|
Игра помогает воспитывать интерес детей к природе
ИГРА ПОМОГАЕТ ВОСПИТЫВАТЬ
ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ
(дидактические игры)
Педагог дополнительного образования
Лидия Ивановна Копылова
Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге взрослые играют с ребенком в эти игры в соответствии с их правилами. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Малышам 3-4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру – это улучшит восприятие их формы. Затем хорошо было бы вместе рассмотреть кубики. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что на каждой стороне кубика представлены детали разных картинок. Далее взрослый учит малыша, как, глядя на картинку-образец, повернуть все кубики так, чтобы их верхняя сторона отображала детали этой картинки. Затем обучает складывать картинки по образцу. Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.
В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.
Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.
– Давай с тобой поиграем, – говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.
Она кладет ему в рот кусочек морковки, которую крошит для супа. Внук хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно – у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать ее характерные признаки: твердая, хрустит, когда ее ешь, сладкая.
Дальше она кладет ему в рот то лук, то капусту, то свеклу, то веточку укропа, то кусочек хлеба или щепотку сахара. Внук отгадывает и говорит, как он распознал «съедобную» загадку.
В другой раз бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру «Из него состоит винегрет». Отгадав овощи по вкусу, внук должен подвести итог: сказать, что же кладу в винегрет.
Аналогичным образом ребенку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко, или морковку, или луковицу. Ощупав предмет, он должен отгадать его. Ту же морковь в этот раз можно определить по иным признакам: ее форме (продолговатой, заостренной с одного и округленной с другого конца), твердой и гладкой поверхности. Лук выдает себя круглой формой с нитями-корешками, гладкой поверхностью и шелестом чешуек. Игра тренирует сенсорные способности ребенка и может его долго занимать, если ее разнообразить: класть в руки то хорошо знакомые, то малознакомые предметы, то один плод, то два плода для их сравнения и т.д.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы.
В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с дочкой возвращаются из детского сада и заходят в овощной магазин. Мама видит товар на прилавке и прикидывает, что ей надо купить. Чтобы скрасить ожидание дочки, пока они стоят в очереди, она предлагает ей поиграть.
– Хочешь узнать, что я буду покупать? – спрашивает мама и, получив утвердительный ответ дочери, продолжает. – Я буду загадывать тебе загадки – рассказывать про овощи, а ты по описанию их должна отгадать, что это. Слушай: растет на грядке, в огороде, сидит в земле долго; сама круглая, с хвостиком, твердая, цветом темно-претемно красная. Что это?
Дочка, наверное, отгадает, что это свекла. Если же нет, то мама подсказывает, что ее кладут в борщ или винегрет, и та и другая еда становится от нее темно-красной.
– Слушай вторую загадку: растут они на грядке, но не в земле, а на кустике. Сначала они маленькие, зеленые и твердые, потом становятся крупными, мягкими, красного цвета. Едят с солью.
Девочка отгадывает загадку.
Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребенка, ему нужно тоже предложить придумывать загадки-описания.
– Теперь ты придумай загадку, – говорит мама дочке в магазине. – Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай что-нибудь. Только не то, что я загадывала. Я же попробую отгадать.
Девочка начнет рассказ про капусту или лук, и мама услышит, как трудно ей это дается. Хорошо знакомые, много раз виденные предметы с трудом поддаются описанию, потому что перед ребенком никогда не стояла задача выделить их отдельные качества, признаки, особенности. Обнаружив это, мама предложит такую же игру девочке дома, во время ужина – загадать папе, который не в курсе хозяйственных дел, загадки про овощи, которые были куплены сегодня в магазине. Но описательный рассказ обе ведут уже вместе: дочка начинает, мама добавляет. Девочке интересно узнать, сумеет ли папа догадаться, о чем идет речь, поэтому ей невдомек, что мама исподволь обучает ее искусству рассказывать.
Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки – они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребенку поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом – цветы, насекомые, птицы, в доме – комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.
Словесные дидактические игры учат так же детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Вот некоторые из них.
«Когда это бывает?» – взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например:
– Идет снег … зимой;
– Радуга на небе … летом, и т.д.
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, яблоко, апельсин и т.д.).
«Что бывает желтое в природе?» (одуванчик, лимон, груша, осенние листья и т.д.).
«Что это такое?» – взрослый называет растение или животное, ребенок – общую группу, к которой они относятся. Например:
– Воробей … птица;
– Олень … зверь, и т.д.
«Что третье?» – взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий. Например:
– Ромашка, колокольчик … клевер;
– Ворона, голубь … сорока, и т.д.
Хорошо влияет на гибкость мышления ребенка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрестно – в разных объединениях. Например, игра «Назови одним словом».
– Собака, кошка, корова … домашние животные, звери;
– Тигр, крокодил, собака … хищники;
– Корова, овца, олень … звери, копытные, растительноядные;
– Олень, волк, заяц … звери, лесные животные.
Во время игры, чтобы она не сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребенка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до 3-х – время, за которое надо ответить или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.
Дидактические игры целесообразно совмещать с движением.
– Я сосчитаю до трех и назову дерево, а ты беги к нему поскорее, – говорит взрослый. – Только смотри, не перепутай, я буду называть деревья: раз, два, три – к березе беги. (ребенок бежит). Раз, два, три – под елку беги (делает то же самое).
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях.
|
|
|