Главная страница

Урока


Скачать 49.17 Kb.
Название Урока
Дата 12.03.2016
Размер 49.17 Kb.
Тип Урок

Проект урока по модулю

«Основы православной культуры»

учителя начальной школы МБОУ Кубинская СОШ №2

им. Героя Советского Союза Безбородова В.П.

Гончаровой Елены Витальевны.
Тема урока: Храм.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи урока:

1.Обучающая: объяснить о назначении и устройстве православного храма; формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

2.Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

3.Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.

Новые слова: священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки.

Оборудование: 1. Проектор, экран, компьютер.

2. Презентация к уроку.

3. Фотографии храмов.

4. Храм в разрезе.

5. Изображение священника с кадилом.

6. Репородукции картин (н., П.Корин «Спас яркое око»).

План урока:

I.Организация деятельности учащихся.

1.Приветствие.

2.Сообщение темы урока. Запись учащимися в тетрадь темы урока.
II. Актуализация знаний .

Дети пробуют дать определение слову «храм»; опираясь на иллюстрации, пытаются ответить на вопрос «Зачем люди посещают храм?»
III. Изучение нового материала.

1.Беседа с учащимися.

Примерные вопросы:

  • Какие храмы вы знаете? Какие есть на территории вашего города? В каких бывали?(выслушиваются ответы детей).

  • Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? (выслушиваются предположения детей)

  • Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? Как вы думаете, зачем нужны колокола? (выслушиваются предположения детей, затем рассказывает учитель).

2. Прослушивание фрагментов колокольного звона.

  • Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

3. Изучение устройства храма. Работа с иллюстративным материалом.

  • Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей).

Рассказ учителя о внешнем виде и назначении храма (в целом храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы.)

4. Самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Опережающее задание: Учащиеся работают с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Составляют в тетрадях план, выписывают слова и понятия, которые неизвестны.

Чтение текста (абзацами или целиком).

5.Послетекстовая коллективная работа.

Вопросы и задания:

  • Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке : священник, кадило, канун –панихидный столик, молитва, благословение, паперть, притвор, сам храм (средняя часть), икона, аналой, поминальные записки, иконостас, Царские врата, Богоматерь, алтарь, престол.

  • Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтобы дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что икона это не только предмет рассматривания, а образ Святости, к которому можно обращаться в молитве.)

  • Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

  • Почему в алтарь нет общего доступа?

  • Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла? Может ли православный христианин молиться без иконы?

  • Перечитывание сведений о Пресвятой Богородице.

Попробуйте сделать перевод молитвы, обращенной к Божией Матери. Почему эта молитва так любима православным народом?

  • Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». (Уже на этом этапе можно показать учащимся репродукции с икон Владимирская, Знамение, Смоленская.)

  • Почему так много иконописных изображений Божией Матери? (это свидетельствует о всенародном почитании Божией Матери).

6.Фрагмент заочной экскурсии в храм (показ презентации).
IV. Творческие работы учащихся.

Рассказы-сообщения учащихся о храмах города Кубинки:



Церковь Иконы Божией Матери Благодатное Небо при 45-м полку ВДВ в Кубинке ;

 
















Церковь Михаила Архангела в Кубинке;

 
















Часовня Димитрия Донского в Кубинке.

















V. Коллективная работа.

Коллективная беседа:

  • Часто ли вы бываете в храме?

  • Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Чтение детьми и учителем по ролям стихотворения, которое помогает вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм.

Примерные вопросы после прочтения:

  • О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

  • Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

  • Как мы заходим в храм?

  • Как мы стоим во время богослужения?

  • Как оканчивается божественная литургия?


VI. Итог занятия.

Чтение стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»

  • В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

  • Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Для чего люди ходят в храм?

  • Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

VII. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- прочитать стр.48-51 учебника

- ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

- нарисовать храм вашей мечты

- подобрать и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме».