Главная страница

Уроки словесности в современной школе Учитель русского языка и литературы гбоу школы №580


Скачать 58.36 Kb.
Название Уроки словесности в современной школе Учитель русского языка и литературы гбоу школы №580
Дата 05.04.2016
Размер 58.36 Kb.
Тип Документы

Уроки словесности в современной школе

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 580

Приморского района Санкт – Петербурга Юлаева И.А.

Словесность… Согласно толковым словарям словесность – это творчество, выраженное в слове. Потребность в творчестве, в самореализации изначально заложена в каждом человеке. Особенно в растущем! Поэтому задачей современного учителя-словесника  должно стать не только ( а, может, и не столько!) стремление к формированию у обучающихся языковедческих и литературоведческих знаний, умений и навыков , но и стремление к формированию у растущей личности высоких нравственных качеств, гуманистических взглядов и убеждений. Уроки словесности, кроме постижения художественных произведений лучших мастеров Слова, должны стать для подростков и юношества уроками милосердия, добра, «Всеобнимающей любви» к ближнему, великодушия, благородства, уважения достоинства и чести других людей .И учитель русского языка и литературы , учитель словесности, в первую очередь является для своих учеников проводником идей вечных общечеловеческих ценностей, мудрым наставником и другом.

Воспитание гармоничной личности невозможно вне уроков словесности. Более того, учебные и личностные достижения обучающихся невозможны вне творческой деятельности и положительны в том случае, когда деятельность эта совместна: учитель и ученик, ученик и ученический коллектив ( пара, группа, класс) становятся единомышленниками. Уроки словесности - это педагогика сотрудничества ученика и учителя, это взаимообогащение в процессе совместной деятельности, это школа жизненного опыта, модель гуманистических взаимоотношений. Кроме того, подобные уроки дают возможность комплексного использования в обучении межпредметных связей. А использование межпредметных связей, интеграция учебного материала на уроке активизирует мышление обучающихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблем, решение которых непродуктивно без синтеза знаний и умений из разных предметов. А вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Уроки словесности предполагают «выход» обучающихся в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику.

В современной школьной практике активно используются различные технологии обучения и воспитания. Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно-коммуникативные технологии (создание электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие творческого, нравственного и интеллектуального развития каждой растущей личности. Особое место занимает технология развивающего обучения: именно она даёт широкий простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает личностные качества ученика. Не менее эффективны исследовательские методы, самостоятельно – поисковая деятельность в обучении. Всё это гармонично соединяет обучение в сотрудничестве – совместное творчество на уроках словесности, в контексте соприкосновения с Прекрасным и Вечным.

 

Вашему вниманию представлен урок словесности в 9 классе.

Урок словесности.

Тема урока: «Экспрессивные возможности сложноподчинённых предложений».

Мастерская письма «Мой кумир – это…»

Цель урока: создание условий для творческой самореализации, самораскрытия собственного видения проблемы.

Задачи урока:

1) образовательная : показать экспрессивные возможности сложноподчинённых предложений как средства выражения авторского замысла и авторской позиции в художественном тексте;

2) развивающая : развивать навыки выразительной устной и письменной речи, используя данные синтаксические конструкции в собственной речи;

3) воспитательная : воспитывать самостоятельно мыслящего и высоко нравственного человека .

Ведущая технология : исследовательская деятельность ( в процессе анализа текстов художественного и публицистического стилей)

Форма организации деятельности обучающихся на уроке : парная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока : музыкальный фрагмент, портрет В.С. Высоцкого, распечатанный материал .

Ход урока.

1. Начало урока:

1. Создание эмоционального настроя - прослушивание фрагмента песни В.С. Высоцкого

« Я не люблю …»

2.Слово учителя о Высоцком - исполнителе прослушанного фрагмента.

3. Создание проблемной ситуации - случаен ли выбор именно этого исполнителя и этого музыкального произведения?

4.Обращение к литературному опыту обучающихся: что мы знаем о Высоцком?

