Главная страница

Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»


Скачать 63.17 Kb.
Название Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Дата 29.02.2016
Размер 63.17 Kb.
Тип Презентация


Путешествие в сказку

Антония Погорельского

«Чёрная курица, или Подземные жители»


Цели урока:

  1. Систематизация и обобщение знаний по сказке А. Погорельского:

    • составление литературной характеристики главного героя Алёши;

    • осмысление нравоучительного сюжета сказки.




  1. Развитие критического мышления (синтез, анализ, обобщение), развитие коммуникативных навыков (умение вести беседу, аргументировать ответ, прислушиваться к мнению других, формирование умения работать с текстом).

  2. Воспитание нравственных качеств личности: доброты, трудолюбия, честности, ответственности за свои слова и поступки.


Оборудование:

  1. Презентация (иллюстрации к сказке, вопросы по тексту).

  2. Текст произведения.

  3. Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

  4. Зёрнышки.

  5. Макеты книги (брошюры) для заполнения.

  6. Цветные карандаши или фломастеры.


Тип урока:

Обобщение и систематизация знаний.
Формы и приёмы работы:

Фронтальный опрос. Групповая, парная и индивидуальная работа, аргументирование - выразительное чтение эпизодов, приём «тонкие и толстые» вопросы, беседа.
Подготовка к уроку:

Учащиеся прочитали сказку-повесть Антония Погорельского, отметили закладками наиболее важные моменты (на их взгляд) для понимания произведения.
Ход урока:

1. Организационный момент.

2. А) Вступительное слово учителя.

Б) Постановка целей. Создание проблемной ситуации.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие необычное, по сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

-А как вы думаете, для чего люди оправляются в путешествия?

Ответ учащихся.

(Чтобы узнать что-то новое, интересное, сделать какие-то открытия)

- А с какой целью, по-вашему, мы отправляемся в путешествие по сказке?

Ответ учащихся.

(Чтобы обсудить события, которые происходят в сказке, чтобы понять её смысл, отметить своеобразие этой литературной сказки)

- Молодцы. Ребята, скажите, пожалуйста, изменится что-нибудь, если я кому-то из вас перед началом путешествия дам вот этот предмет? (вручаю одному из учеников зёрнышко).

Ответ учащихся. (Нет)

- А вот почему изменилась жизнь главного героя с появлением зёрнышка? Давайте отправимся по страницам сказки и разберёмся.

( по ходу путешествия заполняем путеводитель по книге)


  1. Работа с текстом.

А) Беседа по истории создания сказки. (Фронтальный опрос)

- Что интересного об истории создания этого произведения вы можете сказать?

Ответ учащихся.

- Заметили ли вы, как автор определил жанр своего произведения? Как вы понимаете «повесть-сказка»? Воспользуйтесь материалом учебника( словарь литературоведческих терминов).

Ответ учащихся. Комментарий учителя.

За правильный ответ учащийся получает зёрнышко.

Б) Создание путеводителя по сказке.

-В каком городе происходят события? Зачитайте.

-Где разворачиваются основные события сказки? Что значит «пансионат»? Какие ещё незнакомые слова вам встретились?

Комментарий учителя. (Это устаревшие слова или архаизмы, они вышли из нашего употребления)

- Наш путь продолжается. Кто является главным героем сказки?

-Какой он? Найдите его описание в тексте.

- Давайте вспомним, какая с ним произошла история. Проведём блиц-опрос. (Групповая работа) За правильный ответ группа получает зёрнышко.

  1. Почему Алёша остался один в пансионате?

  2. Что было его утешением в часы одиночества?

  3. Какую курочку Алёша любил больше всех?

  4. Как Алёша спас Чернушку?

  5. Чего испугался Алёша ночью?

  6. Куда привела курица мальчика?

  7. Как Чернушка справилась с рыцарями?

  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве?

  9. Как сказочный король наградил Алёшу за её доброту?

  10. Какое условие поставил король Алёше?

  11. Какое желание загадал Алёша?

  12. Как отнёсся к Алешиному желанию король?

Физкультминутка.

-Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, и он сам изменился. (Работа в парах.) За правильный ответ пара получает зёрнышко.

-Ребята посмотрите (на слайде) на определения: Добрый, жестокий, ласковый, упрямый, общительный, самолюбивый, гордый, дерзкий, любознательный, ленивый, застенчивый, непослушный, скромный.

На мой взгляд, все эти качества характеризуют Алёшу. Согласны ли вы со мной? Докажите.

До получения

зёрнышка

После получения

зёрнышка

добрый, ласковый, общительный, любознательный, застенчивый, скромный.

жестокий, упрямый,

самолюбивый, ленивый, гордый, дерзкий, непослушный.


Самопроверка (на слайде правильные ответы).
-Ребята, как вы думаете, почему из послушного, доброго мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?

-Что потерял Алёша, получив волшебное зёрнышко?

Он потерял друзей, потерял самого себя.

-Кто виноват в этом? Сам мальчик.

- Ребята, встречали мы с вами в других сказках подобное зло – негативная сторона человеческого Я, пороки? Нет.

- Пробовал ли Алёша бороться с этим злом? Да.

- Можно ли бороться с этим злом? Каким образом делал это Алёша? Докажите текстом.

Иногда Алёше становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в душе шла борьба между добродетелью и пороками.

Наш путь по сказке подходит к концу. А какая концовка у любой сказки?

Добро побеждает зло.

-Победило ли добро в Алешиной истории?

-Какой урок получил Алёша? Что для него было самым тяжёлым наказанием? Ответ аргументируёте текстом.


  1. Рефлексия. Вывод.

-Ребята, понравилась ли вам эта сказка?

-Что особенно вас впечатлило?

- Какой бы вы совет дали Алёше, своим друзьям?



  1. Домашнее задание. (На выбор учащихся)

  1. Написать, какое бы вы загадали желание, имея волшебное зёрнышко. Но помните о возможных последствиях.

  2. Совершали ли вы поступки, за которые вам было стыдно. Напишите, какой выход из этой ситуации вы нашли?


Макет (путеводитель по сказке А.Погорельского)

Где разворачиваются события


Алёша и Чёрнушка




Алёша и зёрнышко


Финал

истории







Каждую страницу закрасьте определённым цветом. Обозначьте, что означает этот цвет.