|
Урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина (урок по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Тетюхина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Класс: 9
Тип урока: Урок решения частных задач с применением открытого способа (комбинированный)
Форма: нетрадиционный «Творческая мастерская»
Цель: в ходе исследовательской работы показать нравственное совершенство Татьяны, главной героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи:
Проанализировать особенности внешности, черт характера, увлечений, чувств героини и выявить качества, являющиеся показателями нравственного начала личности;
-
Способствовать развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей учащихся; формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
Воспитывать нравственные качества учеников через анализ поступков главных героев романа; воспитывать уважительное отношение к литературе
Планируемые результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Татьяна Ларина – главная героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализ произведения. Авторская позиция и отношение автора к героине. Отношение к Татьяне героев произведения. Собственное отношение к героине. Словесный портрет героя. Характеристика Татьяны. Создание текста, синквейна. Построение устного ответа. Основные понятия и термины: идеал, нравственность, нравственный идеал.
|
Познавательные: отвечать на вопросы; составлять текст от имени героя; обобщать и делать выводы; находить нужную информацию.
Регулятивные: Определять и формулировать цель и задачи; принять цель, составлять план и последовательность действий, оценивать свои достижения;
Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; формулировать и отстаивать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к другому человеку и его мнению
|
Проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к литературе
|
Используемые технологии (элементы): технология развития критического мышления (ТРКМ), здоровьесберегающая, технология сотрудничества.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование и раздаточный материал:
проектор, компьютер;
иллюстрации к роману «Евгений Онегин», сонник, тексты «Письмо Татьяны», эпиграф на доске, словари, рабочие листы, атрибуты костюмов героев произведения;
презентация, фрагмент из фильма «Онегин» сцена «Последняя встреча Онегина и Татьяны»
героев произведения;
Предварительная работа:
чтение романа «Евгений Онегин»;
Ход урока.
1. Организационный момент (3-5 минут)
1. - Здравствуйте, ребята и присутствующие на уроке гости.
- Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.
Стадия вызова
- Очевидно, что в искусстве, возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин", любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается ей в любви. Сегодня мы с вами будем говорить о той, чьё имя использовал А.С. Пушкин, говоря о нравственном идеале русской женщины. Кто она? (выслушивает ответы) Совершенно верно, речь пойдет о Татьяне Лариной.
2. Постановка цели и задач
Какой вопрос возник перед вами после прочтения высказывания (услышанной вами фразы): «Татьяна - нравственный идеал А.С. Пушкина»
(выслушивает ответы) Идеал ли она? На этот проблемный вопрос мы и должны дать ответ в конце урока (цель)
Подумайте и выберете наиболее эффективный путь решения данной проблемы (задачи)
Выяснить, что такое « идеал», «нравственный идеал»;
Аргументировать данное утверждение.
Сделать вывод.
2. Основная часть (25-30 мин)
1) Лексическая работа (3-5 мин)
Итак, выясним, что скрывает в себе слово «идеал». С каким предметом и звуком ассоциируется у вас слово «идеал»? Предложенные ответы запишите в таблицу: «Выглядит, как... Звучит, как ...» (предлагают ассоциации по очереди).
Предлагаю вам сформулировать определение понятия «нравственный идеал», опираясь на личный опыт и словарные статьи различных авторов.
(заслушиваются определения)
Работа в группах.
Творческая работа «Рассказ о героине» (10-15 мин)
Предположим, что Татьяна обладала всеми этими качествами. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы переходим к поиску аргументов. Скажите мне, пожалуйста: «Кто может знать о человеке больше всех и рассказать о нём?» Конечно же, это сам человек (автобиография) и его близкие, родные, знакомые. Для более плодотворной дальнейшей работы на уроке вы разделились на творческие группы.
Итак, справа от меня
1 группа «Биографы» (выступают от лица Татьяны и других героев)
Задача: проанализировать факты из биографии Татьяны и сделать вывод. Построить своё выступление от лица Татьяны (автобиография) и других героев. (Рассказывают о детстве, семье, социальном и семейном положении героини). При выступлении постараться передать образ героя.
Слева – 2группа «Аналитики» (выступают от лица героев произведения)
Задача: проанализировать внешние данные, характер, увлечения героини, её отношения с другими героями и сделать вывод. Построить своё выступление от лица героев произведения.
