Главная страница

Ветрова Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания, зам по увр мбоу лопуховской сош 2012 год пояснительная записка Представленная программа


Скачать 451.92 Kb.
Название Ветрова Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания, зам по увр мбоу лопуховской сош 2012 год пояснительная записка Представленная программа
страница 1/3
Дата 24.02.2016
Размер 451.92 Kb.
Тип Программа
  1   2   3

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лопуховская средняя общеобразовательная школа

Руднянского муниципального района

Волгоградской области

УТВЕРЖДЕНА МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

Прот. № ___ от «___» _________20 __ г.

Директор МБОУ Лопуховской СОШ

___________________ В.В. Каминский
«Клуб любителей истории Отечества (КЛИО)»
дополнительная образовательная программа

обучающихся среднего и старшего школьного возраста

Срок реализации – 2 года

Научно-исследовательская направленность
Автор:

Ветрова Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания, зам по УВР

МБОУ Лопуховской СОШ
2012 год

Пояснительная записка

Представленная программа клуба любителей истории Отечества (КЛИО) рассчитана на применение в учреждениях дополнительного образования.

Патриотизм - является важнейшим духовным достоянием личности и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности. Патриотизм - любовь к Родине. Для подростка понятие «Родина»- это место, где он родился, живет, учится, и осознание этого понятия для него начинается с малой Родины. Одним из важных средств воспитания патриотизма у подростков является школьное краеведение. Изучение родного края, приобщение подростка к опытy предшествующих поколений является одним из важнейших средств патриотического воспитания. Не зная родного края невозможно научиться любить его.

Представленная программа построена на историко-краеведческом материале.

Выбор данного направления школьного краеведения, во-первых, обусловлен тем, что краеведение помогает реализовать на практике такой принцип государственной политики, как воспитание у современных подростков гражданственности и патриотизма. Во-вторых, в программах по истории Отечества общеобразовательных учреждений изучение истории края не предусматривается, учителю лишь рекомендуется использовать краеведческий материал на уроках. Таким образом, целый раздел исторической науки остается за рамками школьного курса.

Данная программа сочетает в себе учебный и воспитательный аспекты.

Программа рассчитана на реализацию в течение 2 лет.

Программа первого года обучения предполагает знакомство с прошлым и настоящим родного края, с его спецификой, историческими, политическими, экономическими и культурными особенностями.

Программа второго года обучения знакомит обучающихся с известными людьми, имеющими отношение к нашему краю: историческими деятелями, деятелями науки и культуры края.

Таким образом, в течение второго года обучения происходит закрепление материала, изученного в курсе первого года, но на качественно новом уровне. Это способствует формированию у подростка мировоззрения, в которое включено осознание своей принадлежности к определенной общности, и, как следствие, проявление чувства гордости этим.

Программа является комплексной, т.к.помимо исторического краеведения, включает в себя материал по культуре края, литературному и географическому краеведению.

Данная программа предполагает вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность по истории края.

Данная программа предполагает синтез различных методов, адекватных целям и задачам данного курса, таких как объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательские методы.

Программа предназначена для учащихся возраста 10-15 лет общеобразовательных учреждений, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий.

Цель: Воспитание гражданственности и чувства любви к Родине.

Задачи:

1. Давать знания, умения и навыки организатора краеведческой работы.

2. Создавать условия для профессиональной ориентации учащихся.

3. Расширять краеведческий кругозор.

4. Привлекать учащихся к научно-исследовательской работе по изучению истории родного края.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Содержание программы первого года обучения.

Программа включает в себя: учебный курс, состоящий из 4 разделов.

1. История Царицынской крепости в 16-18 веках.

2. История Царицына в 19-н20 века.

3. Царицын - Сталинград - Волгоград.

4. Основы научно - исследовательской работы.

Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы второго года обучения

1. История в лицах.

2. Люди науки.

3. Люди искусства.

4. Основы научно-исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа.

Формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Прогpамма предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов, такие как тестирование, викторины, выполнение творческих заданий, участие в различных краеведческих конкурсах, олимпиадах.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если

- будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;

- будет создан список краеведческой литературы;

- будет создан дидактический материал по программе учебного курса;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся;

- будет учтена мотивация современных подростков, уровень их притязаний.

При реализации прогpаммы могут возникнуть, не зависящие от педагога проблемы, и количество часов может сократиться. В таком случае прогpамма все равно может быть реализована в полном объеме, т.к. предполагает участие уч-ся в различных конкурсах. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.

По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:

- фактический материал по истории края;

- основные теоретические понятия курса;

-методику написания научно-исследовательской работы по историческому краеведению.

