|
Урок литературы Тема. Преображение Марии в повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая»
Урок литературы
Тема. Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
Цели: 1. Организовать работу учащихся с текстом повести. Проследить путь преображения Марии.
2.Формировать навыки осмысленного чтения.
3.Приобщать учащихся к чтению произведений донской литературы.
Способствовать воспитанию патриотических чувств, сострадания, уважения к женщине-матери.
Основа, суть всего живого- Мать…
М. Миркошар
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Целеполагание.
3.Предкоммуникативная фаза.
Слово учителя. – Ребята, сегодня на уроке мы с вами опять перенесёмся в грозные сороковые, «сороковые- пороховые» годы.
Лампы непогашенное пламя,
Непогодь играет на трубе.
Ласковыми нежными руками
Память прикасается к тебе.
-Учащиеся читают наизусть отрывок из книги Ю. Бондарева «Мгновения» и стихотворение Н. Рачкова «Проводы».
-Ребята, вы прослушали выразительное чтение своих одноклассников, а теперь посмотрите на репродукции картин и скажите:
-Что их объединяет?
-Что несёт собой война?
-Что это за время?
-Да, война - страшное, суровое время. Война, подобно огнедышащей гиене, всё испепеляет на своём пути.
-А скажите, есть ли связь между стихотворением, отрывком и повестью Виталия Закруткина «Матерь человеческая»?
- Да, тема войны объединяет эти произведения. В отрывке Ю. Бондарева есть слова «Война- …это и погибшие молодые жизни, непрожитые биографии.»
-О ком вспомнили вы из повести «Матерь человеческая»?
-А строки стихотворения: «Мама смотрит почти отрешённо. Мама мною беременна, мной…»- это о ком?
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над текстом повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Вслед за автором мы проследим, как донская казачка, преодолев трудности на своём пути, поборов в своём сердце ненависть, стала заступницей, Матерью для всех, кто ещё жил, дышал на покинутой всеми земле, выжженной, изуродованной врагами. Образ этой маленькой беззащитной женщины волнует нас и заставляет задуматься о повседневном, незаметном материнском подвиге, о созидании, которые порой не оцениваются по достоинству.
-Прочтите тему нашего урока. Понятно ли вам, ребята, значение слова «преображение»? Вам на дом было дано задание: определить с помощью словаря его лексическое значение. . методыЗачитайте его.
-Вспомните историю написания повести. Когда она была напечатана?
-Ребята, вы дома до конца дочитали повесть. Скажите, что вы пережили во время чтения?
-Радует, что это произведение вызвало у вас такие чувства, что вы не остались равнодушными к героям и событиям повести.
4.Коммуникативная фаза.
-Скажите, в какие годы войны происходят события в повести?
-Найдите в тексте картины войны. Зачитайте.
-С чем сравнивает писатель войну? (страшная работа, кровавая жатва)
-Как Закруткин, который сам был на войне с первого её дня, относится к врагам земли русской? Найдите слова, подтверждающие это. (лающими голосами закаркали немцы; серый смерч)
-Какая картина мира предстаёт перед нами после нашествия фашистов?
-На какие мысли наводит всё это? (конец света, Апокалипсис)
-Определите лексическое значение слова Апокалипсис.
-Кому удаётся выжить в этом страшном мире?
-Почему, на ваш взгляд, автор оставляет в живых Марию?
Чтение отрывка(учитель).
-Почему, глядя на скульптуру Мадонны, Закруткин вспоминает простую русскую женщину, казачку Марию?
-Что общего в их судьбе? Случайно ли у них одно имя?
-Кем является Матерь Иисуса Христа для людей? («тёплая заступница мира холодного», молитвенница перед Богом за людей грешных)
-Поэтому люди ищут у неё помощи и защиты, преклоняют колени.
-Почему же Закруткин по истечению многих лет не в силах забыть Марию из далёкого донского хутора? (её горе масштабнее и незбывнее горя Пречистой, а мадонна для него чужая, она всего лишь каменная статуя).
-С женщинами, похожими на Марию, он встречался не раз. Это женщины-труженицы, заботливые матери, любящие жёны.
-Найдите в отрывке слова, которые отделяют образ Богородицы от Марии.(«Но разве нет на земле матерей человеческих…»)
-Вспомните, как жила Мария до войны? Какие отношения были с мужем?