По центру – «Эксперты» (выступают от лица А.С. Пушкина и критиков)
Задача:
Проанализировать выступление групп, согласиться или опровергнуть мнение выступающих, прокомментировать. Построить своё выступление от лица Пушкина А.С.
-
В критических статьях выбрать цитату, которая, по вашему мнению, заслуживает обсуждения, высказать своё мнение по теме? Построить своё выступление от лиц критиков.
А) обсуждение в парах,
Б) обсуждение в группе,
В) высказывание мнения от группы.
В течение урока, по мере того, какую информацию вы услышите, заносите в свои листы размышлений то, что вам поможет ответить на проблемный вопрос (Приложение 1)
Выступления участников групп.
3. Работа с иллюстрациями.
А) Скажите, пожалуйста, как данные иллюстрации связаны с жизнью Татьяны? (это момент после написания ею письма Онегину – встреча в саду)
Задания по группам:
Опишите состояние Татьяны до принятия ею решения написать письмо Онегину. Приведите фрагменты текста, которые для нашего исследования являются основными. (Ночью она не может заснуть и заводит разговор о любви с няней. Та рассказывает, как была выдана замуж в тринадцать лет, и понять барышню не может. Вдруг Татьяна просит перо, бумагу и принимается за письмо к Онегину)
Что чувствовал Евгений, когда читал письмо Татьяны? Приведите фрагменты текста, которые для нашего исследования являются основными. (Письмо тронуло Онегина. Оно было проникнуто нежностью, надеждой на счастье, искренностью, честностью, доверием к любимому человеку, но в то же время в письме чувствовалась грусть, “души неопытной волненья”, страх, что любимый её не поймет и заставит страдать).
Удалось ли художникам передать состояние героев в момент их первого свидания и объяснения? Приведите фрагменты, иллюстрирующие состояние героев.
Какие качества, проявленные героиней, говорят о её нравственности? (Героиня обладает обостренным чувством чести и девичьего достоинства, так как умеет испытывать эмоции стыда и смущения, которые не позволяют ей оставаться человеком безнравственным)
Б) Скажите, пожалуйста, как данные иллюстрации связаны с жизнью Татьяны? (это сон)
Задания по группам:
Каков сюжет сна Татьяны?
Что предвещал ей сон?
Действительно ли он оказался вещим?
Какова роль сна в разгадке внутреннего мира героини? (общий вопрос, задаётся после выступления групп)
(выступление учащихся)
Итак, предсказания сна сбылись. Героиня вышла замуж и перешла, как во сне через мостик, сквозь 1 из периодов своей жизни к новому жизненному состоянию. Ребята, как вы думаете, Татьяна, выйдя замуж, продолжала любить Онегина?
Почувствовать трагизм последней встречи нам поможет фрагмент из фильма «Онегин» (смотрят фрагмент «Последняя встреча Онегина и Татьяны) vk.com Евгений Онегин (на 1.30 1.35 мин) Последняя встреча Онегина и Татьяны
Правильно ли поступила Татьяна? Что бы вы сделали на месте Татьяны? Можно ли её поступок назвать нравственным?
Настало время вернуться к мнениям критиков.
3. Рефлексивный этап (3 мин)
Итак, просмотрите листы размышлений. Соотнесите все аргументы «За» и «Против» и сделайте вывод, то есть ответьте на вопрос, поставленный вначале урока: «Идеальна ли Татьяна?» Свой ответ постройте в виде синквейна, стихотворения, правилами написания которого является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
(Учащиеся зачитывают получившиеся стихотворения)
4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности (2-3 мин)
Урок подошёл к концу. Огромное спасибо всем за работу. А сейчас я предлагаю вам на секунду стать барометрами, необычными, измеряющими настроение. Улыбнитесь друг другу и сообщите о своём настроении при помощи рук: плохое настроение – пусть ваши ладони коснутся другу друга, а если хорошее – пусть руки раздвинутся в стороны. Огромное спасибо всем за работу и отличное настроение.
5. Домашнее задание (1-2 мин) Я желаю вам успехов в учёбе и настроения для плодотворной работы по выполнению домашнего задания, которое находится на ваших рабочих листах. Я уверена, что у вас не возникнет затруднений. Листы по самооцениванию просьба заполнить и оставить мне.
|
|
|