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

- уметь сравнивать, анализировать, соотносить исторические факты;

- аргументировать свою оценку событий;

- самостоятельно работать с историческими источниками и монографиями;

- ориентироваться по историческим картам, схемам диаграммам и т.п.;

- работать с архивными документами;

- изготовить оформление и дидактические материалы к краеведческим мероприятиям;

По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

- аргументировать свою оценку личностей;

- составлять опросные листы и анкеты;

- правильно строить беседу в ходе интервью участника исторического события;

- анализировать мемуары, воспоминания, дневники и соотносить их с историческими событиями в истории края и страны.

Основная часть программы первого года обучения:

Раздел 1. История Царицынской крепости в 16-18 веках. (10часов)

Цели и задачи:

  1. Усвоение фактического материала по истории Царицынской крепости и умение оперировать им.

  2. Овладение обучающимися основными понятиями раздела.

  3. Формирование умения работать с историческими картами, документами и схемами.

4. Формирование умения сравнивать, анализировать и соотносить исторические события.

Содержание:

Население края в древности.

Источники по истории Царицынской крепости. Литература по истории Царицынской крепости. Основание крепости. Происхождение названия крепости. Сторожевая служба крепости Царицын. Экономическое и социальное развитие крепости и края. Иностранные и русские путешественники о Царицыне. Донское и Волжское казачество. Царицын в истории крестьянских войн и восстаний. Петр 1 и Царицынская крепость.
Царицынская сторожевая линия. Колонизация Нижнего Поволжья. Немецкая колония Сарепта.

Формы занятий:

Лекция с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа с историческими документами и литературой, работа в х тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры. Основные понятия: Сторожевая крепость, больверк, топонимика, крестьянское восстание, крестьянская война, фортификация, редут, бастион, генгуттеры, раскольники.

Раздел 2. История Царицына в 19-н.20 века (6часов)

Цели и задачи:

  1. Усвоение учащимися фактического материала по истории уездного Царицына и

умение оперировать им.

  1. Овладение обучающимися основными понятиями раздела.

  2. Формирование умения работать с документами.

  3. Формирование умения сравнивать, анализировать и соотносить исторические события.

Содержание:

Экономическое, социальное и культурное развитие города в динамике.

Административно-территориальное деление Царицына. Городские власти. Основные социальные группы в городе. Особенности революционного движения в Царицыне в 1905 году. Политические партии в Царицыне. Особенности установления в Царицыне советской власти.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, интеллектуальные и познавательные игры, выполнение творческих заданий, работа с литературой и историческими документами, самостоятельная работа.

Основные понятия:

сословие, почетные граждане, купечество, земство, городская дума, городская управа, меценатство, инфраструктура, политическая партия, революция, Советы.

Раздел 3. Царицын – Сталинград – Волгоград. Новейшая история.

( 12 часов)

Цели и задачи:

1. Усвоение фактического материала по данному историческому периоду и умение оперировать им.

2. Овладение основными понятиями раздела.

3. Отработка навыка работы с различными типами исторических документов, картами и схемами.

4. Формирование навыка анализировать и соотносить исторические события.

Содержание:

Экономическое, политическое, социальное и культурное развитие города в динамике. Роль Царицына в гражданской войне. Особенности индустриализации и коллективизации в нашем крае. Сталинград в годыВеликой Отечественной войны, переход промышленности на военный лад, Сталинградская битва. Восстановление города. Переименование города. Сталинград в первые послевоенные десятилетия. Волгоград на современном этапе.

Формы занятий: лекции, эвристическая и аналитическая беседы, познавательные и интеллектуальные игры, выполнение творческих заданий, пешеходная экскурсия, работа с документами.

Основные понятия: гражданская война, белое движение, НЭП,

индустриализация, коллективизация, черкассовское движение.

Раздел 4. Основы научно-исследовательской работы. (6часов)

Цели и задачи:

1. Формирование у учащихся умений и навыков научно-исследовательской работы.

2. Способствовать самореализации учащихся в творческой научно-исследовательской деятельности.

Содержание: Требования, предъявляемые к докладу, реферату, научноисследовательской работе. Методика работы над исследованием. Определение проблемы, цели и задач исследования. Правила оформления научно-исследовательской работы: справочный аппарат, приложения и т.п. Составление
тезисов. Источниковая база научно-исследовательской работы. Метод работы с архивными документами.

Формы занятий: лекции, беседы, практические занятия, консультации, собеседования.

