Главная страница

Викторина по теме «Гроза двенадцатого года…» Цель урока: закрепить знания учащихся об основных событиях Отечественной войны 1812 г., о войне 1812 г как о важнейшем событии в истории России


Скачать 65.24 Kb.
НазваниеВикторина по теме «Гроза двенадцатого года…» Цель урока: закрепить знания учащихся об основных событиях Отечественной войны 1812 г., о войне 1812 г как о важнейшем событии в истории России
Дата16.02.2016
Размер65.24 Kb.
ТипВикторина

  1. Урок-викторина по теме «Гроза двенадцатого года…»

  2. Цель урока: закрепить знания учащихся об основных событиях Отечественной войны 1812 г., о войне 1812 г. как о важнейшем событии в истории России;

  3. Задачи урока:

а). образовательные:

    • закрепить знания учащихся об основных событиях отечественной войны 1812 года;

    • обобщить представления учащихся о значении войны 1812 года для дальнейшего развития России;

    • углубить знания учащихся о произведениях искусства, памятниках архитектуры, посвященных отечественной войне 1812 года

б). воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу во время групповой работы;

  • продолжить воспитание у учащихся чувства гордости, восхищения смелостью, силой боевого и морального духа, проявленного русским народом в Отечественной войне 1812 года;

  • продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения к подвигам героев Отечественной войны 1812 г.;

  • способствовать формированию у учащихся интереса к изучаемой теме, изучаемому предмету в целом.

в). развивающие:

    • способствовать развитию у учащихся логического мышления, памяти, внимания;

    • продолжить развитие у учащихся умения сравнивать и анализировать взгляды отдельных исторических личностей, давать собственную объективную оценку их позиции, деятельности в целом ;

    • способствовать развитию творческих способностей учащихся в ходе групповой работы;

    • продолжить у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями.

  1. Оборудование: раздаточный материал; доска.

  2. Используемая литература:

  1. Вольваков С.П. Отечественная война 1812 года (познавательные задания) // Преподавание истории в школе. – 2004. - № 10. – с. 25-31.

  2. Дроздовская И.С. развитие творческих способностей учащихся в процессе групповой работы // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 6. – с. 34-37.

  3. Христенко Л.М. Использование нетрадиционных форм работы на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 6. – с. 52-56.

  4. Каплан С.Б. Я делаю уроки: Методика преподавания истории: методическое пособие. – Минск: Скарыни, 1991. – 50 с.

  1. Ход урока – см. таблица;

  2. Форма урока – викторина;

  3. Вид урока – эвристический;

  4. Тип урока – обобщающего итогового повторения.

Ход урока:

План:

  1. Орг. момент – объявление темы викторины, объяснение правил, деление учащихся на команды, названия команд, выбор капитанов, выбор судей из числа учащихся по 1 на каждую команду производит учитель;

  2. Основной этап – проведение викторины: поочередное чтение вопросов, 1-2 мин. на обсуждение в команде, ученики выбирают отвечающего. Список вопросов и ответов – прилагается;

    1. Блиц-опрос;

    2. Работа с документами;

    3. Познавательные задания.

  3. Заключительный этап – подведение итогов, подсчет баллов, определение победителя, награждение грамотой, оценки наиболее активным участникам.



Ход урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

I. Орг. момент
(1 мин.)



Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста».
Итак, ребята, вы уже привыкли, что повторение темы проводится в форме контрольной, письменного/устного опроса. Но сегодня я предлагаю вам провести урок в необычной форме. Мы с вами закрепим знания об Отечественной войне 1812 года в форме викторины.

Давайте разделимся на две команды. Придумайте, пожалуйста названии своих команд, выберите капитанов.

Вы должны три этапа испытаний:

1. Блиц-опрос – я называю дату сражения, а вы - его название и итог; событие – дата.

1 балл за ответ.

2. Работа с документами – вам будет предложено несколько документов и время на анализ.

3 балла за ответ.

3. Познавательные задания – вам будет необходимо внимательно слушать текст, мои вопросы.

5 баллов за ответ.
Затем, судьи проведут подсчет баллов.
ВНИМАНИЕ! За нарушение дисциплины будут сниматься баллы, об ответе сигнализирует поднятая рука, при ответе необходимо вставать, вы в праве выбирать отвечающего.

Ученики приветствуют учителя.


Ученики организуются в команды, выбирают капитана, придумывают название команды.

II. Основной этап.


1. Блиц – опрос.

1. Какое сражение произошло 27 июня 1812 года и являлось первой серьезной стычкой русской и французской армий?

2. Назовите дату и исход битвы под Красным (под Смоленском)?


3. Назовите дату и результат Смоленского сражения?

4. Какое сражение состоялось 24-26 августа 1812 года и каково было его значение для последующего хода войны?


5. Когда состоялась битва у Тарутино, и каков был ее исход?

6. Назовите дату и значение сражения под Малоярославцем ?


7. Какое сражение, окончившись крупным успехом русских войск, произвело большое моральное воздействие на французов?


8. О каком сражении многие мемуаристы первой половины 19 в. писали: «Роковое имя, роковое место, где могли окончиться, но не окончились, а продлились еще на три года бедствия человечества!»?


2. Работа с документами см. «Приложения».

Итак, ребята, у вас на столах документы. После каждого из них имеются вопросы, на которые вам надо ответить после прочтения документов. На выполнение этого задания вам дается 5 минут.

Отвечая, вы будете называть документ, читать вопрос и давать на него ответ.

3. Познавательные задания – список вопросов и ответов – см. «Приложения»
Итак, третий этап испытаний. Сейчас вам необходимо внимательно слушать информацию, которую я буду читать. Затем вы должны будите ответить на поставленный мной вопрос. За каждый ответ на это этапе – 5 балов. Если команды не отвечает на вопрос, то вопрос переходит к соперникам.



Ответы учащихся:

1. Битва при Молевом болоте (под Смоленском);

2. 2 августа 1812 года. Оно окончилась блестящей победой русской армии, партизан и ополченцев, открывших путь к окончательному изгнанию войск неприятеля из России.
3. 4-6 августа 1812 года. Она показала, что русские армии способны наносить противнику значительные поражения.

4. Сражение у Бородино. Эта битва позволила выиграть время и подготовить позиции к генеральному сражению.

Бородинская битва положила начало коренному перелому в ходе воины. Это было стратегической победой русской армии.

5. 6 октября 1812 года. Тарутинское сражение – было первой крупной операцией, окончившейся победой русской армии после отступления из Москвы.

6. С 12 по 15 октября 1812 года. Этот бой стал поворотным в ходе войны. Сражение под Малоярославцем сорвало планы Наполеона обхода русской армии и получения доступа к продовольствию в южных губерниях России. Это сражение явилось началом полного отступления, граничащего с бегством, французской армии.
7. Это было сражение у Вязьмы 19 (31) октября 1812 года.

8. 18-29 ноября 1812г. – сражение у Березины- поражение Наполеона, его бегство с остатками армии.

Команды работают с документами. Отвечают на вопросы.
Судьи:

-следят за ходом игры, выставляют баллы, -объявляют баллы за каждый этап.

Команды отвечают на вопросы учителя по очереди.

III. Заключительный этап.


Итак, подошло к концу наше состязание, и мы обращаемся к нашим судьям: «Кто же победил?»

Поздравляем команду победителей! А теперь давайте ваши дневники – я выставлю оценки активным участникам.

Спасибо, до свидания!


Судьи подсчитывают баллы, объявляют победителя.

Ученики дают дневники для оценок.