( Выслушиваем ответы друг друга; ключевую лексику о поэте , певце , композиторе, актёре записываем в тетрадь).

Итог работы на данном этапе - учащиеся приходят к пониманию, почему Высоцкий – кумир эпохи ? Выясняем и записываем в тетрадь значение слова « кумир».

2. Выдвижение гипотезы: а кто , возможно, кумир Высоцкого? ( Обращение к литературе 1 четверти 19 века, учитывая слова уже выбранной ключевой лексики: честь, совесть, долг) Возможный вариант - А.С.Пушкин. Доказательство гипотезы - строки из стихотворений поэта.

Запись и синтаксический разбор СПП предложения с придаточным условия:

И вечен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Что придаёт этим строчкам выразительность, что усиливает эмоции?

Итог наблюдения: кроме уже знакомых изобразительно – выразительны средств, «языком» поэзии и поэта могут быть и СПП.

3. Самостоятельно- исследовательская работа с текстом ( форма организации - работа в парах) «О Владимире Высоцком».

Текст – фрагмент из книги М.Влади «Прерванный полет».

Памятка – распечатка «Как работать в паре»

1. Внимательно , «про себя» прочитать текст.

2.Расставить пропущенные пунктуационные знаки , логическое ударение в каждом предложении текста.

4. Подчеркнуть ГО, составить схемы СП (СПП), определить их вид.

5.С каким чувством М.Влади пишет о Высоцком? (Ответ сформулировать и записать в тетрадь)

4.Фронтальная работа с текстом.

-Как вы думаете, какова идея этого текста? В каком предложении она выражена? Синтаксический разбор предложения – СПП с придаточным определительным.

«Он твой кумир. В нём соединились те духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать»

-Почему так много внимания уделяется разговору о Пушкине?

-Почему он кумир Высоцкого?

Задание классу: перестроить 2 предложения в 1.

Что изменилось? Мысль Влади звучит ещё выразительнее в СПП с двумя придаточными.

5. Задание: найти в тексте в тексте другие СПП, определить их вид , составить схемы (работа в паре, совместный поиск и обсуждение). Затем – самопроверка на МП .

6. Как вы понимаете суть словосочетания « поэтические качества»?- Мастерство, духовные качества… Какие? Запись словоряда, например:

добро, любовь, гуманизм, человечность, милосердие, сострадание…

Возрождение – что означает это слово в контексте фрагмента?-

7. Если кумир - Пушкин, какие пушкинские строки стоит вспомнить…

«И долго буду тем любезен я народу»…- синтаксический разбор СПП с придаточным изъяснительным.

4. Заключительная часть – возвращение к истоку. « Минута поэзии». Выразительное прочтение стихотворения « Я не люблю..» одним из учеников. Создание проблемной ситуации: Что « не любит» поэт больше всего, что более всего ему «досадно»? «Слово (пушкинское) честь забыто» - « Береги честь смолоду». Каким предложением выражена авторская позиция? СПП с придаточным изъяснительным.

5. Рефлексия.

Итак, подведём итог большой совместной работе…

Оценим себя ( степень удовлетворённости своей работой на уроке – по шкале оценивания).

Вывод: какова роль СПП в тексте публицистического и художественного стилей?

6. Мастерская письма ( с использованием словоряда урока, СПП как средства выразительности)

«Слово о Владимире Высоцком»

«Мой кумир – это…»

Приложение

О Владимире Высоцком.

Единственный поэт портрет которого стоит у тебя на столе это Пушкин.

Единственные книги которые ты хранишь и время от времени перечитываешь это книги Пушкина. Единственный человек которого ты цитируешь наизусть это Пушкин.

Единственный музей в котором ты бываешь это музей Пушкина. Единственный памятник к которому ты приносишь цветы это памятник Пушкину.

Твоя последняя роль Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь что Пушкин один вмещает в себе русское Возрождение. Он твой кумир. В нём соединились те духовные и поэтические качества которыми ты хотел бы обладать.