Главная страница

Урока музыки с использованием цор. «Музыкальный портрет» «…Там, на неведомых дорожках…»


Скачать 95.85 Kb.
Название Урока музыки с использованием цор. «Музыкальный портрет» «…Там, на неведомых дорожках…»
Дата 04.03.2016
Размер 95.85 Kb.
Тип Урок

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72 г. Ульяновска

Компетентностный подход в обучении

на уроках музыки.

Конспект урока музыки с использованием ЦОР.

«Музыкальный портрет»

(«…Там, на неведомых дорожках…»)

Учитель: Гегельская Светлана Валерьевна

Категория: первая

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «Можем ли мы увидеть музыку?»

ТЕМА УРОКА: «Там, на неведомых дорожках…»
Цель: формирование ключевых компетенций младших школьников на основе восприятия музыкальных и художественных произведений.
Задачи:

  • Образовательные:

- познакомить учащихся с музыкальными произведениями Мусоргского М.П. «Баба-Яга», с картинами Васнецова, Гартмана, иллюстрациями И.Билибина;

- закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;

- углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи;

- формировать у учащихся ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.


  • Развивающие:

- развивать коммуникативную и информационную компетенции учащихся;

- развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными;


  • Воспитательные:

- формировать у учащихся общекультурную компетенцию;

- воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: музыка, литература, ИЗО, театр.

Контрольный вопрос: Какие средства использует композитор для создания музыкального образа (портрета)?

Методы:

  • методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;

  • объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;

  • метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, перспективный и ретроспективный, метод выхода за пределы музыкального искусства.


Оборудование: видео-, аудио-оборудование; музыкальный материал: Мусоргский «Избушка на курьих ножках», песни «Бабака-Ежка, выгляни в окошко», «Добрые сказки», «Песня Бабы-Яги» из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»; художественный материал: Гартман «Часы с кукушкой», Васнецов «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга»; Билибин «Баба-Яга».

ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
У: «…Там, не неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…»
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Д: о сказках, о сказочных героях, о волшебстве…
У: Совершенно верно. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в искусстве. Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным существом.

Но сначала напомните мне тему четверти.

Д: «Можем ли мы увидеть музыку?»

У: Давайте ответим на этот вопрос.

Д: Когда мы слушаем музыку, мы можем представить в своем воображении образы или даже целые картины.

У: Совершенно верно. Сегодня мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока: Какие же средства использует композитор для создания музыкального образа (портрета)?

А вот чей именно портрет мы будем сегодня рассматривать, вы узнаете отгадав загадку:

«В облаках, не по земле,

Летит баба на метле,

Страшная и злая –

Кто она такая?»
Д: Баба-Яга!
У: Конечно, это Баба-Яга.

А вот и она сама…
Под фонограмму песни входит Баба-Яга.

(На неведомых дорожках,

Где растет дремучий лес,

Избушка там на курьих ножках

Стоит до самых до небес.

Кто в избушке той живет,

Песню звонкую поет?

Там Бабушка Яга –

Костяная нога! ).
Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать.
У: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе и собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе.

Ребята, сегодня мы познакомимся с музыкальными и художественными произведениями, в которых авторы воплотили образ Бабы-Яги.
Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о Бабе-Яге?

Кто она такая?

Где она живет?

Чем занимается?
Д: отвечают, что они узнали о Б-Я из справочников, Интернета, других источников.
III. Изучение нового материала

У: пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский. Однажды он посетил выставку картин своего друга – художника и архитектора В. Гартмана и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки».

Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой».

Давайте рассмотрим эту картину.
Какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?
Ответы. (Избушка яркая, веселая, настроение жизнерадостное. Представляются сказочные образы).
У: А вот композитор Мусоргский увидел здесь целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

Сейчас мы послушаем это произведение, которое так и называется «Баба-Яга, или Избушка на курьих ножках».

Но прежде напомните мне, с помощью каких средств выразительности художник создает свои картины?
Д: палитра, цвет, мазок, штрих и т.д.
У: А какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?

Д: динамика, темп, регистр, тембр, звуковедение, интонация.
У: Правильно. Во время слушания подумайте, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги.

(детям раздаются таблицы, в которые они записывают свои впечатления)
Слушание «Избушка на курьих ножках» Мусоргского (ф-но)
Анализ средств музыкальной выразительности.

Предполагаемые ответы

1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет что-то плохое.

Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров – Баба-Яга загадочная и таинственная…
У: Сейчас мы услышим это произведение еще раз, но уже в исполнении симфонического оркестра.

Изменился ли, по-вашему, образ Бабы-Яги, с изменением исполнения?

Подумайте и составьте словесный портрет Бабы-Яги.
Повторное слушание в оркестровом исполнении.
Д: рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке.
У: Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.
У: Ребята, давайте посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу.