-В чём видела она смысл жизни?
-В повести автор не даёт портрета Марии. Какой вы себе её представляете?
-Как изменилась её жизнь после вторжения фашистов на донскую землю?
-Что пришлось ей пережить?
-Что происходит с Марией, когда она осознаёт, что никогда больше не обнимет её любимый муж, не услышит она звонкого смеха своего Васятки, что вся её жизнь в прошлом, что ничто уже не держит её в этом мире?
-Прочитайте этот отрывок.(«Я не могу жить, господи,…я не хочу жить… Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»)
-Что отогнало желание смерти? Прочтите этот отрывок («А жизнь властно звала её…»)
-Как же начинается её жизнь на хуторе, сожжённом немцами?
-Под воздействием чего Мария чуть не совершила самый страшный грех? Отрывок(«Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…»)
-Что приводит её в себя, предостерегает от убийства? («Ведь только святое слово «мама»…спасли его.»)(милосердие победило, погасило злобу)
-Как была вознаграждена она за мудрость и сострадание? («Голуби всё кружились над пожарищем… И вся стая опустилась у ног Марии.»
-Как вы думаете, что происходит с Марией после всего случившегося?
-Да, она изменилась. Иными словами-преобразилась. Она стала названной матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы и заступницы.
-Чем были заполнены дни Марии на хуторе?
-Что не давало ей покоя? Из-за чего она вела спор сама с собой?
-Куда идёт она за советом? Почему? (кладбище помогает ей утвердиться в своей правоте, именно здесь она ощутила свою ответственность за продление рода, за возрождение жизни на своём хуторе, на родной земле)
-Нашла ли она ответы на мучившие её вопросы? Кто и что ей в этом помогает?
-Что решила для себя Мария, покидая кладбище? Какую работу ей предстояло выполнить?(«Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея…»)
-Каким человеком была эта вид физически слабая женщина?
-Что помогало ей жить, трудиться?(«…по-матерински любила людей…она укрепилась в мысли, что самое главное в жизни человека- делать людям добро.»)
-Были у неё минуты слабости? Почему?
-В чём видела она свой долг? Как она его исполняла? («Всё равно никуда мне не деться, буду работать…»)
-А кто смиренно несёт свой крест? Какие нравственные качества вы вспоминаете при слове «святой»?
-Можем ли мы причислить Марию к лику святых?
-За что? (за нечеловеческий труд, за любовь ко всему живому, за милосердие, мудрость)
-Кого спасла она, обогрела на хуторе? О ком ежедневно заботилась?
Читать отрывок.(«Все они издали узнавали шаги Марии…»)
-Вспомните, в какие ещё моменты Мария испытывает острое чувство материнства? (когда детдомовские дети, пригретые ею, назвали её мамой )
-А когда она начинает осознавать себя матерью всех?
Читать отрывок.(«В это мгновение… Марии показалось, что она родила их всех…»)
-Что произошло с Марией?
Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех, не сострадать всем. Так автор подводит нас к мысли, что завершилось её преображение в Матерь Человеческую!
5.Поскоммуникативная фаза.
-Что помогло ей выжить, выстоять?
Да, материнская любовь и ответственность за всех, кто рядом.
Мария, сама не зная толком Богоматери, последовала её примеру, став утешительницей и заступницей всех живых, поистине Матерью Человеческой.
Найдите в повести словесную икону Женщине - Матери и гимн Материнству, которые создал писатель В. А. Закруткин. Прочтите этот отрывок.(«Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры.»)
-Образ какой женщины показал нам писатель? Какой подвиг совершает эта женщина?
-В своём материнском подвиге Мария поднялась до святости, разрушив тем самым ложное противопоставление образов Девы Марии-Матери Иисуса Христа и Матери Человеческой.
-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Есть ли связь этих слов с повестью В.Закруткина «Матерь человеческая»?
Чтение отрывка(«Я всматривался …засияет над землёй образ Матери Человеческой…»)
Стихотворение М. Миркошара «Основа, суть всего живого- Мать…»
6.Подвидение итогов. Рефлексия.
7.Домашнее задание.
8.Оценка работы учащихся на уроке.
|
|
|