Главная страница

Урок по теме «Россия в конце XX начале XXI века». Урок проводится в 9 классе. Цели урока: повторение и обобщение знаний о развитии суверенной России


Скачать 41.96 Kb.
Название Урок по теме «Россия в конце XX начале XXI века». Урок проводится в 9 классе. Цели урока: повторение и обобщение знаний о развитии суверенной России
Дата 25.02.2016
Размер 41.96 Kb.
Тип Урок

Повторительно –обобщающий урок по теме

«Россия в конце XX - начале XXI века».

Урок проводится в 9 классе.

Цели урока:

- повторение и обобщение знаний о развитии суверенной России

- осознание учащимися особенностей данного исторического периода, понимание ими тех возможностей и проблем, с которыми они встретятся в современной России

Задачи:

1) на основе полученных при изучении темы знаний определить

основные этапы становления и тенденции развития современной России;

2) дать оценку важнейших событий и явлений в истории РФ

3) развивать навыки анализа , синтеза , обобщения исторического материала

4) развивать у учащихся навыки критического мышления

5) развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы

6) продолжить формирование толерантного отношения к мнению других людей

7) продолжить формирование мировоззренческой позиции –собственное , осмысленное отношение к миру и к жизни

8) научить учащихся видеть проявление тенденций в развитии всей страны в истории своей малой Родины

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения урока: работа в группах в сочетании с элементами фронтальной работы.

Методы проведения урока: проблемный с использованием элементов технологии критического мышления

Оборудование урока: учебник « История России XX- начало XXIвека» для 9 класса ( авторы – А.А.Данилов, Л.Г Косулина, М.Ю Брандт), настенная карта « Российская Федерация»

План урока:

1.Определение темы и цели урока.

2.Объяснение порядка проведения урока

3.Работа в группах.

4.Выступления от групп .

5.Рефлексия

6.Подведение итогов урока.

Ход урока:

1 этап.

К началу урока ребята рассаживаются по 4 группам.

Учитель начинает урок с вводной беседы:

Вопросы:

1. Изучение какой темы мы завершили?

2.Какое название имела наша страна до 1991года?

Далее учитель говорит учащимся, что они родились и живут в России , а учитель половину жизни прожил в СССР , половину - в России .Какой вопрос возникает в связи с этим?

Учащиеся формулируют вопрос: « Где больше нравилось жить – в СССР или в современной России?

Таким образом, совместно с учащимися формулируется главная цель урока и создается мотивация для учащихся :

Что и почему им нравится в современной России и что бы они хотели взять с собой из СССР ?

3.В совместной беседе с учащимися определяются задачи каждой группы:

- проанализировать политику российского руководства в к.20- нач.21 в.

- выявить позитивные и негативные последствия проводимой политики

- сформулировать свое отношение к произошедшим изменениям, сравнив с жизнью граждан в СССР.

2 этап.

Каждая группа получает задание на карточках:

1 группа- повторяет и анализирует социально- экономическое развитие страны;

2 группа- повторяет и анализирует внутриполитическое развитие России;

3 группа –повторяет и анализирует внешнеполитическую деятельность РФ,

4 группа- работает с темой «Духовная жизнь современной России».

После обсуждения в группах учащиеся отвечают всему классу по тем вопросам, которые имелись на карточках.

3 этап.

Вопросы на карточках:

1 группа:

-Какие меры по формированию российской экономики были предприняты руководством страны в 90 –е годы, отметьте их важнейшие положительные и негативные последствия

-Улучшилось ли экономическое развитие страны в нач. 21 века? Докажите

- Какие трудности были преодолены, какие остались

-Приведите примеры изменений в экономической и социальной жизни нашего города

-Что вам нравится в жизни современной России? Что не нравится? Что бы вы сохранили из порядков , существовавших в СССР?

2 группа:

-Какие меры для укрепления государства были сделаны в 90 – е годы и в нач. 21 века?

-Какие вы считаете важнейшими и почему?

- Приведите примеры изменений в политической сфере нашего города

-Что вам нравится в жизни современной России? Что не нравится? Что бы вы сохранили из порядков , существовавших в СССР?

3 группа:

-Как менялись принципы внешней политики страны в 90-е годы и в начале 21 века?

-Какие направления во внешней политике вы считаете важнейшими и почему?

- Назовите важнейшие , на ваш взгляд, успехи на каждом направлении

-Какие проблемы в международных отношениях имелись и сохраняются

сейчас?

-Что вам нравится в жизни современной России? Что не нравится? Что бы вы сохранили из порядков , существовавших в СССР?

4 группа:

-Что благоприятствовало , а что мешало развитию культуры?

-Назовите важнейшие позитивные изменения в духовной жизни?

- Какие проблемы сохранились в культуре?

- Какие изменения в культурной жизни произошли в нашем городе?

--Что вам нравится в жизни современной России? Что не нравится? Что бы вы сохранили из порядков , существовавших в СССР?

4 этап.

После обсуждения в группах ребята отвечают на данные вопросы, опираясь на изученный материал темы, знания о жизни нашего города, высказывают свое мнение о возможностях, которые открываются перед ними в современной России и о тех проблемах, с которыми им придется встретиться.

Затем учитель отвечает на вопрос, заданный ему учащимися в начале урока.

5 этап.

На этапе рефлексии учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты:

1.Что понравилось на уроке:

А) повторение знаний по теме

Б) возможность узнать еще больше о современной России

В) возможность высказать свое мнение

Г) работа в группе

Д) возможность узнать мнение других

2. Урок не понравился, потому что…..

6 этап.

При подведении итогов урока учитель благодарит всех за работу, отмечает наиболее активных учащихся. В качестве домашнего задания предлагает подготовиться к тестированию по изученной теме на следующем уроке.
Литература:

А.А.Данилов, Л.Г Косулина , М.Ю Брандт « История России XX – начало XXI века» для 9 класса, М., « Просвещение» 2008год

О.В.Арасланова, А.В.Поздеев « Поурочные разработки по истории России XX – начало XXI века», М., ВАКО, 2007год.