|
Формирование у суворовцев стремления продолжать образование в военном вузе
Формирование у суворовцев стремления продолжать образование в военном ВУЗе
Патраков Александр Михайлович,
воспитатель Московского
суворовского военного училища
В соответствии с требованиями приказа МО РФ и в рамках реформирования концепции военного образования, военно-профессиональная ориентация молодежи рассматривается как одно из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива училища. Одной из основных задач училища является, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, получения обучающими знаний, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях, формировании творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственного значения будущего профессионального выбора.
В « Образовательной программе развития училища до 2020 года», определены критерии эффективности этой работы. Подавляющее большинство наших выпускников (90 %) должны успешно поступить и продолжить обучение в вузах силовых структур РФ, из них 70% в вузах Сухопутных войск. В настоящее время в суворовских военных училищах начинается качественно новый этап формирования устойчивой военно-профессиональной направленности у воспитанников. Этот процесс, включает в себя: военно-профессиональную подготовку; закрепление профессионального выбора, выработку положительной и убедительной мотивации к избранной военной профессии. В современных условиях эффективное формирование военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ достигается не только за счёт совершенствования учебно-воспитательного процесса, но и за счёт работы по формированию активизации их личных качеств.
1.Основные категории и понятия военно-профессиональной ориентации,
какими методами она достигается
Военно-профессиональная ориентация-это система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на формирование у суворовцев готовности к осознанному и обоснованному выбору профессии офицера в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся потребностей в специалистах различного уровня.
Военно-профессиональная ориентация суворовцев имеет цель – формирование у них готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских должностях, и проводится в интересах полного и качественного комплектования вузов курсантами.
Основными методами ознакомительных профориентационной работы являются:
-методы формирования у суворовцев необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок, (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, самостоятельное чтение и др.);
-методы организации познавательной и практической деятельности суворовцев (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
-методы стимулирования ориентации суворовцев на подготовку к военной службе (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);
-методы контроля над ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности). Для формирования военно-профессиональной направленности суворовцев необходимо широко использовать метод убеждения.
Убедить - значит привлечь внимание к идеям, положениям, сформировать интерес к ним, развить желание и потребность овладеть ими, осуществить соответствующие убеждающие действия. Мероприятия по военно-профессиональной ориентации суворовцев должны быть тесно связаны с их военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все проводимые мероприятия по военно-патриотическому воспитанию суворовцев, будут способствовать их формированию и военно-профессиональной направленности. Необходимо использовать эти мероприятия (например, военно-спортивные игры, дни памяти, показ суворовцам воинского мастерства военнослужащих, посещения воинских частей и др.).
2.Работа по профессиональной ориентации и формы работы, применяемые с суворовцами взвода.
Практическое выполнение мероприятий по военно-профессиональной ориентации суворовцев осуществляется в роте. Командир роты непосредственно организовывает и проводит работу с суворовцами по вопросам их профориентации и распределения по военным образовательным учреждениям.
Действуя согласносвоих должностных обязанностей, воспитатель взвода, обязан организовывать и проводить работу с учащимися по вопросам профессиональной ориентации, самоопределению и осознанному выбору профессии.
Одним из главных направлений деятельности воспитателя взвода является оказание помощи суворовцам правильно, в зависимости от степени подготовки, склада характера, деловых качеств, состояния здоровья и психологической готовности, определять будущую офицерскую специальность.
В процессе учебы суворовцам необходимо давать информацию об основных офицерских специальностях, о требованиях, которые предъявляет военная служба к человеку, и на основе этих знаний формировать их отношение к различным видам воинской деятельности, профессиональные интересы и стремление к осознанному выбору профессии офицера.
В училище военно-профессиональная ориентация суворовцев строиться на двух факторах, составляющую информационную и методическую основу ее мероприятий и обеспечивающих всему процессу профориентационной работы необходимую конкретность, целенаправленность, научно-методическую обоснованность.
- во-первых на глубоком знании содержания и условий деятельности по тем военным профессиям, на которые осуществляется ориентация суворовцев, правильных представлений о требовании каждой профессии к психологическим и личностным качествам человека ;
- во-вторых, на умении оценить индивидуально-психологические особенности суворовцев и, учитывая возможные направления их дальнейшего развития, сопоставить с требованиями различных видов воинской деятельности к человеку.
В связи с этим становиться очевидным, что профориентация, как работа по приобщению суворовцев к военным профессиям и специальностям, не может быть направленной и эффективной без знаний и постоянного учета особенностей каждой профессии тех индивидуальных качеств, которые главным образом обеспечивают успешное выполнение обязанностей по ней.
Формирование готовности суворовцев к обучению в ВУЗах осуществляется в процессе всесторонней подготовки: общеобразовательной, военной, физической и психологической. При этом главной проблемой встает необходимость воспитания у суворовцев любви и уважения к военной службе, военному делу, формирование необходимых морально-деловых качеств.
Работа воспитателя по военно-профессиональной ориентации многоплановая. Она включает в себя несколько основных аспектов:
Военно-профессиональное просвещение, которое предусматривает регулярное доведение до суворовцев сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у них знаний о различных видах военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору военной профессии, воинской должности, специальности.