Основные понятия: доклад, реферат, научно-исследовательская работа,

исторический источник, сноска, хронологические рамки, актуальность.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Раздел 1. История Царицынской крепости в 16-18 вв.

1.Вводное занятие.

Цели и задачи занятия:

  1. Дать первое представление об истории города.

  2. Познакомить учащихся с литературой по данному периоду.

  3. Выявить начальный уровень знаний учащихся по истории города.

Методические приемы: беседа, работа по микрогруппам, тестирование.

  1. Кто населял наш край в древности.

Цели и задачи занятия:

  1. Дать краткий обзор истории кочевых племен, живших в Поволжских степях с древнейших времен до сер.16 в.

  2. Отраб9тка умения конспектировать лекцию.

Методические приемы: лекции с элементами беседы.

3. Основание Царицына.

Цели и задачи:

1.Познакомить учащихся с существующими в исторической науке версиями о времени основания Царицына.

2. Дать первое представление о правилах анализа исторического документа.

3 Отработка умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ исторического документа, работа в группах.

4. Происхождение названия города.

Цели и задачи занятия:


  1. Познакомить учащихся с существующими версиями происхождения названия города.

  2. Отработка умения конспектировать лекцию.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа в группах.

5. Крепость в начале 17 века.

Цели и задачи занятия:

1.Дать представление об особенностях сторожевой крепости.

2. Отработка умения анализировать исторические документы.

3. Отработка умения конспектировать лекцию

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ исторических документов.

6. Царицын в истории крестьянских войн и восстаний.

Цели и задачи занятия:

1. Показать роль Царицына в крестьянских выступлениях 17-18 веков.

2. Выявить признаки крестьянской войны в отличии от восстания.

3. Отработка умения конспектировать лекцию.

4. Формирование умения сравнивать и анализировать.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, аналитическая беседа, портретная характеристика, выполнение творческих заданий.

7. Царицынская сторожевая линия.

Цели и задачи:

1.Выявить цель создания сторожевой линии.

2. Формирование умения работать с картой.

3. Отработка умения конспектировать.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа с монографией, работа с исторической картой, выполнение творческих заданий.

  1. Петр 1 и Царицынская крепость.

Цели и задачи занятия:

  1. Выявить цели приездов Петра1 в Царицын.

  2. Показать какие изменения произошли в крае и крепости вследствие этих посещений.

  3. На примере Петра 1 поговорить о роли личности в истории.


4. Отработка умения работать с исторической картой.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа с монографией, работа с историческими документами и картой, работа в группах, выполнение творческих заданий.

9. Царицын в 19 веке.

Цели и задачи занятия:

1. Дать краткую характеристику хозяйственному и культурному

развитию крепости.

  1. Выявить преобладающие в Царицыне социальные группы.

З. Познакомить учащихся с основными занятиями жителей крепости.

4. Формирование умений конспектировать лекцию.

Методические приемы: лекция, работа в с документами и картой, выполнение творческих заданий.

10.Немецкая колония Сарепта.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить обучающихся с историей колонии, особенностями жизненного уклада колонистов.

  1. На примере немцев Поволжья, затронуть национальный вопрос.

  2. Формирование умения работать с историческими документами.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, заочная экскурсия в музей, работа с историческими документами.

11.Повторительно-обобщающее занятие по разделу.

Цели и задачи занятия:

  1. Повторить, закрепить и обобщить фактический материал по разделу.

  2. Создать у учащихся целостное представление о данном периоде в истории города.

З. Диагностика усвоения пройденного материала.

Методические приемы: тестирование, выполнение творческих заданий, викторина.

Раздел 2 . История Царицына в 19-н.20 вв.

  1. Царицын в П.П.19 в.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с особенностями экономического и социального развития Царицына.

  2. Проследить за изменением социального состава горожан.


3. Формирование умения конспектировать лекцию.

Методические приемы: лекции с элементами беседы, просмотр презентаций , видеофильмов.

  1. Царицын в пореформенные годы 19 века: экономическое развитие, городское хозяйство, просвещение и культура.

Цели и задачи занятия:

  1. Показать изменения во всех сферах жизни города, после реформ 60-х годов.

  2. Выявить, какую роль сыграли железные дороги в истории Царицына.

  3. Сформировать понятие «инфраструктура».

Методические приемы: лекция.

3. Роль царицынского купечества в жизни города.

Цели и задачи занятия:

1. Показать какую значительную роль играло купечество в жизни города.

2. Познакомить обучающихся с известными купеческими фамилиями.

Методические приемы: лекция.

4. Царицын в н.20века.

Цели и задачи занятия:

1.Выявить то новое, что появилось в городе в Н.20 века.

