|
Элективный курс «Трудные случаи орфографии»
Элективный курс «Трудные случаи орфографии»
(9 класс)
Миронова Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
гимназии № 1 г. Белгорода
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным.
Одной из важных проблем в преподавании русского языка в школе является формирование навыков письма. Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку.
Наша русская орфография трудна: большинство русских слов при несоблюдении норм правописания можно написать очень разными способами. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, но необходимо. Программа средней школы по русскому языку рассчитана так, что в ней не уделяется необходимого внимания отработке сложных орфографических правил, соответственно и не дифференцируется охватываемый данными правилами лексический материал по степени трудности его усвоения. Это обстоятельство порождает следующую проблему: несмотря на прилагаемые усилия и большие затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях и навыках в области орфографии школьники не ощущают.
Данный элективный курс призван помочь учащимся овладеть наукой орфографической грамотности при рассмотрении именно трудных случаев орфографии.
Цель элективного курса — содействовать формированию орфографической грамотности учащихся, воспитывать интерес и любовь к русскому языку и понимание того, что необходимо соблюдать орфографические правила как нормы литературного языка, т.к. их соблюдение является показателем общей культуры человека. В соответствии с вышеизложенными целями, основными задачами элективного курса являются:
— Формирование у учащихся умений опознавать, анализировать, классифицировать орфограммы, объяснять их с точки зрения норм правописания;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в практике письменного речевого общения.
Данный курс рассчитан на 32 часа.
Планируемые результаты обучения:
В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
— умение обозначать орфограммы в словах и условие их выбора;
— четко и верно справляться с заданиями по изучаемым темам курса;
— уметь применять на практике те теоретические сведения, которые будут получены в результате обучения;
— активное участие школьников в обсуждении тем;
— расширение кругозора учащихся по основным разделам орфографии.
В течение изучения курса учащимся будут предложены следующие формы контроля уровня достижений:
1) выполнение определенного набора практических заданий;
2) подготовка творческих работ;
3) защита микропроектов ( по изученным темам и разделам).
Учебно-тематический план:
№ п/п
|
Наименование тем курса
|
Всего часов
|
В том числе
лекция практика семинар
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
|
2–3
|
Правописание безударных гласных в корне
|
2
|
|
2
|
|
4–6
|
Правописание корней с чередованием гласных а//о, е//и
|
3
|
1
|
2
|
|
7–8
|
Правописание согласных и гласных в приставках (на з//с, пре//при)
|
2
|
|
2
|
|
9
|
Правописание после приставок ы//и
|
1
|
|
1
|
|
10
|
Правописание после ц ы//и
|
1
|
|
1
|
|
11–12
|
Правописание шипящих
о//е
|
2
|
|
2
|
|
13–18
|
Правописание не с другими частями речи
|
6
|
1
|
5
|
|
19–20
|
Правописание суффиксов существительных
|
2
|
1
|
1
|
|
21–22
|
Правописание суффиксов прилагательных
|
2
|
1
|
1
|
|
23–24
|
Правописание безударных личных окончаний глагола
|
2
|
|
2
|
|
25–26
|
Правописание суффиксов причастий
|
2
|
|
2
|
|
27
|
Правописание безударных окончаний существительных
|
1
|
|
1
|
|
28
|
Правописание безударных окончаний прилагательных
|
1
|
|
1
|
|
29–30
|
Употребление ъ и ь
|
2
|
1
|
1
|
|
31
|
Обобщение изученных тем. Подготовка к защите проекта
|
1
|
|
|
1
|
32
|
Защита проекта
|
1
|
|
1
|
|
Содержание курса
1. Вводное занятие.
«Искусство орфографической грамотности»
Цели курса, план, введение в курс. Необходимость владения орфографической грамотностью.
2–3. «Правописание безударных гласных в корне».
Значение корня слова. Однокоренные слова. Способы проверки написания безударных гласных корня. Виды орфограмм (гласных) в корне. Ударение.
4–6. «Правописание корней с чередованием гласных а//о, е//и».
Выбор букв а//о, е//и. Распознавание слов с чередующимися гласными. Обоснование выбора гласных.
7–8. «Правописание согласных и гласных в приставках на з//с, пре//при».
Выбор букв з//с, пре//при. Способы действия при выборе букв. Значение приставки пре//при.
9. «Правописание букв ы//и после ц»».
Способы выбора ы//и в морфемах слов после ц. Обоснование выбора ы//и в морфемах слов после ц.
10. «Правописание букв ы//и после приставок».
Отличие приставок от других морфем. Понятие русских и иноязычных приставок. Отличие приставок от других морфем. Гласные и согласные буквы в словах перед ы//и.
11–12. «Правописание о//е после шипящих».
Ударение в слове. Корень слова. Другие морфемы. Способ выбора о//е после шипящих. Обоснование выбора о//е после шипящих.
13–18. «Правописание частицы не с другими частями речи».
Правописание не с глаголами, существительными, прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями. Выбор слитного иди раздельного написания не. Формирование навыка обучения орфограммы и условий ее выбора.
19–20. «Правописание суффиксов существительных».
Понятие суффикса как значимой части слова. Роль суффиксов как средства образования новых слов (существительных). Значение суффиксов. Умение и навыки выделять суффиксы существительных.
21–22. «Правописание суффиксов прилагательных».
Понятие суффикса прилагательных как значимой части слова. Роль суффиксов как средства образования новых слов (прилагательных). Умение выделять суффиксы прилагательных. Умение образовывать слова с раздельными суффиксами.
23–24. «Правописание суффиксов причастий».
Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Выбор гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени и перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени. Выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.
25–26. «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Спряжение глагола. Различие глаголов I и II спряжения. Орфограммы в окончаниях глаголов.
27. «Правописание безударных ٱ существительных».
Гласные е и и в безударных существительных. Существительные женского рода. Существительные на — ия, — ие, — ий. Способы действия при выборе орфограммы.
28. «Правописание безударных ٱ прилагательных».
Согласование имен прилагательных с существительными. Определяемое слово. Вопросы от определяемого слова.
29–30. «Употребление ъ и ь».
Разделительные ъ и ь. Знак мягкости согласного. Ъ и ь после шипящих на конце слова.
31. Обобщение изученных тем. Подготовка к защите проекта. Составление некоторых практических советов.
32. Защита проекта.
Литература:
1. Арнохин В.М., Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. — РЯШ. — 1996. — № 3.
2. Краморенко Г.М., Малюшкин А.Б. Орфография: систематизируем знания и готовимся к ЕГЭ. — РЯШ. — 2006. — № 1.
3. Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии. — РЯШ. — 2005. № 4.
4. Львова С.И., Александрова О.М., Рыбченкова Л.М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения. — РЯШ. — 2003. — № 4.
5. Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки 8–9 классы. — Волгоград: Учитель. — АСТ, 2005.
6. Урядникова Т.В., Штильман С.А. Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография. — РЯШ. — 2005. — № 4.
7. Шатова Е.Г. Структурирование и группировка учебного материала при обучении орфографии. — РЯШ. — 2001. — № 2.
Словари:
1. Орфографический словарь.
2. Толковый словарь.
3. Орфоэпический словарь.
|
|
|