные на этом диске, дадут основные понятия, необходимые для эффективной учебы в начальной школе. В веселой и непринужденной форме развиваются логическое мышление, словарный запас, зрительная память, координация движений. Лучший подарок для маленьких школьников!

«Развивай-ка для первоклашек».

Рассчитанная на возраст 5-7 лет. Разработчики этой серии игр говорят: «Веселые и интересные игры, представленные на этом диске игры первый помогут изучить русский язык, математику, изобразительное искусство. Специально разработанные специалистами-педагогами, эти игры эффективно дополняют учебу, способствуя развитию логического мышления и памяти. Пополняют словарный запас первоклассника, дают основные математические понятия».

Серия детских игр «Паны и Пани» .

Это песни, игры, загадки. Веселые человечки не дадут скучать вашему малышу. Каждый персонаж наделен определенными чертами характера да и говорящие фамилии героев заставят улыбнуться и взрослых, и детей. Пани Соображалкина – умная дама, пан Шумелкин – озорник, Пан Обжоркин – любит поесть, Пан Спотыкашкин – часто спотыкается и попадает впросак. В маленьком городке постоянно происходят забавные события, в которых сможет участвовать ваш ребенок. "Паны и Пани" - не только веселое, но и полезное занятие

«Смешарики. Круглая компания».

Новая компьютерная игра для детей от 5 до 8 лет, сделанная по мотивам одноименного популярного мультсериала. В увлекательной форме она знакомит детей с основными понятиями цвета, формы и объема, помогает развить навыки слуха, мелкую моторику, тренирует наблюдательность и реакцию. Игра очень веселая и добрая, к ее отличительным особенностям относятся:

  • впервые в истории компьютерных игр! возможность контроля над временем игры (встроенный устанавливаемый таймер)
    - статистика успехов ребенка
    - физкультминутки, которые проводит для детей персонаж игры кролик Крош
    - аудиосказка и песня, караоке и флэш-комикс.

    «Детство мапетов».

Серия компьютерных игр для самых маленьких детей . Флора и фауна, форма и цвет, вода, земля и воздух - обо всем поведает игра в самой легкой, доступной и интересной для самых маленьких детей форме. Уровни сложности в игре можно настраивать. Серия включает в себя игры: "По воде, земле и воздуху", "Хочу все знать!", "Форма и цвет", "Флора и Фауна".

«Самолетик Джей».

Это компьютерная игра, помогающая ребенку изучить природу- окружающую среду и животных -на наглядных примерах. Игра также способствует изучению чисел и выполнению простых математических действий в непринужденной игровой форме, развивает пространственное и логическое мышление детей. Удобные и понятные инструкции, веселая музыка и яркая графика не оставят равнодушными вашего ребенка!

Приложение 2

Тест на выявление интереса


  1. Что больше всего тебя привлекает в школе?

          1. Общение с друзьями

          2. Получение оценок

          3. Узнавание нового

          4. Сам процесс учения

          5. Самостоятельная работа

  2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным?

  3. Какой предмет предмет тебе кажется наиболее интересным?

  4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для подготовки к жизни после окончания школы?

  5. Какие учебные предметы надо бы включить в обучение?

  6. Какие твои занятия на досуге?

          1. Чтение

          2. Трудовые занятия

          3. Участие в художественной деятельности

          4. Занятия, каким – либо искусством

  7. Какая работа тебе больше нравится:

          1. Работа с людьми

          2. С предметами

          3. Работа в коллективе

          4. В одиночку

          5. сидячая работа

          6. подвижная работа

          7. требующая физическая сила

          8. что – то другое

Обработка данных опроса

Обработка данных осуществляется на основе качественного и количественного анализа с целью выявить выявления учебных и внеучебных интересов, склонностей учащихся.

Количественная оценка – определение частоты называния каждой позиции по итогам ответов всех учащихся класса.

Условно формализовать ответы можно с помощью балльной оценки, исходя из следующий допущений:

  1. в вопросах, предполагается выбор одного или нескольких позиций из ряда предложенных, каждый выбор оценивается в 1 балл.

  2. Если вопросы касаются самостоятельных выдвижений позиций например: № 2, 3, 4, 5 то в этом случае каждая позиция оценивается в 2 балла.

Интервалы состояний интересов:

Высокий 50 – 62

Достаточно высокий 40 – 49

Средний 30 – 39

Ниже среднего 19 -29
Высокий интерес.

Многие стороны школьной жизни являются привлекательными. Ряд школьных предметов, в том числе и трудных, вызывает повышенный интерес. Свободное время заполнено различными занятиями, в том числе и трудовыми. Много времени отводиться на чтение книг.

Достаточно высокий.

В целом в школе интересно учиться, и общаться с друзьями, хотя есть скучные предметы. В свободное время иногда выполняет трудовые дела, читают книги, но большое время отводиться на развлекательные виды отдыха.

Средний.

Школа привлекает лишь некоторыми позициями. Среди учебных предметов есть интересные, но большинство не привлекает внимания. В свободное время чаще слушают музыку и просматривают детские телепередачи, хотя иногда оказывают помощь родителям по дому. Книги читают редко.

Ниже среднего.

В школе им неинтересно. В основном скучно на уроках. Родителям дома не помогают. Больше всего времени проводят на улице с друзьями, книги в основном не читают.

Диагностика воспитанности Р. Кеттела
Данная методика являющется оригинальной и специально разработанной для детей дошкольного и младшего школьного возраста, представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта.

Описание теста

Тест включает в себя шкалы, соответствующих основным чертам воспитания ребенка. Каждая черта (фактор) может, быть как положительной, так и отрицательной.

Ниже приводится описание 11 личностных черт. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и дается краткое качественное описание. Названия большинства черт односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия ». Предполагается, что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой же шкалы, — интроверсия, и она имеет место' тогда, когда экстраверсия у ребенка относительно слабо развита.

Черта I. Экстраверсия

Высокие баллы по соответствующей шкале — 8-Юбаллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим — от 1 до 3 баллов. Ребенок с высокой оценкой, по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. Ребенок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.
1   2   3