С этой целью с суворовцами взвода мною проводились информирования на тему посвященныеосновным военным профессиональным праздникам и памятным датам: в сентябре месяце «Главная ударная сила Сухопутных войск»», в октябре «Сухопутные войска России», «Космические войска », «Войска связи России», в ноябре месяце «Военная разведка», «История Артиллерии России», «Войска радиационной, химической и биологической защиты». В проведении бесед принимали участие воспитатели и преподаватели ОБЖ проходившие службы в данных Видах и частях ВС РФ.
В целях воспитания интереса и любви к военной службе на занятиях во взводе, большое внимание уделяется воспитанию на героических традициях Российской Армии. Велика сила эмоционального воздействия боевых традиций на сознание суворовцев. Яркие примеры доблести и героизма вызывают восхищение и переживания, побуждают к действиям, равноценным по духу и доблести делам наших предков. Необходимо на протяжении всей учебы суворовцев, формировать у них чувство гордости за принадлежность к армейскому коллективу, разъяснять, что офицер-профессия настоящих мужчин. С этой целью проводились: встречи с участниками боевых действий (ВОВ, Афганистан, Чечня и т.д.), выпускниками суворовского училища, которые служат, и учатся в военных ВУЗах МО РФ. С суворовцами проводились классные часы по теме:«В мире литературных героев по роману Б.Васильва «В списках не значился», просмотр и обсуждение фильма «Офицеры», «Прорыв»,беседы «Подвиг защитников Брестской крепости», «Оборона Москвы», «Мужество защитников Сталинграда», «Дом Павлова».
Важной формой военно-профессиональной ориентации является военно-профессиональное воспитание развитие профессиональных интересов и склонностей суворовцев, достижение осознания ими своих способностей, формирование положительного отношения к военной службе и продолжать образование в военном ВУЗе, мотивов выбора военной профессии, а также получение военно-профессионального начального опыта.
Военно-профессиональное воспитание является частью военно-патриотического воспитания суворовцев и направлено на формирование у них осознанного отношения к военной службе как гражданской обязанности, закрепленного в сознании в виде убеждений, идеалов и социальных установок.
С этой целью, с суворовцами взвода мною проводились, информирование по теме: «Страницы офицерской летописи», «Преимущества военной службы и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей», «Служба офицером-престижно, выгодно, надежно», беседы, «Мир профессии и твое место в нем», «Истоки традиций русского офицерского корпуса», «Российская гвардия», классные часы по теме : «Виды ВС РФ», «Сухопутные войска РФ», «Профессия-Родину защищать», «Офицерский корпус России. История становление и боевые традиции». Суворовцы с ознакомительной экскурсией посетили, 45 полк ВДВ, Бригаду связи специального назначения, Московское пограничное училище, Московское общевойсковое училище,музей ВС РФ, выезжали на экскурсию на Бородинское поле, Александровский сад, на Поклонную гору, музей бронетанковой техники.Суворовцы знакомились с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, участвовали во встречах и беседах с выпускниками МсСВУ, знакомились с биографиями выпускников, героями России, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. С суворовцами регулярно проводятся беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, организуются конкурсы и спортивных соревнованиях, встречах с ветеранами и военнослужащими.
Военно-профессиональное консультирование проводилось с учетом индивидуальных особенностей учащегося, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и профессиональной подготовленности, а также, исходя из требований, предъявляемых к человеку различными видами воинской деятельности. Его цель - на основании определения профессиональной направленности суворовца предоставить ему рекомендацию о выборе военной профессии, воинской должности, специальности, военного образовательного учреждения профессионального образования. В этом активно принимают участие офицеры и психолог роты. Для организации работы по военно-профессиональной ориентации ежегодно уточняется перечень военно-образовательных учреждений Минобороны. Из полученных данных, готовится информационный материал по вузам, включая перечень факультетов подготовки специалистов, экзамены и экзаменационные материалы для поступающих, адреса и контактные телефоны. Справочник используется в индивидуальной работе с суворовцами, а также с родителями и лицами, их замещающих.В роте имеется стенд «Военно-профессиональная ориентация», на котором размещена информация о ВУЗах МО РФ и условиях приема в них.
Психологическая готовность к обучению в ВУЗах МО, чаще всего формируется у тех суворовцев, у которых за время учебы в училище, военно-профессиональная мотивация приобрела устойчивые формы, когда они убеждены в правильности своего профессионального выбора,то они будут идти к намеченной цели до конца, несмотря ни на какие трудности. Так несколько выпускников 2011 года, в связи с тем, что не было набора в военные училища, поступали в гражданские институты, а через год поступили в военные ВУЗы и достойно продолжают в них учиться. И в этом есть результат положительной работы по профотбору,которая проводилась нами с ними во время их учебы.
С целью выявления профессиональной предрасположенности к военно-профессиональной деятельности, в начале учебного года, проводилась диагностика личного состава взвода, методом анкетирования. Анкета для анкетирования была разработана мной самостоятельно, с учетом рекомендаций специалистов психологической службы. ( Приложение № 1).
