Главная страница

«Видоизменения побегов»


Скачать 58.78 Kb.
Название «Видоизменения побегов»
Дата 15.03.2016
Размер 58.78 Kb.
Тип Урок

Урок биологии в 6 классе
Харькова Галина Михайловна- учитель биологии 1 категории

МАОУ СОШ № 5 г.Усть- Катава Челябинской области.
Тема урока: «Видоизменения побегов»
Цель: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Задачи:

  • Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.

  • Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами,

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

  • Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.


Оборудование: клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры,чашка Петри, лупа,

презентация.

Ход урока
1. Организационный момент

-Здраствуйте! Улыбнулись мне, друг другу, настроились на исследовательскую работу.Садитесь.
2. Введение в тему.

Чёрный ящик.

- Что же у меня в чёрном ящике? огадаем загадки.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).

В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневище)

Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры

- Ребята, назовите мне эти объекты одним словом.

-Затрудняетесь?

- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки.

Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2-6

Стоит он задумчивый,

В жёлтом венце,

Темнеют веснушки

На жёлтом лице. (подсолнух)
Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух. (одуванчик)
И лист и почки - всё врачует,

И сок - целебное сырьё.

Шумит от ветра, если дует,

Краса России - ствол её. (береза)
По округе славится

Зелёная красавица:

Сарафан - как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка - с опушечкой,

С острою макушечкой. (ель)
Он стоит на ножке длинной,

Точно в пачке балерина.

Как букет, цветок один -

Тёмно-красный георгин. (георгин)


- Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования. СЛАЙД 7
3. Проверка знаний о побеге.

  • Что такое побег? (Побег - это стебель с листьями и почками.)

  • Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)

  • По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)

  • Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)

  • Какие вегетативные органы у растений вы знаете?( лист, стебель, почки)

  • Можем ли мы назвать представленные объекты побегами? (затруднения учащихся)

  • Какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).

  • Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? (Нужно изучить строение этих органов)

  • Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

  • Следовательно, какова наша задача на уроке?(Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.) .

4. Изучение новой темы

-Для того, чтобы ответить на данный вопрос мы проведем исследование.

- Записываем тему урока в тетрадь. СЛАЙД 8

-Вы будете выполнять работу по инструктивной карточке, которая лежит на парте ( Приложение 1). Работу оформляете в тетради, обсуждая её выполнение в паре.
Самостоятельная работа с учебником, натуральными объектами и инструктивной картой. СЛАЙД 8
Проверка результатов исследования.

Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
5. Обобщение и систематизация СЛАЙДЫ 9-11


Клубень картофеля - это не плод!

Он на подземном столоне растёт.

Вот кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень – это сам побег!
Корень будто бы повис

И растёт верхушкой вниз.

Корневище же, детально,

Растёт в земле горизонтально.

Хоть корневищу много лет,

Запомни – чехлика там нет.
В наличии здесь почки,

Чешуйки – листочки.

Не прожить ему, поверь,

Без придаточных корней.

Корневище, без сомненья,

Служит для возобновления.


На стебле укороченном

С названьем звонким – донце

Чешуи-листья сочные

Одеты в позолоту.

В сочных листьях сахар есть.

Фитонцидов здесь не счесть.

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать
Выполните тест (Приложение 2)

Ответы:

Вариант 1 1 – В 2 – Б 3 – В 4 – А 5 – Г

Вариант 2 1 – Г 2 – В 3 – Г 4 – Б 5 – В

После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка. СЛАЙД 12
6. Домашнее задание СЛАЙД 13

1. Параграф 10 стр.57-вопросы.

2. Сделать книжку-малышку о видоизмененных побегах или загадки о них.
7 . Рефлексия СЛАЙД 14

  • А я и не знал, что :

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какое настроение было у вас на уроке?



Используемая литература и сайты:

1. В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник.

2. В.В. Пасечник Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Методическое пособие. ФГОС, 2013 г.

3. Загадки о растениях http://www.zagadki.org/riddles/plants/1

Приложение 1
Лабораторная работа

Тема: «Строение корневища, клубня, луковицы»
Цель:
Гипотеза:

Ход работы:
1. Изучите текст учебника «Корневище» (с. 53-54), рассмотрите рисунок 40.

2. Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.

3. Зарисуйте и подпишите части корневища.

4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.



5. Изучите текст учебника «Клубень» (с.54), рассмотрите рисунки 41-42.

6. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель.

7. Зарисуйте и подпишите части клубня.

8. Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубень.



9. Изучите текст учебника «Луковица» (с.55-56), рассмотрите рисунок 43.

10.Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.

11. Зарисуйте и подпишите части луковицы.

12. Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицу.


Сделайте вывод: Сравните корневище,клубень и луковицу с побегом.


Приложение 2.

Вариант 1

1.У картофеля крахмал запасается в

а) корнеплодах б) корнях в) клубнях г) листьях
2. Корневище отличается от корня тем, что:

а) располагается в почве б) имеет узлы и чешуйчатые листья

в) обеспечивает вегетативное размножение

г) запасает питательные вещества

3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:

а) стебель б) почки и листья в) стебель и почки г) почки
4. Столон – это:

а) побег у картофеля, на котором образуются клубни

б) клубень картофеля

в) корнеплод моркови г) корневище ландыша
5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:

а) корнях б) донце в) почках г) листьях
Вариант 2

1.Побег состоит из:

а) стебля и корня б) стебля, корней и почек

в) листьев и цветков г) стебля, листьев и почек.
2.Корневище характерно для растения:

а) картофель б) тюльпан в) ландыш г) чеснок
3. Луковица, в отличие от клубня:

а) имеет запас питательных веществ

б) обеспечивает выживание растения в период засухи

в) располагается в почве

г) образована видоизменёнными мясистыми листьями
4. Клубень картофеля – это:

а) плод б) подземный побег в) наземный побег г) стебель
5. Побег у картофеля, на котором образуются клубни, называется:

а) глазки б) донце в) столон г) корневище