2. Показать возрастающую роль Царицына, как крупного промышленного, торгового центра на Юго-востоке страны.

3. Формирование умения сравнивать и анализировать.

Методические приемы: лекция с элементами аналитической беседы.

5. 1905 год в Царицыне.

Цели и задачи занятия:

1.Выявить характер забастовочного движения в Царицыне.

2. Выявить расстановку сил на политической арене Царицына.

3. Отработка умения анализировать исторический документ.

Методические приемы: лекция, анализ.

6. 1917 год в Царицыне.
Цели и задачи занятия:

1. Выявить особенности установления советской власти в Царицыне.

2. Показать роль различных политических партий в политической жизни Царицына.

3. Сформировать понятие «политическая партия».

Методические приемы: лекция, анализ.

7. ПОУ по разделу.

Цели и задачи занятия:

1. Повторить, закрепить и обобщить материал.

2. Создать целостное представление о данном периоде в истории города.

3. Диагностика усвоения материала.

Методические приемы: тестирование, выполнение творческих заданий, работа в группах.

Раздел 3. Царицын – Сталинград – Волгоград. Новейшая история.

1.Роль Царицына в гражданской войне.

Цели и задачи занятия:

  1. Выяснить, почему именно Царицын стал объектом столь жесткого

противостояния обеих сторон.

  1. Кратко осветить ход военных действий.

  2. Показать роль А.Е. Снесарева в обороне Царицына.

  3. Сформировать понятие «Военные специалист».

  4. Закрепить навыки конспектирования.

Методические приемы: лекция, портретная характеристика, работа с мемуарами, работа с историческими документами.

  1. Царицын - Сталинград в 20-30-е годы.

Цели и задачи занятия:

  1. Показать необходимость ввода НЭПа на примере Царицына.

  2. Выявить плюсы и минусы индустриализации и коллективизации для нашего края.

  3. Формирование умения анализировать и делать выводы.

Методические приемы: лекция, эвристическая беседа.
3. Сталинград в первые военные годы.

Цели и задачи занятия:

1. Кратко осветить перевод городской промышленности на выпуск военной продукции.

2. Показать изменения в городском управлении.

3. Закрепить навык работы с историческими документами.

Методические приемы: лекция, беседа, анализ.

4. Сталинградская битва.

Цели и задачи занятия:

  1. Кратко осветить ход военных событий.

  2. Охарактеризовать основные военные операции обеих сторон.

  3. Познакомить учащихся с командующими фронтов, армий.

  4. Воспитание патриотизма.

Методические приемы: лекции, выполнение творческих занятий.

5. Сталинград в 1943-45гг

Цели и задачи занятия:

1.Выявить ущерб, нанесенный народному хозяйству.

2. Дать представление о начальном этапе восстановления города.

3. Показать энтузиазм людей.

Методические приемы: лекция, просмотр видеофильмов, презентаций.

6. Сталинград - Волгоград в 1945-65 гг.

Цели и задачи:

  1. Показать развитие города.

  2. Создать целостное представление о развитии города в этот период.

Методические приемы: обзорная лекция, виртуальная экскурсия.

  1. Дореволюционные постройки на территории современного города.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с сохранившимися зданиями.

  2. Дать представление о том, где они находятся.

Методические приемы: экскурсия заочная, работа с фотодокументами.

  1. Памятники и памятные места гражданской войны на территории города.

Цели и задачи:

  1. Связать исторические события с современностью.

  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранности памятников.




  1. Отработка навыка самостоятельной работы с источниками и краеведческой литературой.

Методические приемы: работа в группах, викторина.

  1. Памятники и памятные места Великой Отечественной войны на территории города.

Цели и задачи занятия:

  1. Связать исторические события с современностью.

  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения памятников.

Методические приемы: работа в группах, викторина, составление каталога памятников.

  1. Топонимика города.

Цели и задачи занятия:

  1. Выделить принципы, по которым назывались улицы в Царицыне, Сталинграде, Волгограде.

  2. Соотнести, насколько возможно, старые и новые названия улиц.

  3. Отработка умения работать со справочником.

Методические приемы: лекция, работа со справочниками.

11.История городского герба.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с историей городского герба.

  2. Дать представление о правилах составления городских гербов.

Методические приемы: лекция.

12. Повторитель но - обобщающее занятие по разделу.

Цели и задачи занятия:

  1. Повторить и обобщить материал.

  2. Создать у учащихся целостное представление о данном периоде истории города.

  3. Диагностика усвоения материала.

Методические приемы: тестирование, работа в группах.

  1   2   3