Исходя из опроса, по итогам этого анкетирования, ответы распределились :
-ВУЗ МО –19 , -Силовые Вузы-17 , -Гражданские ВУЗы-28-Не определились с выбором –36. Промежуточная диагностика, методом анкетирования и индивидуального собеседования проведенная в начале 2014 года показала следующие результаты:
-ВУЗ МО –25-Силовые Вузы-27 -Гражданские ВУЗы-22-Не определились с выбором –26
Немаловажную роль в улучшении показателей, принадлежит внедрению инновационных подходов в работе с суворовцами :
-Проектная деятельность
«Клуб будущих командиров»
-Творческий проект «В поисках своего призвания»
-Клуб доверия
Результаты проводимой работы свидетельствуют о том, что количественно изменились показатели военно-профессиональной направленности суворовцев, благодаря тем мероприятиям, которые проводились с ними в течении года.
Заключение
В этом годубыла проведена работа по формированию электронной базы данных, произведено углубленное социально-психологическое изучение суворовцев взвода, выявлению у суворовцев задатков, увлечений, навыков, способностей и их развитие. Определена и сформирована группа динамического наблюдения, подготовлен и оформлен социально-психологического паспорта взвода.Продолжается изучение индивидуально-психологических качеств учащихся, формирование у них основных общепрофессиональных качеств личности: нравственных, интеллектуальных, волевых и других. С этой целью одновременно усиливается процесс профессионального просвещения.Суворовцы более подробно знакомятся с историей профессиональной деятельности, в том числе, с классификацией офицерских профессий и специальностей, усваивают специфику требований, которые предъявляются к личности человека профессиями и специальностями разных групп. Суворовцы дополнительно привлекаются к самостоятельному получению знаний о профессиях, а также опробованию своих сил при практическом выполнении элементов различных видов деятельности на учебных занятиях, в кружках и секциях, в ходе реализации внеклассных увлечений и т.д.Суворовцы посещают элективные курсы «Красная Армия. Цена победы», « Как наши предки воевали…», «История войн». В настоящее время у подовляющее большинствосуворовцев сформированы первоначальные профессиональные намерения для дальнейшего обучения в военном ВУЗе.Проводимый мониторинг в этом году показал, что в результате совместных проводимых мероприятий с психологом роты, количество суворовцев желающих обучаться в военных ВУЗах МО РФ по сравнению с прошлым годом увеличилось на 6 %, в силовых на 10 %.
В дальнейшем предстоит, с учетом имеющего опыта, углубленное изучения суворовцев и диагностика их профессионально важных качеств, социально-психологическое изучение, освоение новых социальных ролей, развитие потребности в самопознании истремление суворовцев к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Формирование устойчивой мотивации к военно-профессиональной деятельности с этой целью планируется, посещение учебных учреждений и воинских частей, проведения информационно-технологического аспекта, проектной деятельности, ролевые игры и тренинги, посещение суворовцами элективных курсов: «Профессия-Родину защищать», « Как наши предки воевали…», «Офицер- профессия героическая», проведение классных часов «Выбираю профессию офицера», с привлечением ветеранов-суворовцев.
В настоящее время в училище имеется необходимый потенциал для формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников для дальнейшего обучения в ВУЗах МО РФ. Однако для совершенствования данного педагогического процесса необходимо усилить военно-профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса, активизировать использование личного примера командного и преподавательского состава, совершенствовать руководство воспитанием и самовоспитанием суворовцев. Кроме того, важно повысить эффективность отбора абитуриентов поступающих в суворовские военные училища, усилить мотивацию преподавателей на формирование военно-профессиональной направленности у воспитанников.
Приложение 1
Уважаемый друг!
Быть Московским суворовцем – почетно и престижно!
Мы приглашаем Вас к сотрудничеству!
Цель нашего анкетирования – поиск совместных вариантов профессионального выбора.
Отвечая на вопросы, не забывайте о том, что «неправильных» ответов быть не может, могут быть только неискренние.
Просим отнестись к заполнению анкеты серьезно и доброжелательно.
Очень надеемся на Вашу заинтересованность и искренность. Заранее благодарим за работу!
-
Оцените по пятибалльной шкале - нравится ли Вам обучение в училище?
-
Утратили ли Вы интерес к обучению в училище?
Чем Вы увлекаетесь, что Вам интересно?
____________________________________________________________________________________
-
Позволяет ли обучение в училище реализовать себя в дальнейшем?
да
|
нет
|
затрудняюсь ответить
|
Какие профессии Вы считаете самыми важными и значимыми?
____________________________________________________________________________________
(можно выбрать несколько профессий)
6. Кем Вы мечтаете стать? ____________________________________________________________
7. Какую профессию Вам предлагают выбрать родители (родственники)?
___________________________________________________________________________________
8. В какое учебное заведение Вы хотели бы поступить после окончания нашего СВУ?
____________________________________________________________________________________
(можно выбрать несколько вузов)
9. Если Вы искренне ответили на вопросы, укажите свою фамилию, имя, роту и взвод:______________________________________________________________________________
Спасибо за работу!
|
|
|