Показ картин Васнецова, Билибина.

Обсуждение.
У: Соответствуют ли образы Бабы-Яги на картинах вашим представленным образам? (Ответы)

(Дети сравнивают свои «словесные» портреты с изображениями Бабы-Яги художниками).
У: Ребята, что-то у нас Баба-Яга засиделась, надо ее расшевелить.

Проводится физкультминутка:
В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (Наклоны)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня…

И вообще, обиделась я на вас…Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда.
У: Ребята, а может правда, Баба-Яга не всегда бывает злой и коварной? Вы что-нибудь знаете об этом?
Ответы детей.

(Б-Я – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего, очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Во многих русских народных сказках, мультфильмах, кинофильмах Баба-Яга добрая, мудрая. Она помогает многим героям…)

У: А я даже знаю один фильм, где Баба-Яга представляется нам совсем другой. Давайте посмотрим.

Просмотр фрагмента фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
У: Ребята, какой образ Бабы-Яги создан в фильме?

Ответы детей.
Баба-яга: Ну вот, другое дело. Столько нового я сегодня на уроке узнала о себе.

У: Чтобы ты, Баба-Яга, и вы, ребята, ничего не забыли, я приготовила вам специальное задание – музыкальный кроссворд.
IV. Закрепление пройденного.
Музыкальный кроссворд (Приложение 1).

Дети разгадывают, отвечая на вопросы по теме урока.

Взаимопроверка. Ребята выставляют друг другу оценки.

(Ключевое слово – портрет в музыке)
? Чей портрет мы рассматривали сегодня на уроке?

С помощью каких видов искусств нам удалось увидеть этот образ?
V. Итоги урока.
У: Сегодня мы встретились с Бабой-Ягой, увидели какой это многогранный образ, и как его воплотили в своем творчестве музыканты и художники, режиссеры. Вы сумели выразить свои чувства, эмоции, в словесных рисунках. А дома 1)постарайтесь проявить фантазию в красках (нарисуйте свою Бабу-Ягу); 2)сочинить песенку или частушку про Бабу-Ягу.
Баба-Яга: А я между прочим, не просто так к вам пришла, а с гостинцем. Я ведь в сказочном лесу не одна живу, всякой нечисти там полно…Отгадаете, кто подарок вам передал, тогда отдам. Загадывает загадки:

1. В дремучем лесу, на болоте

Вы ее непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка. ( Кикимора)



2. Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!(Водяной)
3. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос. (Леший)
4. Он живет глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает,

И в округе всех пугает. (Кощей)
Баба-Яга: молодцы, все загадки отгадали. (Отдает мешок).
У: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней. А чтобы тебе веселей было идти, мы споем тебе песню.
Исполнение детьми песни «Добрые сказки».
VI. Рефлексия.

У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Может быть, что-то показалось вам трудным?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Ответы детей.

У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали. Примите от Бабы-Яги подарок. (раздаются конфеты).
КРОССВОРД



ВОПРОСЫ

1. Каким словом обозначается скорость в музыке.

2. С произведением какого композитора мы познакомились на уроке?

3. Для какого инструмента был написан цикл "Картинки с выставки"?

4. Художник, автор картины "Часы с кукушкой".

5. Каким словом обозначается высота звучания в музыке.

6. К какому виду искусства относятся сказки о Бабе-Яге?

7. Средство передвижения Бабы-Яги.

8. Художник, автор картины "Баба-Яга".

9. Каким словом в музыке обозначается сила звучания? (громко-тихо)

10. Какие ножки у избушки Бабы-Яги?

11. Каким качеством обладает музыка, помогающая нам "видеть" её?

12. Как стоят волосы у Бабы-Яги (Физкультминутка)?

13. Какая нога у Бабы-Яги?

14. Большой коллектив музыкантов, исполняющий музыкальное произведение.

КРОССВОРД


ВОПРОСЫ

1. Каким словом обозначается скорость в музыке.

2. С произведением какого композитора мы познакомились на уроке?

3. Для какого инструмента был написан цикл "Картинки с выставки"?

4. Художник, автор картины "Часы с кукушкой".

5. Каким словом обозначается высота звучания в музыке.

6. К какому виду искусства относятся сказки о Бабе-Яге?

7. Средство передвижения Бабы-Яги.

8. Художник, автор картины "Баба-Яга".

9. Каким словом в музыке обозначается сила звучания? (громко-тихо)

10. Какие ножки у избушки Бабы-Яги?

11. Каким качеством обладает музыка, помогающая нам "видеть" её?

12. Как стоят волосы у Бабы-Яги (Физкультминутка)?

13. Какая нога у Бабы-Яги?

14. Большой коллектив музыкантов, исполняющий музыкальное произведение.