Главная страница

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»


Скачать 51.66 Kb.
Название Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Дата 03.03.2016
Размер 51.66 Kb.
Тип Конспект

Конспект организованной образовательной деятельности.
Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и

рыбке».

Программные задачи:

  • учить понимать и оценивать характер главных героев;

  • продолжать учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

  • углублять представления о пословицах и поговорках;

- продолжать расширять словарный запас детей подбором прилагательных к существительному;

- формировать представления о доброте;

- воспитывать отрицательное отношение к жадности (жадность людей справедливо наказывается); умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Активизация словаря: взмолится, откуп, чупрун, кликать, невод.

Материал: иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» (презентация); книга со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; куклы бибабо к спектаклю (бабка, дед).

Предварительная работа: заучивание поговорок о жадности; чтение рассказов В. Осеевой «Три товарища», «Сторож», Т. Пономарёва «Хитрое яблоко»; рассказывание русских народных сказок «Два жадных медвежонка», «Каша из топора»; А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»; чтение стихотворения Я. Акима «Жадина», Е. Благинина «Подарок»; дидактическая игра «Что было до...»; беседа об А. С. Пушкине; беседа о море.

Ход занятия.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Дети, я передаю вам свою доброту, и она идёт от меня к Полине, а от Полины к Даниле и т. д., наконец возвращается ко мне, я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет. А теперь сядем на стульчики.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки. Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина? Чем отличаются сказки Пушкина от других сказок? (написаны в стихотворной форме). Сегодня я предлагаю вам послушать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В сказке вам встретятся незнакомые слова: взмолится - попросит; откуп - подарок; чупрун - чуб, чёлка; кликать - звать.

Чтение сказки. После чтения сказки воспитатель проводит беседу.

- Какие герои живут в этой сказке? Кто из героев вам понравился больше? Почему?

  • Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику. (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)

  • Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?

  • Как вы думаете, почему в конце сказки золотая рыбка выслушала старика и уплыла, ничего не сказав ему? (Зачитывание эпизода сказки).

  • Какая была старуха в сказке? (Жадная, скупая, злая, завистливая, вредная, сварливая, ворчливая). Объясните, как вы это поняли?

  • Каким вам показался старик? Какими словами можно сказать о нём, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый, беспомощный). Объясните, как вы это поняли?

- Чем закончилась сказка? (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)

Физкультминутка.

- Дети, а понравилось ли вам море в сказке? Давайте представим, что мы с вами стали волнами на этом море. Слушайте музыку и изображайте волны, море.

- Дети, мы как будто побывали на море сейчас. Какое было наше море?

- А давайте посмотрим, каким было море в сказке, когда старик пришёл с первой просьбой (показ иллюстраций)?

Вот пришёл он к синему морю,

Видит - море слегка разыгралось...

- А какое сейчас море?

Пошёл старик к синему морю...

(не спокойно синее море.)

- А вот старик пришёл со своей последней просьбой, какое море сейчас?

Вот идёт он к синему морю.

Видит, на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

- Что вы заметили? Почему оно менялось, когда приходил старик с очередной просьбой?

Звучит шум моря. Появляется дед (игрушка бибабо). Воспитатель: Дети, кто это идёт? (ответы детей)

Дед: Опять бабка меня к морю заставила идти. Ей всё хочется больше и больше подарков от золотой рыбки. Но таких людей как моя старуха на земле мало, а больше, каких людей? (добрых) Про доброту писали песни, слагали былины, загадывали загадки, писали пословицы и поговорки. А вы, дети, знаете пословицы о доброте? («Доброму бог помогает»; «Доброе дело и в воде не тонет»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Добрый человек в добре проживёт век»; «Доброго держись, а от худого удались»)

Появляется бабка приговаривая.

Бабка: Я хорошая, добрая, а рыбка желания мои не хочет выполнять.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, бабка, правда, добрая, хорошая? (ответы детей)

Дед: А вы знаете пословицы о таких людях как моя бабка? («Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»; «Жадность - что река: чем дальше, тем шире»; «Кто малым не доволен, тот большего не достоин»; «Кто чужого желает, своё потеряет»; «Дай с ноготок, запросит с локоток»)

Дед и баба: Дети, вы внимательно слушали сказку, а скажите, чему же учит наша сказка (старуха в конце сказки опять осталась со своим разбитым корытом - жадность людей справедливо наказывается). Ну, что старуха, пойдём опять к разбитому корыту.

Воспитатель: Какие ещё произведения вы знаете, где высмеивается жадность? (сказки: «Два жадных медвежонка»; «Каша из топора»; «Сказка о попе и работнике его Балде»; рассказы: «Хитрое яблоко», «Три товарища», «Сторож»; стихотворение «Жадина»)

- А какие вы знаете сказки о добре?

  • Что значит быть добрым? Какой добрый человек? (отзывчивый на чужое горе, чуткий, доброжелательный, щедрый, уважительный, заботливый)

Воспитатель: Самое хорошее качество человека - это доброта. Добрый человек приветливый, спокойный, дружелюбный, отзывчивый, имеет много друзей. Доброта украшает человека, побеждает всё плохое, что есть на нашей земле.

Нам с добротою не бывает тесно,

В любой семье с ней вместе жить чудесно.

Она нужна и маленьким, и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.

Скорей сердца ей отворим на встречу,

Откроем окна, двери распахнём,

И только с нею Добрый День начнём,

И вместе с нею встретим Добрый Вечер.

Итог.